Алфавитный суп

Хорошая новость — мы в своих странностях не одиноки. На первый взгляд может показаться, что глобализация разнесла англо-саксонскую систему с оценками от A до F по всему миру, а если где-то она и не используется, то её место занимает 10-балльная или 5-балльная шкала. Но, присмотревшись, понимаешь, что на планете, скорее всего, не найдутся две одинаковых реализации любой из этих систем. Чтобы сориентировать учителей и найти хоть какое-то взаимопонимание с зарубежными коллегами, чиновники от образования, как правило, обозначают границы оценок в процентах. Уже тут начинаются разночтения: малазийская «A"отсчитывается от 85%, сингапурская — от 70%, а, скажем, бразильская — от 90%. Разбираться в этих деталях — неблагодарная работа, но, например, в Канаде педагогам приходится это делать постоянно: у каждой провинции значение оценок, а иногда и набор букв — свои. Отдельный вопрос, как в каждой системе вычисляется средний балл по всем предметам (упомянутый выше GPA, GrandPointAverage), по какой шкале измеряется он сам, и на что он влияет в плане образования и карьеры в данной стране и за её пределами. Впрочем, эти вопросы выходят за рамки темы: сегодня мы поговорим о форме, а не содержании. В алфавитной системе буквами «A», «B», «C» и «D» обозначают проходные баллы в порядке ухудшения. Роль неудовлетворительной оценки обычно выполняет «E«или «F». В пользу первой говорит алфавитный порядок, вторая — понятное сокращение от fail (провал), но даже в США — колыбели этой системы — нет согласия по поводу набора букв. В некоторых школах вместо «F» используют «N» (nocredit, не зачтено) или «U«(unsatisfactory, неудовлетворительно). Базовым вариантом системы «A-B-C-D-E/F» пользуются в Гонконге, Индонезии, Афганистане, средних школах Южной Кореи, вузах ОАЭ и некоторых школах Бразилии. В Швеции и университетах Норвегии и Эстонии «E» сделана нижним проходным баллом, а «F», соответственно, неудом. Казахстан, Канада, Кения, Малайзия, Монголия, Пакистан, Саудовская Аравия и Таиланд расширяют эту шкалу, официально добавляя почти к каждой оценке плюсы и минусы (и всё равно среди них не найти пары одинаковых систем: например, в Малайзии только «B» встречается и с плюсом, и с минусом, а в Монголии, наоборот, почему-то только у «B» нет варианта с плюсом).Конечно, плюсы и минусы используются даже в Соединённых Штатах, но там они работают примерно как у нас — скорее, декоративно Некоторые добавляют по одной-две буквы: в Иране шкала выглядит, как «A+, A, B, C, D, E/F», в Японии — «AA/T, A, B, C, E/F», в Пакистане — «A1, A, B, C, D, E, F». В старших классах Сингапура шкала разбита на девять делений: «A1, A2, B3, B4, C5, C6, D7, E8, F9». В Ирландии есть три отдельных неудовлетворительных оценки: «E», «F» и «NG«— последнюю ставят, когда и проверять-то нечего. В индийских вузах встречаются варианты «O, A+, A, B, C, D, E, F» и «S, A, B, C, D, E, U». «U» — отдельная оценка для жульничающих. В китайских университетах оценки тоже примерно соответствуют алфавитной системе.Существует несколько самостоятельных буквенных систем, являющихся сокращениями местных словесных оценок: «FB-B-S-I» в младших классах Румынии, «HD-D-Cr-P-F» и «H1-H2A-H2B-H3-P-N» в вузах Австралии. В младших классах Уругвая используется совершенно невероятная шкала: «S-SMB-MBS-MB-MBB-BMB-B-BR-RB-R-D». Она образована различными комбинациями слов «sobresaliente» (отлично), «muy» (очень), «bueno» (хорошо), «regular» (удовлетворительно) и «deficiente» (неудовлетворительно). Будьте внимательны, «отлично — очень хорошо» и «очень хорошо — отлично» — не одно и то же!Десятки и сотни Пяти-, десяти-, двадцати- и стобалльные системы очень распространены и обычно идут рука об руку. К тому же, алфавитная система практически не отделима от стобалльной. Все они могут использоваться в одной стране для разных уровней образования и экзаменов. Скажем, в Панаме университеты оценивают студентов от 0 до 100, а школы — от 0 до 5. Понятно, что минимальный балл везде свой. Поскольку мало кто использует лишь одну из перечисленных систем, следующая классификация довольно условна: куда записать, например, Финляндию, где используются шкалы «0-5» и «5-10»? Стобалльную систему более-менее эксклюзивно используют Ирак, Палестина, Коста-Рика, Никарагуа. Двадцатибалльная система в ходу в Бельгии, Венесуэле, Ливане, Перу и старших классах Португалии. При этом неуды начинаются обычно ниже 10 или 11, но в Ливане учителя ещё и могут ограничивать максимальный возможный балл за свои задания.Некруглые числа Искать экзотику в системах оценки успеваемости — сомнительная задача. Как оценки не назови, они так или иначе выстраиваются в некий порядок и, если покопаться, обнаруживают некое процентное выражение. Такова уж их функция. Поэтому самое странное, что могут предложить нам школы мира — это системы, которые привести к стобалльным лишь слегка сложнее. В Болгарии используется шестибалльная система; двойка — обычный неуд, а единицу ставят списывающим. На экзаменах оценки выставляются с двумя знаками после запятой. В польских школах аналогичная шкала сдвинута в другую сторону: «шестёрка» означает особые заслуги или идеальный ответ. В швейцарской шестибалльной шкале плохих оценок больше, чем хороших: проходной балл начинается с четырёх, при этом в ходу есть ноль и оценки изменяются по полбалла. Старшеклассники в Южной Корее получают оценки от одного балла до девяти (чем меньше, тем лучше). В Чили используется семибалльная система с одним знаком после запятой, проходные баллы — 4.0-7.0. 12-балльные системы приняты в Уругвае и Украине. Но, пожалуй, победителем конкурса на самый странный набор знаков станет Дания. Здесь в ходе реформы 2007 года выкинули из 13-балльной системы «ненужное» и слегка перемешали, чтобы проще соотносить с алфавитной системой. Осталось семь оценок: «12», «10», «7», «4», «02» и два неуда: «00» и «-3». Минус три, Карл.

