Учитель? Докажи

В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю?- Цель - не "найти и наказать", а понять, как повысить качество преподавания в школах. Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, - рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. - Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение. Какой будет аттестация по новым правилам? В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых - Единые федеральные оценочные материалы. Если коротко - ЕФОМы. Для обычного "уха" эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые "педагогические кейсы". Первый "блок" - письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше. "Обкаткой" Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор. - Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, - говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. - Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ. В планах до 2020 года - разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов. В фокусе - русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право. При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила "оценка". - Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, - подчеркнул Анзор Музаев. - То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно. Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон. - Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, - говорит Андрей Милехин. - Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка. - Прим. ред.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс - анализ учителя собственной работы на уроке. И последний "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий. На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом - 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию. Зачем нужна аттестация учителей? Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное - понять, как повысить качество преподавания в школах Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов - это станет "входом в профессию". Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию. В аттестационный "портрет учителя" входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 - за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов "подарят" успехи учеников, а условия профессиональной деятельности - максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя. Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то "старший" - разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, "ведущий" - выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов. - Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, - считает призер конкурса "Учитель года-2018", историк Илья Казанцев. Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудит ее детали на всероссийской конференции.Прямая речь Татьяна Голикова, вице-премьер: - В рамках нацпроекта "Образование" мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях. Ольга Васильева, министр просвещения: - В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры.

24 October 2018
Ответы

Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон. Хорошее решение вопроса::smile1::

1
24 October 2018

Октябрьское исследование предметных и методических компетенций уже прошло. Оглашены предварительные выводы: примерно 10-20 процентов участников исследования не владеют предметными компетенциями, примерно 40-50 процентов участников не владеют методическими компетенциями.

1
24 October 2018

Татьяна Петровна, ни чем не владеем....::smile49::

1
24 October 2018
Ответ

Будут нас на курсы отправлять и учить, учить... А потом опять проверять, проверять... Интервью Е. Е. Семченко о проведении исследования компетенций учителей на телеканале «Россия 1» https://www.youtube.com/watch?v=CEN9cRneETY&feature=youtu.be

1
24 October 2018
Ответ

Татьяна Петровна, мне в почту прислали, принять участие в исследовании.

1
24 October 2018
Ответ

Я участвовала в исследовании, которое проводил Рособрнадзор в октябре. Оно завершилось. "Исследование проводилось в целях создания и апробации инструментария для формирования национальной системы учительского роста и определения (уточнения) подходов к оценке компетенций учителей на основе единых федеральных оценочных материалов". Это я процитировала. Результаты исследования будут предоставлены региональным координаторам исследования в деперсонифицированном виде. Личные результаты можно будет узнать после 20 ноября. "В деперсонифицированном виде", это как сказать. Я единственная из историков всего района участвовала в исследовании. Как меня не деперсонифицируй, всё-равно все знают, что это я. Я волновалась перед исследованием, сейчас нет. На 100 процентов не выполнила, а на процентов 90 должна справиться. На методику задания были непростые. Людмила Николаевна, Вас приглашают участвовать в исследовании в 2019 году?

1
24 October 2018
Ответ

Спасибо, Татьяна Петровна. Попробую.

1
25 October 2018

Когда же спокойно жить начнем, через каждые 5 лет прохожу аттестацию и каждый раз по-новому. Зачем? У меня каждый год урок открытый районный, что же еще проверить? В 2020 году мой срок прохождения и опять по-новому....::smile42::::smile42::

1
24 October 2018
10442
Эксперт сайта

Точно

2
24 October 2018
Ответ

::smile53::

1
24 October 2018

Елена Федоровна::smile21::::smile21::::smile21:: Спокойно не дадут....

1
24 October 2018
Ответ

Спокойно "умереть " не дадут... надо быть готовым ко всему.

1
24 October 2018

Когда же уже дадут спокойно работать учителям?! Мы и так каждый раз подтверждаем свою квалификацию: даем открытые уроки на район и внутри школы,участвуем во всевозможных конкурсах, проходим курсы повышения квалификации и т.д.и т.п. Неужели этого недостаточно? Сначала нужно протестировать Министерство образования,затем огласить результаты тестирования и только потом вводить новшества в школу.

4
24 October 2018

Хорошая идея протестировать тех,кто эти проверки придумал!!!

3
24 October 2018
10442
Эксперт сайта
Ответ

Согласна с вами.

