Дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ, с расстройствами в интеллектуальном развитии, дети с РАС сегодня стали участникам образовательного процесса в наших школах.Хотелось бы узнать, насколько полезно их прибывание и обучение в обычных общеобразовательных классах или лучше им все таки обучаться в специализированных, коррекционных?

Дискуссия создана 4 February 2019

в группе «Дети с ОВЗ»

Ответы

Добрый день! В моём классе был обучающийся с ОВЗ.Первоначально он обучался на дому,было развитие в интеллектуальном плане,но затем я стала его приглашать в школу и заметила огромный скачок в мышлении, связной речи,он начал общаться с ребятами, копировать их,стараться везде быть с ними. Поэтому сейчас он обучается ни со всем классом,но именно в школе.

4 February 2019

Право выбора школы для своего ребёнка отдали родителям!!!

4 February 2019

Вы уверены, что у родителей есть выбор? Какие типы коррекционных школ есть в вашем городе? И все ли из присутствующих здесь согласятся отдать своего ребенка на 5-дневку?

5 February 2019
Ответ

Елена Петровна, в нашем городе есть школы для обучающихся по адаптированным программам - с нарушением интеллекта (5 учреждений), речи, зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Так что у родителей есть выбор.

5 February 2019
Ответ

Вашему городу очень повезло. Я живу в Москве и у нас ближайшая коррекционная школа находится почти в часе езды от меня.

5 February 2019
Ответ

У нас постарались сохранить коррекционные школы, когда было время их закрывать!

5 February 2019

Естественно, это не обсуждается даже, с моей точки зрения, для детей с ОВЗ, должны быть специализированные школы и сады, только там они смогут хорошо себя чувствовать и вести активный образ жизни и хотя бы чему-то научиться. Я наблюдаю эту картину со стороны, как бедные учителя мучаются от незнания, как вести с такими детьми и , как их обучать. Просто проходят материал, который предусмотрен программой для обычных детей, который недоступен и не понятен детям с ОВЗ. Дети обычные постоянно показывают пальцем на детей с ОВЗ, отчего те чувствуют себя ущемленно и стесняются сами себя и ещё больше испытывают стресс. Это конечно хорошо, что существует программа"Доступная среда", но от этого порой иногда кажется, лучше только родителям детей ОВЗ , а не самим детям. Я за спец. учреждения.

4 February 2019

Из-за того, что учителя не знают, как обучать ребенка с ОВЗ, или из-за того, что классный руководитель не смог объяснить детям и их родителям, что показывать пальцем на отличного от них человека не прилично вы предлагаете даже без обсуждения отправить всех детей с ОВЗ в интернаты? В том числе с легкой ЗПР, с легкой формой ДЦП, с речевыми нарушениями, с незначительной тугоухостью или снижением зрения. При адекватном поведении и усвоении программы массовой школы.

5 February 2019
Ответ

это моё мнение, для детей с ОВЗ должны быть и учреждения. предназначенные именно для таких детей и программа своя, так они хоть аттестаты получат, а с такой программой, по которой учатся наши дети они точно не справятся и из школы выйдут со справкой. Есть, конечно исключения, но они бывают очень редко. Наоборот, ребёнок учится до 5. 6 класса, а потом в итоге выявляется, что он не справляется с программой и его считают, что он у.о., отправляют на пмпк и дорога им в коррекционные школы или индивидуальное обчение, но никак не в массовом классе, таким детям нужно особое внимание и программа, предназначенная для их возможностей.

5 February 2019
Ответ

и тем более, что речь идёт о детях с РАС.

