Школьный урок.Как найти "золотое" сочетание двух полюсов: дисциплины и свободы?

Готовясь к урокам, заглянула в СМИ. Увидела статью, в которой вновь поднимается вопрос о том, почему школам не нужно выбирать между дисциплиной на уроке и свободой для ученика. Понимаю, что в рамках изучения одного предмета проходят разные уроки, в ходе которых работают различные приемы и методы, способы деятельности. На одних уроках необходима дисциплина и интенсивный темп работы, на иных - можно и поговорить, и поспорить. Коллеги, как Вы находите золотое сочетание на своих уроках? Предлагаю поделиться своими учительскими секретами, приемами, наблюдениями.

Дискуссия создана 5 December 2018

в группе «СМИ о российском образовании »

Ответы

Я, как учитель возрастной (так любят говорить родителя один из завучей), все-таки склоняюсь к тому, что дисциплина на уроке быть должна. И вовсе не потому, что так учителю, возможно, легче. Нет. Считаю, что только в условиях понимания и выполнения единых для всех требований возможна продуктивная и результативная деятельность на уроке. Отношу это требование и к учителю, и к ученикам.

5 December 2018

Интересной показалась градация учителей на четыре типа по сочетанию силы и заботы, предложенная Ксенией Букшей, автором нескольких книг прозы, биографии Малевича и стихов; переводчиком, копирайтером, журналистом, мамой троих детей - двух кровных и приемной дочери. Вот думаю, к какой из групп отношусь я?

5 December 2018

Вы верно сказали, что все уроки разные, но дисциплина должна быть и на уроке -лекции, и на диспуте, и на практической работе. В большинстве случаев дисциплина зависит от авторитета учителя. Дети часто копируют нас не только в хорошем, но и в плохом. Забыли проверить тетради, обещали, но не сделали, допустили слабость, не по делу повысили голос. У нас такая профессия, что надо все время себя контролировать: и в школе, и дома, и в интернете. Дети должны уметь слушать не только вас, но и себя, своих одноклассников, родителей. Этому конечно надо учить.

5 December 2018

Марина Васильевна, благодарю за ответ - позицию. Полностью согласна с тем, что учитель - пример для подражания. О детях хочется сказать, что они копируют не только учителей, но и из семьи идет очень многое.

5 December 2018

Конечно, детям свобода по нраву, Марина Васильевна. И они прекрасно понимают, где границы этой свободы на уроке. Понимают, но не всегда следуют. Мои семиклашки в восторге, когда перед началом урока прошу мальчиков расставить в классе парты по иному. Знают, что будет играть, придумывать, представлять. Сама люблю такие уроки, на которых шум рабочий, творческий присутствует, безусловно. Но регулируют его границы капитаны групп. И это всегда радует.

6 December 2018

Любовь Ивановна, дисциплина в любом случае должна быть. Даже если на уроках возникают споры, это нормально, но дисциплина всегда.

5 December 2018

Согласна, Елена Федоровна. Просто с каждым годом требование соблюдения дисциплины и меры, которые принимает учитель для ее поддержания, воспринимаются и детьми, и родителями, как посягательство на личность. По крайней мере, от родителей такое можно услышать.

5 December 2018
Ответ

И не редко слышишь от родителей, какими же вырастут дети? Вспомним себя, хотя сейчас другое время. На уроке слышно было, как муха пролетит. Вот это дисциплина!::smile7::::smile7::::smile7::

5 December 2018
Ответ

Согласна, Елена Федоровна, про муху. И при этом образование получили достойное, и учителей понимали.

5 December 2018
Ответ

В моем классе из 25 человек - 20 с высшим образованием и хорошие друзья.

5 December 2018
Ответ

Ценность дружбы, как и высшее образование, в наши школьно-студенческие времена имели и смысл, и вес иной, чем ныне! Мог ли кто-то из нас помыслить, Елена Федоровна, что учиться в ВУЗ можно за деньги, не особо напрягаясь? Нет! Вот и самодисциплина поэтому у детей и на уроках была. Елена Федоровна, общаетесь с одноклассниками часто? Хотя, и так понятно.

6 December 2018
Ответ

В основном встречаемся на День встречи выпускников,все разъехались, а кого-то уже и в живых нет. Не помню,чтобы родителей в школу у кого-то приглашали по поводу дисциплины. И уважение было. Особенно мне нравилась история, не могла взгляда оторвать от учителя, так интересно рассказывала!!!! В 10 классе историю вел участник войны, слов нет - до сих пор вспоминаю с любовью об учителях.

6 December 2018
Ответ

Читая такой ответ, какие чувства, Елена Федоровна, кроме радости и преклонения перед учителем, можно испытывать? Одноклассники где и что с ними,не знаю, уже более сорока лет, как был школьный выпускной. Изредка встречаюсь с одноклассницей, так как живет недалеко от Краснодара.