0
24 October 2018
Ответ

+ недельку вести уроки по 6-8 ежеднено и + классное руководство+ подготовка к ОГЭ или ЕГЭ после уроков+ внеурочная деятельность и т.д.

1
24 October 2018

"Главное - понять, как повысить качество преподавания в школах". Они не понимают, как повысить качество преподавания в школах. И эти люди решают важнейшие вопросы образования, не понимая толком, что в этой школе происходит. Мне их очень жаль.

1
24 October 2018

а кто будет аттестоваться в таких условиях?

1
24 October 2018

Очень сложно и неоднозначно... Я точно не буду. Смартфон к этому времени устареет...

2
24 October 2018
Ответ

Повезло, что я сейчас готовлю документы на аттестацию.

1
24 October 2018
Ответ

Очень повезло, Наталия Алексеевна!!! Я в ноябре прошлого года прошла аттестацию. Мне понравилось насчет смартфона, мнения выпускников... все в "пользу" учителя.

1
24 October 2018
Ответ

Да уж прямо всё в "пользу" учителя!

1
25 October 2018
Ответ

::smile7::::smile7::::smile7::

1
25 October 2018

Интересно, а у сидящих "там" чиновников есть аттестация? Они проходят курсы? Участвуют в конкурсах? Готовят других чиновников? Кто-нибудь проверяет их способности к законотворчеству?

3
24 October 2018

На базе ИУУ... Была на прошлой неделе там на курсах. Все поувольнялись, работать некому. Нас, математиков, курирует историк. Это нормально? Как они за аттестацию будут отвечать?

1
24 October 2018

Интересно, а как будут аттестовывать воспитателей в новых условиях?

1
24 October 2018

А я работаю в школе закрытого типа, при колонии. Какая видеозапись, какой смартфон? Да и ученики вряд ли будут в восторге от того, что их собираются снимать...<div>Хотя, может, отпадет необходимость демонстрировать постоянно повышающееся качество, которого в этих условиях добиться невозможно: ученики постоянно меняются. Ты только их чему-то научил - освободились, а на их место пришли другие, и весь процесс заново. Да и олимпиады-конкурсы почти все мимо: по возрасту ученики не проходят (старше 18). И приходится постоянно доказывать, что ты не верблюд...</div>

1
25 October 2018

Как я с вами,Валентина Валерьевна согласна.....

1
25 October 2018

Ответ #466156 был удален 26 October 2018

Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, - говорит Андрей Милехин. Андрей Милехин считает, что это всё можно увидеть на записи одного урока? И кто эти независимые эксперты, которые будут оценивать по одному уроку работу учителя? А если на уроке что-то пошло не так, то учителя будут репетировать открытые уроки и записывать их до тех пор, пока не получится всё так, как надо? А детей когда учить? Учитель – не актёр, а урок - не спектакль. Урок – часть нашей жизни со своими плюсами и минусами. «К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь» (Сухомлинский). А нам предлагают минимум за четыре часа всё подготовить! А ещё «в аттестационный "портрет учителя" войдут три элемента, но собирать их будет администрация школы». А на деле собирать их будут учителя, которые аттестуются. (Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.) Вот вам и отсутствие портфолио! А где тьюторы, о которых говорилось в новых стандартах? Всю работу делает учитель - классный руководитель! Надо создать учителям условия для работы на деле, а не на бумаге. И сколько уже можно издеваться над учителями?

1
25 October 2018

учителей с категориями станет меньше и весь смысл -экономия средств

3
25 October 2018

Андрей Владимирович, все верно.

1
25 October 2018

Хотелось бы знать , а у сидящих "там" чиновников есть аттестация? Они проходят курсы? Участвуют в конкурсах? Готовят других чиновников? Кто-нибудь проверяет их способности к законотворчеству?

2
25 October 2018

Если бы учителя нашли в себе мужество хоть от чего-то, придуманного чиновниками отказаться, может этих проклятых экспериментов стало бы поменьше? Только безропотность учителей даёт чиновникам возможность всё это продолжать и продолжать. Не думаете ли вы, что нам давно уже пора начать забастовку? Есть ведь профсоюз "Учитель". Ведь работать-то всё равно почти невозможно и, как многие полагают, и толка особого от нашего образования нет. Спасение утопающих - дело рук утопающих. Неужели ещё чего-то можно ждать от чиновников. Они не слышат учителей, не хотят даже слышать. Чего же ждать ещё?

1
1 November 2018