5 February 2019
Ответ

Как так, ребенок учился себе 5 лет в школе, с программой справлялся, а потом вдруг бац, и УО? С чего это? Так бывает только когда в окно второго этажа выпадают или из машины через лобовое стекло вылетают головой об асфальт. Если ребенок справлялся с массовой программой, то это не УО. Настоящую УО ещё в детском саду видно. Но если педагоги предпочитают рисовать тройки, чтобы не дай бог не писать адаптированную программу, то можно и в 9 классе "вдруг" обнаружить УО.В школах в основном учится 1 и 2 варианты АООП, а это массовая программа. И если таким детям обеспечить условия, они вполне могут учиться у себя во дворе, а не в райцентре в интернате. И это не исключение, а большинство детей данной категории. И аттестат они получат, и в институт некоторые поступят, и даже в аспирантуру. Вот при 3 и 4 варианте действительно лучше никого не мучить. Поэтому я бы не была столь категорична. Четвертый этап по Малофееву закончился. Хорошо это или плохо, но это факт. Россия ратифицировала конвенцию и обратного пути не будет. А вот вариативность и осознанность выбора для родителей должны быть. Пока у нас одни лозунги вместо инклюзии.

5 February 2019
Ответ

вот так и рисуют оценки и жалеют, особенно в начальных классах, а когда переходят в среднее звено, учителя меняются и ребёнок просто напросто не справляются с программой, а когда отправляют на ПМПК, часть родителей отказываются, а другие едут и привозят справки с подтверждением диагноза. Мы этих детей видим в саду и при адаптации сообщаем и учителям и родителям, но они как-будто этого не слышат, а продолжают мучаться, тянут. У нас были инциденты, когда у.о. в 9 классе выявляли, за несколько месяцев до сдачи ГИА. Так что....... тут нечему удивляться.

7 February 2019
Ответ

Вот так в общеобразовательных школах и рисуют детям "тройки". Был ПЕРВЫЙ период, когда в нашу школу-интернат (одна на район, не маленький) стали определять девятикласников из деревенских/сельских школ, за год до ГИА, из восьмого класса, неоднократно дублирующих, простите, лбов, выше меня ростом. Половина этих детей ни разу не показывалась на ПМПК, даже не заявлялись, что с программой не справляются. Так вот, четыре таких девятиклассника не могли элементарно имя свое написать, не говоря уже о фамилии, пальцы на руке сосчитать.

7 February 2019
Ответ

И второй период был - когда ввели видеонаблюдение на ЕГЭ. Конечно, девятиклассников не снимают, но общеобразовательные школы испугались. Хотя говорят, что родителей очень сложно убедить и тра-та-та, убедились все разом и без проблем. А мы - мучаемся в коррекционке, попробуй такого дядю/тетю буквам или цифрам научить. И никто ведь нас не хочет слышать, а даже если слышит, то мимо ушей пропускает. Подушевое финансирование, ведь!Извините, эмоции не удержала::smile9::

7 February 2019
Ответ

Согласитесь, это недоработки конкретного коллектива педагогов, отсутствие необходимых волевых качеств у директора, ну и несовершенство нашего законодательства в области защиты прав ребенка на доступное образование. Вот где ювенальная юстиция нужна.

7 February 2019
Ответ

Тут можно поспорить, но в другом направлении. Волевые качества у директоров этих школ есть. Педагоги (некоторые, посмелее) говорят, директор/завуч/администация запретили детей на комиссию показывать, заберут ведь. Дети/деньги всем нужны. В больших городах может быть совершенно другая ситуация, а когда городок маленький, и первоклассников на три школы - допустим, 100 человек, за каждого ребенка будут стоять, маленькую зарплату получать никто не хочет.

7 February 2019
Ответ

Что значит "заберут"? Кто? Куда? Тогда это не мягкотелость, а глупость. А то и преступление перед ребенком и его семьей. В итоге детей именно забирают, только сделать с ними уже ничего нельзя. Поздно. А можно было бы такого ребенка обучать в той же школе по адаптированной программе. Да, это в разы сложнее, чем просто задвинуть его на последнюю парту и получать деньги за фактически не сделанную работу. Да, нужны специалисты, которых в сельской школе нет. Но что получили в итоге?