22 July 2018
Ответы

Интересно, Людмила Николаевна! Не согласна с названием системы - англо-саксонская. Англы, саксы, юты жили давным-давно, и такой системы у тех племён не было. "Аналог российской пятёрки для украинских школьников — 12"? Точно? А не "5+"?

22 July 2018

Лариса Павловна, спасибо. Я не уточнила, а информацию взяла на сайте Мел. Согласна с вами.

22 July 2018

В Украине 12-балльная система оценивания. В ней нет отрицательных оценок. Даже имея оценки 1, 2, 3 (низкий уровень), дети не остаются на повторный курс. И с этими оценками можно получить аттестат. Но, обычно, меньше 4 выпускникам не ставят. Очень хорошая система оценивания.

22 July 2018
Ответ

Т.е., вообще никогда не оставляют на повторный курс? Может, так и правильно.

22 July 2018
Ответ

Именно так. Просто по аттестату видно, как ученик учился. Его просто в вуз не возьмут. А кроме того, каждой оценке 5-балльной системы соответствует три оценки. Например, 4, 5, 6 соответствуют оценке 3. Кому мы ставим 3? Один ученик учится почти на 2, мы ставим 3. Другой чуть-чуть не дотягивает до 4. Мы тоже ставим 3. А здесь для каждого случая есть свой балл. Мне эта система гораздо больше нравилась, чем 5-балльная. А система ABCDEF - еще лучше. Это система накопления баллов. Но там есть отрицательные оценки: Е - с правом пересдачи, F - без права.

22 July 2018
Ответ

Наталья Владимировна, спасибо большое за комментарий! Система ABCDEF мне тоже очень нравиться, когда целостно складывается результат.

23 July 2018
Ответ

Спасибо, не знала. Если Вы говорите, что "каждой оценке 5-балльной системы соответствует три оценки", то можно ли считать, что укр. 10 - это рос.5-; 11 = 5; а 12 = 5+? И автор статьи не совсем прав ("Аналог российской пятёрки для украинских школьников — 12")?

23 July 2018
Ответ

Автор прав. Только 5 это еще и 10, и 11. Т. е., если у ученика все 10 по предметам, то он тоже отличник. 12 баллов обычно выставляются за особые заслуги: очень качественный проект, какое-нибудь очень хорошо выполненное творческое задание. Минусов и плюсов нет, но, по аналогии, можно и так сравнить с 5-балльной системой. Хотя на каждый из 12 баллов есть свои критерии оценивания.

23 July 2018
Ответ

Понятно!

23 July 2018

В мою бытность у нас в школе был учитель химии, он оценивал ответы учеников по 8-балльной системе.

22 July 2018

У нас учитель математики ставит + или -, ну а потом переводит в традиционные наши баллы.

22 July 2018

Не совсем понятен вопрос дискуссии — как найти взаимопонимание с зарубежными коллегами? Или как "изобрести" идеальную систему оценок в школе? Взаимопонимание находить будут юристы. :-) Именно они, на мой взгляд, должны "перекодировать" документы и привести их к единому знаменателю. Опять же, в этом должны быть заинтересованы представители Международных организаций, занимающихся этими вопросами. В идеале, конечно, когда-нибудь в будущем, будут разработаны Международные стандарты, подписанные всеми государствами, в соответствие с которыми, возможно, будут приведены нормативные документы всех стран в части принятия единых требований к оцениванию школьных достижений учащихся. Что же касается системы оценок в школе — это большая проблема. Обеспечить полную объективность очень сложно, а, может, невозможно. Во всяком случае — пока. На мой взгляд, самая большая проблема здесь — несоответствие программных требований возможностям конкретных учащихся. Причина — детей с особыми образовательными потребностями в разы больше, чем указано в статистике. Но родители отказываются проходить ПМПК. При этом в школах практически не осталось логопедов и дефектологов, учителя же по разным причинам не могут оказать таким детям адекватную помощь. Как оценивать таких детей? Всем ставить двойки? Вот здесь и начинается "интересное". Здесь будет буксовать любая, самая продвинутая, самая продуманная система оценок. :-)

22 July 2018

Пока наша система оценок не меняется, но есть другие системы, которые можно использовать (неофициально, для себя) , чтобы быть более объективным, Инга Викторовна. Спасибо вам за подробный и интересный комментарий.

22 July 2018