Кричим “ура”?

Завтра завершается общественная экспертиза нового проекта аттестации. Итоги обсудят на финальной конференции в Минпросвещении. В начале февраля редакция Педсовета открыто обратилась к разработчикам с шестью конкретными вопросами. Официального ответа из профильного министерства и Рособрнадзора нет, но предложенный больше месяца назад на общественное обсуждение новый вариант аттестации, - тоже ответ. Искали ответы по существу в тексте, но найденные изменения в документе носят косметический, характер. Например, одиозное предложение - видеосъемка урока - в нынешнем варианте уже отсутствует. Кричим “ура”? Давайте разбираться. Бюрократы в поисках смысла Наш первый вопрос звучал так: “Зачем нужна аттестация?” Давайте поищем ответ в новом проекте. Цели и задачи в прописываются формально, изощренным бюрократическим языком, поэтому их пропускают при чтении. На самом деле это своеобразное “смысловое облако”, по которому можно понять, зачем разработчики делают свою работу. Если отобрать существительные из каждого предложения раздела “Задачи”, то понятна сущность предлагаемой аттестации. Итак, стимулирование (напомним, что стимул - острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют животных). Выявление дефицита и перспектив. Учет требований и мнения. Обеспечение функционирования. Формирование рекомендаций. Перечисленное - инструменты внешней мотивации, которые направлены на то, чтобы заставить педагогов измениться, при этом не обосновав зачем и как. Как в анекдоте о мышах и филине, который посоветовал обеспечить личную безопасность, превратившись в ежиков. А на ответ, как это сделать, послал подальше, резюмировав, что решает только стратегические вопросы. Большинство ученых солидарны в том, что для устойчивых изменений, в том числе профессиональных, необходимо формировать внутреннюю мотивацию человека. Государство, наперекор тенденциям, бросает новые ресурсы на карательную аттестацию, где нет заботы о развитии учительского потенциала, а лишь желание удержать контроль. Принципы аттестации полны деклараций. Звучат как музыка - “законность, коллегиальность, гласность, открытость, независимость, компетентность, обеспечивающие объективное отношение к учителям, их квалификации и результатам их работы, недопустимость дискриминации и волюнтаризма при проведении аттестации”. Но нигде не раскрыты ясные механизмы с помощью, которых будут реализованы. Зато “учет, выявление, обеспечение” - это по полной программе. Приглашение на казнь Второй вопрос звучал так: “Почему нельзя заменить аттестацию педагогов аттестацией руководителей”? Аттестационная комиссия была и будет, судя по новому проекту, похожа на суд. Возглавляет как при развитом монархизме руководитель образовательной организации. У королей и царей тоже ведь были совещательные органы, но зачем подобное городить в двадцать первом веке? Ведь во всех структурах, частных и государственных, найм сотрудников - ответственность руководителя. Хороший руководитель заинтересован в кадрах, учете мнения коллектива, а плохой... Он так составит аттестационную комиссию, что та будет решения принимать по указке. И если руководителю нужен совещательный орган, то делегирует кадровую работу заместителю или отделу кадров. Никакая внешняя, даже "хорошая" аттестация, не заменит нормальную работу по развитию человеческого потенциала и правильных менеджеров образования. Если по-честному, эта аттестация грамотным директорам не нужна. В арсенале куча проверенных методов оценки персонала, как российских, так и зарубежных. И для каждой образовательной организации нужен свой аршин! Почему не научить руководителей работать с кадрами и контролировать по опять же грамотной процедуре, в том числе с учетом мнения сотрудников? Почему не помочь директорам школ чувствовать себя не монархами или диктаторами, а лидерами, за которыми идут не по указке, а по велению души? Стандарт, да не тот Наш третий вопрос звучал “Почему формы аттестации носят провокационный характер”? Смотрим, что изменилось в новом проекте. Нет больше записи видеоурока! Можно кричать”ура”? Это была вызывающе слабая и раздражающая идея. Видеозаписи, нет, но дух провокации остался. Главный элемент новой аттестации (как первичной, так и для оценки уровня квалификации) - не человек, а программа. Единый национальный портал. Профессиональный экзамен задуман онлайн по четырем направлениям: предметные, методические компетенции, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. В тестах, онлайн-тренажерах и специальных программах, которые помогают улучшить профессиональные навыки, ничего плохого нет. С одной оговоркой: если педагог сам может выбрать программу под личные задачи. За государственный же счет будет создан портал, который придется отлаживать, единые материалы будут сырыми. Эксперимент будет опять вестись по сути на живых людях. И нет доверия тому предложению, что в течение пяти лет учитель получит право выбрать старую или новую систему аттестации. Нет доверия, так как еще недавно многочисленные разработчики увлекались созданием и обсуждением профессионального стандарта, который принят и так и не введен в действие. Типовые комплекты ЕФОМ «будут соответствовать как актуальному, так и разрабатываемому профессиональным стандартам педагога». Переводим: “принятый стандарт оказался неудачным, нерабочим и по сути никому не нужным”. Где гарантии, что новый стандарт, новая аттестация не окажутся ровно такими, кто за это ответит? Общественный контроль Наш четвертый вопрос, касался участия в разработке профсоюзов. Как следует из информации Общероссийского профсоюза образования, он был допущен к апробации нового проекта. Очевидно, что ведущую роль в оценке учителей общественным организациям, негосударственным структурам чиновники как не хотели, так и не хотят отдавать. Бояться даже попробовать. Поэтому общественники нужны для прикрытия и церемониальной роли. В новом проекте треть состава аттестационной комиссии “должны составлять несостоящие в трудовых отношениях с данной образовательной организацией представители педагогических ассоциаций, общественных объединений и иных корпоративных некоммерческих организаций, основанных на членстве физических (физических и юридических) лиц, в том числе, учителей”. Кто там будет заседать? Карманные общественные организации, созданные под задачу органами власти. Данная работа оплачиваться не будет, значит в рабочее или свободное время в ней смогут участвовать только те, кому нужно подкреплять значимость. Разве что будут посылать участвовать в “чужих” аттестациях, чтобы соблюсти правила. Хорошо, если без наказов. Рекомендуется также “включение в состав аттестационной комиссии представителей ассоциаций, общественных объединений и иных корпоративных некоммерческих организаций выпускников данной образовательной организации”. Переводим на человеческий язык. Отрабатывается политический запрос на то, чтобы потребитель - читай “выпускник” - влиял на исполнителя - читай “педагога”. Сделать это крайне сложно, поэтому давайте сбросим эту задачу на головы нижестоящих органов управления (не привыкать!), а также директоров школ - ну, им-то все по плечу! Ниже текст из проекта, который даже пересказывать нет смысла, он вообще не учитывает никаких реалий.