7 February 2019
Ответ

Я немного утрировала, "заберут" то есть переведут из общеобразовательной школы в коррекционную, или в коррекционный класс в другую школу. У нас с коррекционными класами тоже ситуация в районе интересная. Школ все три, а "корриков" мало, допустим, набирается. Так вот в 1 школе открывают 1,3,5 коррекционные классы, в 2 школе 2,6,7 классы, в 3 школе 4,8,9 классы. И когда дети, например, первый класс заканчивают, а в этой школе нет второго класса, нужно переходить в другую школу.

7 February 2019
Ответ

И в "той же школе" ни один педагог адаптированную программу писать не будет, потому что за это во-первый не заплатят, во-вторых он не обязан, не хочет, не может, не умеет. Перечислять можно бесконечно. Лучше уж этому ребенку тройки рисовать

7 February 2019
Ответ

И со специалистами в сельских школах у нас интересно придумали. Есть такая акция или проект "Машина сельскому учителю", точно не помню как называется, но смысл в том, что педагогу изъявившему желание, торжественно вручают ключи от машины, платят месяц-два денешку на ГСМ, и ездит он по договору детей по деревням учить. Расстояния у нас не маленькие, от города до деревень во все четыре стороны по 80-120 километров, по нечищеным гравийным дорогам, где бровки выше венцов у лесовозов. К окончанию учебного года, от этого педагога ничего не остается. Мне предлагали "сенсорное развитие" вести у ЗПР-щиков, хорошо хоть ума хватило отказаться.

7 February 2019
Ответ

Я работаю в двух школах в большом городе - в коррекционной с ЛУО и общеобразовательной с ЗПР. В общеобразовательной негласное правило - если ребенку можно натянуть тройку то она ему ставится, так как проблем с показом на комиссию, конфликтов с родителями никто не хочет. И о подушевом финансировании никто не забывает.

7 February 2019
Ответ

И родители сейчас с высокими требованиями, амбиции... Не объяснишь, что ребенку нужна особая программа, помощь специалистов, это МЫ не научили, бестолковые педагоги (фраза одной из родительниц)

7 February 2019

Не всем детям с ОВЗ нужны специализированные учреждения, а только в особо тяжелых случаях, таких как РАС. Один ребенок ходит в наше доу и теперь я часто пью валерьянку. Морально тяжело без специальных знаний работать с ним.

5 February 2019

Спасибо за ответ, у меня то же особое напряжение в течение нескольких дней перед приходом ребенка с РАС. Знаний катастрофически не хватает, опыта работы с такими детьми нет, да еще присутствует страх ( была им покусана). Ко всему прочему он безречевой. Конечно, ему было бы комфортно в специализированном учреждении, а не в нашей школе, хотя он надомник, но родители приводят на занятия к "специалистам".

5 February 2019
Ответ

Ужас какой! Ещ::smile49::е и кусаются.

5 February 2019
Ответ

Они еще как кусаются, и щиплются, и дерутся. У нас несколько аутистов. Были такие случаи - один старался извернутся и ущепнуть именно за внутреннюю сторону бедра, повыше к области паха, там такая кожа нежная, больно до слез, а дома перед мужем отчитываться ::smile48:: а муж такой::smile21::::smile21::::smile21:: еще один ребенок постарше (15-16 лет на тот момент, очень крупный) был приучен дома ходить по-маленькому в раковину. в школе мог встать, штаны спустить и в раковину написять. А когда у него половое возбуждение было, вообще оставаться страшно рядом с ним

7 February 2019
Ответ

Сочувствую, Надежда Анатольевна. Варимся в собственном соку и никому и дела нет.