6 December 2018
Ответ

А учителей моих никого нет в живых, учили почти все со стажем. Низкий им поклон!!!! Благодаря им я выбрала профессию и прожила достойную жизнь, чему и стараюсь учить детей!!!!

6 December 2018
Ответ

::smile28::::smile29::

6 December 2018
Ответ

::smile53::::smile30::::smile23::

6 December 2018
1670
Эксперт сайта

Я за дисциплину! Даже если они и работают в парах и что-то обсуждают, это должно быть негромко, в пределах разумного. Дети должны слышать учителя, для того, чтобы все сделать на уроке вовремя.

5 December 2018

Благодарю, Татьяна Ивановна. Присоединяясь к Вам, еще раз для самой себя повторяю:"Говори тише, чтобы все слышали". Учительские голоса поставлены, говорим громко и внятно, поэтому иногда ловлю себя на мысли, что нужно убавить децибелы!

5 December 2018

За дисциплину! Но всё в меру! Всякое бывает на уроке, ведь у нас учатся дети с диагнозом (интеллектуальные нарушения).

5 December 2018

С Вашими подопечными, Наталия Алексеевна, дисциплину на уроках держать, с одной стороны, просто: знаешь особенности каждого ребенка, с другой - сложно, так как детки особенные. Всему педагогическому коллективу школы пожелания легких уроков, хороших результатов, здоровья и счастья! Знаю, что в небольших школах коллектив сплоченный, дружный, как семья.

5 December 2018
Ответ

Вы правы во всём! Спасибо!

5 December 2018

А зачем сочетание? Дисциплина, и все! Не надо сочетать несочетаемое, оксюмороны нам ни к чему!

5 December 2018

Вера Сергеевна, и нисколько процентиков на свободу не оставляем? Шучу, конечно! И я сторонник дисциплины, ответственности и пунктуальности не только на школьных уроках, и в жизни. Благодарю за ответ, понравился, особенно про оксюмороны. Какой он получится: Свобода в условиях дисциплины, или как нибудь иначе?

5 December 2018

Хорошая тема, ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА! Браво!!!::smile28::::smile1:: ДИСЦИПЛИНА "ВО ГЛАВУ УГЛА"! Творчество прекрасно тогда, когда можно видеть и слышать каждого... Творите,господа, кто мешает?!

5 December 2018

Как я рада такому позитивному профессиональному общению, Игорь Васильевич! И про творчество во всех его проявлениях хорошо сказали! Благодарю.

6 December 2018
Ответ

Любовь Ивановна! СПАСИБО!!!

6 December 2018
Ответ

::smile23::

6 December 2018
Ответ

Как Ваши физкультурники поживают!? Творят!?

6 December 2018
Ответ

Если речь о нынешнем лицее, физкультурники гремят не только на весь Краснодар, но и выходят по многим видам спорта на край!Коржевчане тоже на высоте, Игорь Васильевич. Поделитесь успехами своих детей как результатом требовательности учителя и спортивной дисциплины, пожалуйста.

6 December 2018
Ответ

ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА! ВСЁ ХОРОШО!!! У МЕНЯ ОДИН ПОБЕДИТЕЛЬ, ДВА ПРИЗЁРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВОШ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ; ДВЕ КОМАНДЫ (ДЕВУШКИ 9-11КЛ. ПО БАСКЕТБОЛУ И ЮНОШИ 9-11 КЛ. ПО ГАНДБОЛУ) ВЫШЛИ В ЗОНАЛЬНЫЕ КРАЕВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО "ВСЕКУБАНКЕ"

6 December 2018
Ответ

Поздравляю с такими успехами детей, Игорь Васильевич! Считаю их результатом умелого и творческого применения по-настоящему золотого сочетания дисциплины и свободы творчества учителя и учеников. ПОЗДРАВЛЯЮ! Желаю дальнейших успехов!

6 December 2018
Ответ

Спасибо, Любовь Ивановна! ВЫ всегда радуетесь успехам коллег! Обычно завидуют ! ! СПАСИБО!

6 December 2018
Ответ

Игорь Васильевич, люди - сущности несовершенные. И зависть, как один из пороков, всем нам присущи. Я действительно рада успехам и детей, и коллег!!! Знаю, что завидовать - грех. Открою тайну: во мне сидит добрая, белая, в хорошем смысле трансформировавшаяся, зависть-подгонялка. Она, когда просыпается, становится мощнейшим мотиватором движения вперед, потому что твердит внутри: если смог он (она), значит, сможешь и ты!!! И я иду, но лишь своей дорогой, не сталкивая с дороги других. Написала, как на духу, Игорь Васильевич.

7 December 2018
Ответ

Любовь Ивановна! да, ВЫ, лирик!!!::smile2::

7 December 2018
Ответ

Все мы, Игорь Васильевич, особенно женская половина человечества, бываем и лириками, и циниками, белыми и пушистыми, колючими и ершистыми. Часто грущу, есть тому причина. Много факторов влияет на настроение, зато как жить интересно! Шучу, конечно. Но что меня действительно радует, так это возможность общения, пусть даже заочного, с большим количеством позитивных, открытых и благожелательных людей!

