Кричим “ура”?
Завтра завершается общественная экспертиза нового проекта аттестации. Итоги обсудят на финальной конференции в Минпросвещении. В начале февраля редакция Педсовета открыто обратилась к разработчикам с шестью конкретными вопросами. Официального ответа из профильного министерства и Рособрнадзора нет, но предложенный больше месяца назад на общественное обсуждение новый вариант аттестации, - тоже ответ. Искали ответы по существу в тексте, но найденные изменения в документе носят косметический, характер. Например, одиозное предложение - видеосъемка урока - в нынешнем варианте уже отсутствует. Кричим “ура”? Давайте разбираться. Бюрократы в поисках смысла Наш первый вопрос звучал так: “Зачем нужна аттестация?” Давайте поищем ответ в новом проекте. Цели и задачи в прописываются формально, изощренным бюрократическим языком, поэтому их пропускают при чтении. На самом деле это своеобразное “смысловое облако”, по которому можно понять, зачем разработчики делают свою работу. Если отобрать существительные из каждого предложения раздела “Задачи”, то понятна сущность предлагаемой аттестации. Итак, стимулирование (напомним, что стимул - острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют животных). Выявление дефицита и перспектив. Учет требований и мнения. Обеспечение функционирования. Формирование рекомендаций. Перечисленное - инструменты внешней мотивации, которые направлены на то, чтобы заставить педагогов измениться, при этом не обосновав зачем и как. Как в анекдоте о мышах и филине, который посоветовал обеспечить личную безопасность, превратившись в ежиков. А на ответ, как это сделать, послал подальше, резюмировав, что решает только стратегические вопросы. Большинство ученых солидарны в том, что для устойчивых изменений, в том числе профессиональных, необходимо формировать внутреннюю мотивацию человека. Государство, наперекор тенденциям, бросает новые ресурсы на карательную аттестацию, где нет заботы о развитии учительского потенциала, а лишь желание удержать контроль. Принципы аттестации полны деклараций. Звучат как музыка - “законность, коллегиальность, гласность, открытость, независимость, компетентность, обеспечивающие объективное отношение к учителям, их квалификации и результатам их работы, недопустимость дискриминации и волюнтаризма при проведении аттестации”. Но нигде не раскрыты ясные механизмы с помощью, которых будут реализованы. Зато “учет, выявление, обеспечение” - это по полной программе. Приглашение на казнь Второй вопрос звучал так: “Почему нельзя заменить аттестацию педагогов аттестацией руководителей”? Аттестационная комиссия была и будет, судя по новому проекту, похожа на суд. Возглавляет как при развитом монархизме руководитель образовательной организации. У королей и царей тоже ведь были совещательные органы, но зачем подобное городить в двадцать первом веке? Ведь во всех структурах, частных и государственных, найм сотрудников - ответственность руководителя. Хороший руководитель заинтересован в кадрах, учете мнения коллектива, а плохой... Он так составит аттестационную комиссию, что та будет решения принимать по указке. И если руководителю нужен совещательный орган, то делегирует кадровую работу заместителю или отделу кадров. Никакая внешняя, даже "хорошая" аттестация, не заменит нормальную работу по развитию человеческого потенциала и правильных менеджеров образования. Если по-честному, эта аттестация грамотным директорам не нужна. В арсенале куча проверенных методов оценки персонала, как российских, так и зарубежных. И для каждой образовательной организации нужен свой аршин! Почему не научить руководителей работать с кадрами и контролировать по опять же грамотной процедуре, в том числе с учетом мнения сотрудников? Почему не помочь директорам школ чувствовать себя не монархами или диктаторами, а лидерами, за которыми идут не по указке, а по велению души? Стандарт, да не тот Наш третий вопрос звучал “Почему формы аттестации носят провокационный характер”? Смотрим, что изменилось в новом проекте. Нет больше записи видеоурока! Можно кричать”ура”? Это была вызывающе слабая и раздражающая идея. Видеозаписи, нет, но дух провокации остался. Главный элемент новой аттестации (как первичной, так и для оценки уровня квалификации) - не человек, а программа. Единый национальный портал. Профессиональный экзамен задуман онлайн по четырем направлениям: предметные, методические компетенции, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. В тестах, онлайн-тренажерах и специальных программах, которые помогают улучшить профессиональные навыки, ничего плохого нет. С одной оговоркой: если педагог сам может выбрать программу под личные задачи. За государственный же счет будет создан портал, который придется отлаживать, единые материалы будут сырыми. Эксперимент будет опять вестись по сути на живых людях. И нет доверия тому предложению, что в течение пяти лет учитель получит право выбрать старую или новую систему аттестации. Нет доверия, так как еще недавно многочисленные разработчики увлекались созданием и обсуждением профессионального стандарта, который принят и так и не введен в действие. Типовые комплекты ЕФОМ «будут соответствовать как актуальному, так и разрабатываемому профессиональным стандартам педагога». Переводим: “принятый стандарт оказался неудачным, нерабочим и по сути никому не нужным”. Где гарантии, что новый стандарт, новая аттестация не окажутся ровно такими, кто за это ответит? Общественный контроль Наш четвертый вопрос, касался участия в разработке профсоюзов. Как следует из информации Общероссийского профсоюза образования, он был допущен к апробации нового проекта. Очевидно, что ведущую роль в оценке учителей общественным организациям, негосударственным структурам чиновники как не хотели, так и не хотят отдавать. Бояться даже попробовать. Поэтому общественники нужны для прикрытия и церемониальной роли. В новом проекте треть состава аттестационной комиссии “должны составлять несостоящие в трудовых отношениях с данной образовательной организацией представители педагогических ассоциаций, общественных объединений и иных корпоративных некоммерческих организаций, основанных на членстве физических (физических и юридических) лиц, в том числе, учителей”. Кто там будет заседать? Карманные общественные организации, созданные под задачу органами власти. Данная работа оплачиваться не будет, значит в рабочее или свободное время в ней смогут участвовать только те, кому нужно подкреплять значимость. Разве что будут посылать участвовать в “чужих” аттестациях, чтобы соблюсти правила. Хорошо, если без наказов. Рекомендуется также “включение в состав аттестационной комиссии представителей ассоциаций, общественных объединений и иных корпоративных некоммерческих организаций выпускников данной образовательной организации”. Переводим на человеческий язык. Отрабатывается политический запрос на то, чтобы потребитель - читай “выпускник” - влиял на исполнителя - читай “педагога”. Сделать это крайне сложно, поэтому давайте сбросим эту задачу на головы нижестоящих органов управления (не привыкать!), а также директоров школ - ну, им-то все по плечу! Ниже текст из проекта, который даже пересказывать нет смысла, он вообще не учитывает никаких реалий.
Прикрепленные ссылки
Фролова Надежда Михайловна
Беласик Людмила Николаевна
Фролова Надежда Михайловна
Беласик Людмила Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Беласик Людмила Николаевна
Андрей Анатольевич
Антонова Надежда Николаевна
Калашников Игорь Васильевич
Беласик Людмила Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Беласик Людмила Николаевна
Антонова Надежда Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Антонова Надежда Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Антонова Надежда Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Антонова Надежда Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Беласик Людмила Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Смирнова Маргарита Александровна
Бурых Елена Владимировна
Беласик Людмила Николаевна
Калашников Игорь Васильевич
Антонова Надежда Николаевна
Антонова Надежда Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Антонова Надежда Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Бурых Елена Владимировна
Беласик Людмила Николаевна
Бурых Елена Владимировна
Калашников Игорь Васильевич