7 February 2019

"насколько полезно их прибывание"? Сразу вопрос: для кого? Для самих детей, для их родителей, для одноклассников, для школы, для государства? Как видим, можно найти того, для кого инклюзия будет в плюс. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы для всех. И второй вопрос - разве мы что-то решаем? Даже так: разве родители что-то решают? И нас, и родителей ставят перед фактом. Напомню про работу Л.С. Выготского "Коллектив как фактор развития дефективного ребенка". Однако же за почти век развития коррекционной педагогики техническое оснащение педпроцесса колоссально шагнуло вперед. Так же как и его стоимость. Далеко не каждая школа может себе позволить оборудование для одного ребенка с ДЦП, двух слабослышащих и комнату сенсорной интеграции для нескольких аутистов. А специализированная школа может себе это позволить, как и квалифицированных специалистов, умеющих работать именно с данной группой детей. таким образом акцент смещается с обучения и абилитации к социализации, и еще вопрос, стоит ли проводить ее в рамках образовательного процесса.Отдавая ребенка в инклюзивный (а по сути - общеобразовательный класс) родитель должен до мелочей понимать, что он и его ребенок получат в итоге и что могли бы получить в коррекционной школе. Но что толку, если школ этих практически не осталось даже в относительно крупных городах?

5 February 2019

Я с вами согласна, на счёт специализированных школ. А вот на счёт права выбора, нет. Родители могут вполне рассчитывать на индивидуальное обучение в массовой школе с обычными детьми и отправить в коррекционное учреждение сейчас их детей не может, хотя некоторым это очень необходимо, таким детям как РАС, Синдром Дауна, у.о. Мы переубеждаем, говорим, что для детей с ОВЗ в специализированных школах будет намного уютнее и понятнее, в плане обучения. А родители отпираются и ногами и руками. в итоге дети просто ходят и тратят время, а учителя в недоумении, как и что с такими детьми делать. Отказать тоже никто не может, учителей просто обязуют, без их согласия.

5 February 2019

Я как раз не нашла ни одного плюса в полезности пребывания особых детей ( подчеркиваю с тяжелыми расстройствами в интеллектуальном и психическом развитии) ни для самих детей, ни для их родителей, ни для школы, ни для государства. каждая из этих категорий в чем - то ущемлена.

6 February 2019
Ответ

ну почему же? Для государства это плюс. Почитайте статью к.э.н Новиковой Т.Н. Там она с цифрами убедительно показывает какой плюс имеет с этой "инклюзии" государство.

6 February 2019

Очень сложный и щепетильный вопрос! Дети с ОВЗ, это не обязательно дети-инвалиды (с у/о, РАС, с-м Дауна и пр.). Это могут быть детки с интел. нормой, но с нарушением какой-либо функции организма, которые спокойно обучаются в ОО при соблюдении требований СанПин и соответствующих Пр. МО РФ. На 1 ребенка ОВЗ - 20чел. в классе, на 2 ребенка - 15 чел. Если все дети с ТМНР их в классе -5! Но кто соблюдает ЭТО? Причем, таких агрессивных и опасных для окружающих детей в ОО не должно быть! Наши умненькие детки с НОДА спокойно обучаются в ОО школе, имеют много друзей. А вот остальные должны обучаться в спец. учреждениях у соответствующих специалистов. Почему-то выполнение ФГОС требуют только от нас! ЦПМПК идут на поводу у родителей!

5 February 2019

не только в общеобразовательной школе. Такие дети и в вузах потом учатся. Достаточно вспомнить О.И. Скороходову и других слепо-глухих выпускников кафедры МГУ, защитивших диссертацию.

6 February 2019

У нас все требования СанПинов и ФГОС соблюдаются, потому что проверки, проверки, штрафы и предписания, на которые денег не выделяют. А из своего кармана не хочется платить

6 February 2019
Ответ

До нашего начальства это только стало доходить, а так, нам спускают ГОСЗАКАЗ и попробуй отвертеться! Классы и группы переполнены, родителям не могут отказать, я уже писала, что в 1 ресурсном классе у нас, где дети с РАС, у.о. с НОДА 19 чел., среди них есть не говорящие, с нарушением зрения.... букет можно продолжать! Повезло, что добились ставки тьютора! В моей группе тоже дети с ТМНР: ДЦП, не ходят сами, себя не обслуживают, не говорят, с выраженными нарушениями интеллекта, есть с РАС, с-м Дауна, Веста, др. генетическими с-ми с у.о, по списку-10, а должно быть 5-6. Работать очень тяжело морально и физически! А ведь каждому педагогу очень важно, чтобы был результат работы!