9 November 2018
Ответы

Хоть кричи,хоть пой, хоть плачь....

9 November 2018

Одиозное предложение - видеосъемка урока - в нынешнем варианте уже отсутствует. Кричим “ура”? УРА!!! УРА!!!

9 November 2018
Ответ

Ну да....

9 November 2018
Ответ

::smile23::::smile23::::smile23::::smile2::

9 November 2018

"Также наибольшее количество вопросов совершенно справедливо вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съемки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъемку. Мы пришли к выводу, что использование этого формата нецелесообразно", — добавила министр. Также Васильева высказала мнение о том, что у педагогов должен быть "экзамен на вхождение в профессию, как у медиков". По ее словам, Минпросвещения планирует создать сеть независимых аттестационных центров, где педагоги смогут пройти независимую аттестацию еще до официальной процедуры, чтобы самостоятельно оценить свой уровень квалификации, имеющиеся пробелы и устранить их. "В этом независимом центре я, как учитель, могу пройти аттестацию до официальной, посмотреть, что не так, понять, что нужно подтянуть. Я думаю, что это правильное решение", — заявила Васильева. http://www.zavuch.ru/news/news_main/1824/::smile23::

10 November 2018
Ответ

Интересно, а проходить аттестацию в этих независимых аттестационных центрах надо будет платно или бесплатно?::smile42:: Опять будет создана новая структура! Для чего тогда региональные институты развития образования?::smile48::

10 November 2018
Ответ

Вопрос конечно интересный,Наталия Алексеевна.. Надеюсь бесплатно будет.

