Почему электронные журналы пока не спасают школы (хотя должны бы)
В нашей стране самая большая бумажная нагрузка на учителей в мире. По исследованию Teaching and Learning International Survey, в 2013 году российский учитель работал в среднем 46 часов, из них 15 уходило на заполнение бумаг. Ксения Букша размышляет, какие проблемы тянет за собой бумажная волокита. Именно «бумажки» все учителя называют помехой в работе номер один. Электронные дневники и журналы не улучшили обстановку: у многих педагогов нет хорошего школьного компьютера, и им приходится всё дублировать — причём после урока и, скорее всего, уже дома. Журналы внеурочных занятий остаются бумажными, календарно-тематическое планирование почти везде сдают в бумажном виде. Учителю приходится расписывать универсальные учебные действия, компетенции, писать технологические карты к каждому уроку. К этому добавляются анализы и отчёты по контрольным, контрольно-измерительные материалы, психологические портреты классов, списки учеников для разных нужд, кое-где — ещё и инвентаризации кабинетов и многое другое. Не добавляют радости и новые формы подтверждения квалификации, для которых надо набирать баллы путём написания статей и участия в конференциях. Учителя обязаны проходить курсы по ФГОС (на практике — нередко за свои деньги). А пресловутые ВПР (Всероссийские проверочные работы), для проведения которых детей снимают с уроков? К ним приходится готовиться специально (в некоторых школах даже организованы «кружки по подготовке к ВПР»). Время учеников и учителей, отведённое на обучение, опять уходит на отчётность и контроль. Отдельная беда — система оценки труда учителя по баллам, которые он выставляет ученикам. Получается, что, оценивая учеников, он оценивает сам себя Образовательная система стремится к гиперконтролю над исполнителями. Отчёт о формальном, измеримом результате одерживает верх над процессом. А ведь самое интересное в учительской работе — это творчество. На него времени почти не остаётся. Страдают и родители. Знакомая мама первоклассницы перечисляет, что за первую неделю сентября ей пришлось распечатать, заполнить или пройти: заявление на продлёнку; договор на продлёнку; два отдельных заявления на обеды и полдники; запрос на предоставление электронного доступа к меню ребёнка; запрос на открытие электронного дневника; заявление на доступ в школу по магнитной карточке; регистрацию на сайте ГТО с целью получения УИН; согласие на обработку персональных данных; согласие (отказ) в связи с прививкой от гриппа. Начало года — ещё не всё. Предполагается, что родитель младшеклассника должен вовсю сотрудничать с учителем, помогая своему ребёнку. Школьные проекты и презентации, доклады и рефераты ученик 1-3 класса делать сам не может. Многие задания по литературе, окружающему миру, технологии рассчитаны на помощь родителей и поиск информации в интернете. Почему родители должны заниматься этим в своё свободное время, и что если они не могут? Ответ прост: потому что это не вполне домашнее задание, а своего рода «отчёт о деятельности» ребёнка. Как и портфолио школьника — к счастью, необязательное.
Прикрепленные ссылки
Беласик Людмила Николаевна
Красноперова Марина Рудольфовна
Беласик Людмила Николаевна
Ирина Анатольевна
Рождественская Елена
Белова Светлана Сергеевна
Беласик Людмила Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Беласик Людмила Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Беласик Людмила Николаевна
Шулина Оксана Владимировна