6 February 2019
Ответ

Если интеллект сохранен, то пусть дети обучаются в школе общественной, но если это винегред, то только спец. школы.

7 February 2019

Уважаемые коллеги, время сегрегации к сожалению или к счастью закончилось. И закончилось не в 2012 году, а гораздо раньше. Сейчас уже нельзя насильно собрать всех детей с ОВЗ в спецшколы. Как бы всем этого не хотелось. Да и Россия - это не только крупные и не очень крупные города. На бОльшей территории страны нет и не было этих спецшкол. Переезжать? Куда и на какие деньги? Разумнее заменить лозунг "Все дети должны учиться вместе" и "Ребенок никому не должен" на осознанный выбор родителей. Изменить отношение общества к коррекционным учреждениям. Пока же родители всеми правдами и неправдами стремятся в массовый класс, заменяя содержание внешним оформлением. Если ребенок учится (зачеркнуто) ходит в массовую школу, то он как все. Вопрос не в том, что тяжелые дети мешают образовательному процессу (хотя этот вопрос решаем ассистентом, который таким детям положен, но на него нет денег). Не в том, что этим детям самим тяжело (этот вопрос так же решаем, но не решается). Вопрос в том, как сделать из "инклюзии" инклюзию, когда для этого нет никаких условий. Решительно ни одного. Ни ранней коррекции, ни финансирования, ни психологической готовности общества, включая педагогов, ни обкатанных программ, ни продуманной нормативной базы. Пока нас заставляют красить крышу непостроенного дома. А мы спорим в какой цвет ее красить.

6 February 2019

Вы правы!

6 February 2019

Вы правы во всем, только к сожалению, те, кто все это предложил, выглядит самым гуманным, а те, кто работает с этими детьми, разбивают свои сердца, пытаясь помочь по- настоящему. Маршрутов обучения детей с ОВЗ несколько, не обязательно спецшколы, но и они до конца не продуманы, нет адекватных для этих детей Программ, они не оснащены ни кадрами, ни ПРС. Да и многие родители детей с ОВЗ, кроме как о школах и платных репетиторах, порой ничего не знают.Так что в очередной раз будем красить крыши! ::smile13::

6 February 2019

Из инклюзии можно сделать только иллюзию. Почему можно, она и так иллюзия. Условий нет, когда ребенок с РАС, любым генетическим синдромом пусть даже с интеллектом в пределах нормы, он становится объектом унижения со стороны детей, нередко и педагогов, так как последние не умеют, не научены работать с не нормой.

7 February 2019
Ответ

В маленьких городах есть еще одна проблема - такой ребенок сталкивается с негативом от других родителей, особенно в начальном звене. Его по-просту боятся

7 February 2019
10732
Эксперт сайта

У нас в городке была коррекционная школа-интернат. Детки (не сироты, а были и такие) находились в школе с утра и можно было до ужина. И важен был не только процесс обучения, а ОБЩЕНИЕ. Участие во всевозможных конкурсах, мероприятиях, праздниках. Каждому ребёнку создавалась ситуация успеха. Даже те детки с умеренной и тяжёлой УО, с тяжёлой формой ДЦП (обучающиеся на дому) хотя бы один раз в четверть приходили на праздники. Сейчас наши воспитанники распределены по городским школам, считаю, что результат отрицательный. Вся система коррекционной работы, создававшаяся годами в коррекционной школе разрушена, полноценного развития (в соответствии с диагнозом) и коррекции ребёнка нет.

9 February 2019

Согласна с Вами, что результат отрицательный пи разрушении системы коррекционного обучения, инклюзия пока себя не проявила с положительной стороны, много вопросов, много споров, много недоделок

11 February 2019