«Повышение градуса ненависти к учителям зашкаливает»
В последнее время число новости о том, как учителя нарушают педагогическую этику, становится всё больше и больше. Вместе с этим растёт число недовольных школой и педагогами родителей. Елизавета Капустина, учитель и мама, напоминает, что отдельные случаи проявления педагогического непрофессионализма — ещё не повод думать плохо про всех сразу. Пожаловалась мне как-то знакомая, чей ребёнок учился с моим сыном: «Представляешь, наша-то училка задала на лето читать какого-то Уайльда (с ударением на первую гласную)!». И вот я, мама и учительница в одном лице, испытываю обиду и разочарование. Потому что пренебрежительное «училка» слышу от женщины, которая до такой степени невежественна, что не знает кто такой Оскар Уайльд, но при этом смеет судить о компетенции профессиональных педагогических кадров. Знает ли эта женщина, сколько усилий педагог прилагает к тому, чтобы максимально эффективно применять на уроках полученные им знания (во многом так и не пригодившиеся)? Сколько интересных и нестандартных уроков он придумывает и разрабатывает. Сколько дидактического материала он переработал (помните, как у Маяковского: «Тысячи тонн словесной руды»), чтобы найти нужное задание или упражнение. Добросовестный учительский труд — это труд титанический! Ещё обиднее, когда со стороны государственных органов власти, СМИ и родительского сообщества нет поддержки и уважения. Положительный облик педагога и престиж профессии остались в далёком прошлом. Конечно, нельзя отрицать, что среди педагогов есть и непрофессионалы, и равнодушные люди, и «перегоревшие» специалисты. Но такие работники есть везде. Однако общественная травля, повышение градуса ненависти к учителям зашкаливает. Родители (не все, но многие) готовы заранее и заочно упрекать учителя, жаловаться на него, осуждать и обсуждать. К чему всё это приведёт? Вот уйдёт «старая гвардия» на покой (посмотрите статистику о среднем возрасте учителей в нашей стране), из молодых придут единицы. Останутся те, кто будет вести уроки с помощью распечатанного из интернета конспекта, кто не будет считать эту профессию призванием. Этого хочет общество? Вряд ли. Почему выражение беспокойства системой образования сводится к истеричным видео и ток-шоу, где учителя представлены чуть ли не монстрами? Почему на примере одного плохого педагога надо делать вывод, что все такие? Учителю нужен союзник, и этот союзник — семья ребёнка. Согласно тексту «Закона об образовании», в процесс обучения включены (и в равной степени несут ответственность) три стороны: учитель, ребёнок и его семья. А теперь математически: 1/3 — это учитель, 2/3 — это ребёнок и его родители. Пропорция ясна. Почему же всё взвалено на школу? Потому что с неё легче спросить. Учителю можно предъявить обвинение в некомпетентности (вы когда-нибудь слышали о некомпетентности родителей?), на педагога можно надавить, заставить провести дополнительные занятия (в нарушение трудового договора), затребовать отчёт о проведённой работе. Даже если педагог попытается обратить внимание на то, что проблема кроется не только в школе, но и в семье, то сразу наткнётся на собственную беспомощность. У школы и учителя нет инструментария взаимодействия и воздействия на семью ребёнка (на бумаге есть, а на деле это не работает). Вот и получается: с учителя спросить можно, с родителей — нет, педагогическую компетентность измерить можно, родительскую — нет, с учителя взыскать (и тут механизмов полно) можно, с родителей — нет. Почему учитель должен нести ответственность, которую на него со своих плеч переложили родители? Почему нужно ругать школу и педагогический коллектив? Современная школа — это отражение модных нынче инноваций и оптимизаций. Поверьте, учителям тяжело. Когда идут реформы, когда каждый день спускаются новые директивы и указания, трудно успеть за всеми преобразованиями и встроиться в новую систему координат. Если родителей и ребёнка что-то не устраивает, всегда можно подойти к учителю и просто поговорить, обсудить сложившуюся ситуацию, попытаться найти выход, услышать друг друга. В этом я вижу самый эффективный способ сотрудничества. Нужно искать компромисс и понимать, что дело у нас общее — воспитание и образование ребёнка Если компромисс найти не удаётся, есть ещё один способ решить проблему (и это не жалобы в комитет или прокуратуру) — сменить образовательную площадку. За годы работы я пришла к такому выводу: родители прячутся за своё недовольство и раздражение, выражая тем самым нежелание что-либо менять. Критиковать и ругать, возмущаться и жаловаться проще, в этой ситуации всегда есть виновный (а это удобно). А вот перевести ребёнка в другую школу (или хотя бы класс) — это серьёзное решение семьи, своеобразное родительское мужество. Часто родители не готовы брать на себя ответственность за такие перемены. К слову сказать, когда я была ученицей, трижды меняла школу. Своему ребёнку я также меняла детский сад и школу и не испытывала при этом никаких душевных мук. Я воспользовалась правом выбора и ничуть об этом не пожалела. Мы так часто говорим о плохих учителях, выделяем время телеэфира, полосы в газетах и журналах, чтобы рассказать о чудовищных срывах педагогов. Информационный поток такой сильный, что создаётся впечатление, что хороших учителей, профессиональных и компетентных, творческих и настоящих, просто не осталось. Да нет, они остались, просто говорить о них надо больше и показывать обществу достойные примеры.
Прикрепленные ссылки
Беласик Людмила Николаевна
Шулина Оксана Владимировна
Беласик Людмила Николаевна
Мезенцева Ирина Ивановна
Перминова Елена Федоровна
Бурых Елена Владимировна
Беласик Людмила Николаевна
Евгений Алексеевич
Кошелева Светлана Юрьевна
Евгений Алексеевич
Екатерина Алексеевна