7 December 2018
Ответ

Любовь Ивановна! Это баланс Вашего внутреннего мира и самодисциплины?!!::smile0::

7 December 2018
Ответ

Видимо, да, Игорь Васильевич. За плечами уже много прожитых лет, а жизнь учит многому. В том числе и умению радоваться успехам других людей. Огорчает то, что дети становятся все более изворотливыми, подавая учебную ситуацию в выгодном для себе свете. Пример: во вторник девочка, 9 класс, которой поставила за письменную работу 3, дома выдала эту оценку как оценку за хорошо, по ее мнению, решенную у доски задачу, и... дважды в школу приходит бабушка с необоснованными претензиями, отнимая время у всех нас. И такое бывает частенько. Это я о внутренней самооценке и дисциплине деток.

8 December 2018
Ответ

Любовь Ивановна! СОГЛАСЕН!! Требуют (!)!... "топают ножками"... У меня два года назад был папа... Сказал, что у его сына должна быть "5" по "физ-ре", т.к. он будет поступать в Суворовское училище! Для объективности я пригласил их обоих в гимнастический зал и учащийся выполнил тесты (на силу, скорость и координацию)... У папы ШОК(!). Он сам ВСЁ УВИДЕЛ! ... просто мне сказал: так ВЫ (т.е. я) ещё и завышаете ему(сыну) оценку?! В конце беседы я папу поправил : не по "физ-ре", а по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ... ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ НЕ БЫЛО! Сейчас это ребёнок занимается и даже сдал ГТО на "золото". У учителя должны быть АРГУМЕНТЫ, но никак не эмоции. Вот так, Любовь Ивановна, было у меня!

8 December 2018
Ответ

Это просто здорово, Игорь Васильевич, что папа сам все увидел. Поэтому и вопросов не стало! Мне приходится в кабинете директора показывать все письменные работы таких детей, тетради для контрольных и лабораторных работ.

8 December 2018
Ответ

"Такие(!)" учащиеся есть всегда! Я с такими на "ВЫ(!)" и без поблажек. Системный труд и учёт! Только так, Любовь Ивановна! А ещё у нас есть учебники по физической культуре. Можно проследить "связь" с биологией, историей, географией!! "Гружу" теорией !

8 December 2018
Ответ

Такой учебник мне знаком, Игорь Васильевич. Полезным оказался этот учебник для девятиклассников, выбравших индивидуальные проектные работы о сохранении здоровья, системе подготовки к соревнованиям, правильном питании.

9 December 2018
Ответ

::smile2::Любовь Ивановна! Сейчас учащиеся не умеют работать с источниками, особенно с книгами! Не умеют находить нужный материал! У современных учащихся очень много "НЕ(!)".

9 December 2018
Ответ

Согласна, Игорь Васильевич, много! Если задуматься, откуда они, эти "не" у ребенка появляются, получится, что рождаются и развиваются они в раннем детстве. Перед глазами ребенка члены семьи, их отношения, разговоры, действия. И совсем немногие родители сегодня детям читают книги, рассказывают сказки, просто разговаривают с ними. Сколько раз в общественном транспорте вижу: сунул в руки ребенку телефон, и все дела!

9 December 2018
Ответ

::smile1::Наблюдательны ВЫ, Любовь Ивановна!!!::smile28::

9 December 2018
Показать больше ответов (ещё 2)

Когда я пришла в школу, мне сразу достался 9 класс.. я на них без конца ругалась из-за отсутствия дисциплины... Но потом, побывав у них на других уроках, ну, и, конечно, по рассказам самих детей, именно на моих уроках они вели себя лучше всего) так что все относительно и познается в сравнении)

7 December 2018

Ирина Сергеевна, благодарю за ответ. Не сомневаюсь, дети понимали, что замечания ученикам делали не потому, что Вам хотелось пошуметь или поругаться. Как в дальнейшем, изменения в дисциплине в классе происходили?

8 December 2018
Ответ

Ну, всегда по-разному бывало) радует, что на контрольных работах была тишина)

8 December 2018
Ответ

Это уже хорошо, Ирина Сергеевна. Сейчас класс, о котором идет речь, уже выпустился?

8 December 2018
Ответ

Они в 11 сейчас... Но я ушла в декрет.. правда, многие ученики до сих пор мне пишут, что скучают) безумно приятно)

8 December 2018
Ответ

Такие письма-сообщения очень приятны, безусловно, Ирина Сергеевна! Легкого Вам декретного отпуска!

8 December 2018
Ответ

Спасибо огромное)

8 December 2018
Ответ

Вы::smile32::! Успевайте все:::smile36::::smile35::::smile40::

9 December 2018