10 November 2018
26344
Эксперт сайта
Ответ

Не могу понять: а диплом уже не даёт право работать по профессии, нужны дополнительные экзамены?

10 November 2018
Ответ

На городском МО говорили о новой аттестации, всё будет бесплатно. У каждого будет личный кабинет, где мы будем представлять свой материал.

11 November 2018
Ответ

Надежда! Вас уже проинформировали?!

11 November 2018
Ответ

Все круче и круче подходы к решению вопроса!

11 November 2018
Ответ

Диплом плюс хорошие курсы и не надо никаких экзаменов!

11 November 2018
Ответ

::smile7::::smile2::

11 November 2018
Ответ

::smile7::::smile7::::smile7::::smile1::

11 November 2018
Ответ

::smile2::::smile2::::smile2::

5 January 2019
Ответ

::smile23::::smile23::::smile23::::smile30::::smile30::::smile30::

5 January 2019
Ответ

::smile2::::smile2::::smile2::::smile31::::smile31::::smile31::

6 January 2019
Ответ

::smile53::::smile53::::smile53::

6 January 2019
Ответ

::smile31::::smile31::::smile31::::smile23::::smile23::::smile23::

11 January 2019
Ответ

::smile53::::smile30::

11 January 2019
Ответ

::smile23::::smile23::::smile23::::smile31::

12 January 2019
Показать больше ответов (ещё 11)

Обратила внимание, что разработчики нового проекта аттестации предусмотрели маленькую лазейку «для своих». Красота: “целесообразно в рамках единой системы проведения аттестации предоставить субъектам РФ право самостоятельно формировать перечень профессиональных достижений учителей, дающих право/возможность прохождения аттестации в упрощенном виде”. Поняли? Соорудим профессиональный конкурс, проведем через него нужных победителей, и освободим от аттестации.

9 November 2018

::smile21::::smile21::::smile21:: Для всех в "упрощенном варианте"!!!!

9 November 2018
Ответ

::smile7::::smile2::

9 November 2018

«для своих», пенсионный возраст поднимают, а работать не дадут.

10 November 2018
Ответ

Я - "за"! Обеими руками!!!!!!!!

10 November 2018
Ответ

И я::smile2::

10 November 2018

Наталия Алексеевна! "ЛАЗЕЙКИ" были всегда, и только для "СВОИХ"! Так было, есть и будет... Наша задача-минимизировать "их аппетиты", если, конечно, получится!

10 November 2018
Ответ

::smile2::::smile2::::smile2::::smile28::::smile28::::smile28::

11 November 2018
Ответ

Было бы замечательно::smile2::::smile2::

21 January 2019
Ответ

::smile2::::smile2::::smile2::

21 January 2019
Ответ

::smile31::::smile31::::smile31::

23 January 2019
Ответ

::smile30::::smile30::::smile30::

23 January 2019

Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием инструментария. 1. Демонстрация учителем постановочного урока. По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок — это неплохо ("Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет"). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными — вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя. — Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, — констатировала учитель. 2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов. "Качество видеоматериалов моет быть различным", — утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры, которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику. — Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука - того, что говорят учитель и дети, - должно быть высоким. 3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур — Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, — убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании. 4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей. Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда": — В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно. 5. Процедурные сложности. Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся. http://ug.ru/news/26570

9 November 2018

Впечатляет!::smile38::

10 November 2018
Ответ

::smile7::::smile7::::smile7::

10 November 2018

... и хлопаем в ладоши до мозолей!!!::smile28::::smile28::::smile28::

10 November 2018

Звучит "к::smile19::о::smile19::н::smile19::т::smile19::р::smile19::а::smile19::с::smile19::т::smile19::н::smile19::о::smile19::"..........это я про "аттестацию-2020". У меня как раз заканчивается срок действия категории.

10 November 2018