Несколько крамольных мыслей об образовании. Споры и несогласие приветствуются. Часть первая: учитель

1. Учитель не должен быть заинтересован в хороших или плохих оценках. Его дело - давать знания и проверять уровень их усвоения. При этом у учителя должны быть четкие и прозрачные инструменты оценивания, разработанные единообразно для каждого уровня образования. 2. Учитель не должен заниматься воспитанием. Он должен доносить до учеников и родителей правила поведения, которые необходимо выполнять. Всем остальным должны заниматься психологические службы, которые обязаны существовать в школе. У учителя должны быть четкие инструкции, что делать, в случае, когда ребенок нарушает правила поведения, мешает образовательному процессу или нарушает права других участников этого процесса. 3. Учитель должен отлично разбираться в предмете, методах и технологиях преподавания. Для этого курсы должны иметь 100% практическую направленность, состоять из мастер-классов, практических семинаров и других форм обмена опытом. У учителя должен быть выбор, чему обучаться и в каком количестве. Он должен понимать, сколько денег выделяется на его самообразование и сам решать, каким образом их потратить. 4. Взамен множества бумажек учитель регулярно должен проходить тестирование по предмету и по методике преподавания. У него должен быть доступ ко всем необходимым материалам и четкое представление о том, из чего будет состоять это тестирование. 5. Учитель обязан быть юридически грамотным в части прав и обязанностей по отношению к ученикам, родителям, администрации. Должна существовать организация с реальными полномочиями по защите прав и интересов учителя. 6. Учитель не должен проводить больше 20 уроков в неделю. При этом должны быть регламентированы часы, отводимые на самоподготовку, помощь ученикам, которых не устраивает их уровень знаний, работу с родителями, внеурочную деятельность и работу, связанную с классным руководством. 7. Учитель должен уважать учеников, признать их ценность личности, независимо от знания предмета или других критериев.

14 September 2019
Ответы

Это так, мысли вслух. Если хотите, вносите дополнения, несогласие тоже приветствуется. Интересно, что думают сами учителя о своей работе, о правах и обязанностях, полномочиях и ограничениях. В пункте 2 я имела ввиду, не должен заниматься поведением учеников на уроке.

14 September 2019

Соглашусь с каждым Вашим словом, Валентина Валерьевна. В этом весь смысл и содержание нашей работы. По поводу воспитания: думаю, что семья должна быть на первом месте.

14 September 2019
Ответ

Спасибо.

14 September 2019

Ваши мысли замечательные! Но в жизни к большому сожалению всё иначе!

14 September 2019
10788
Эксперт сайта
Ответ

Почему семья об этом не знает? (к счастью, не каждая)::smile13::

14 September 2019
Ответ

Увы, это так. Особенно удручает, что от школы и учителей требуют постоянного повышения качества образования, но выражается оно лишь через отметки и экзамены. Плохие отметки= плохая работа учителя. никто не задумывается, что образование процесс двухсторонний, и равная мера ответственности лежит на тех, кто это образование получает. Если врач ставит диагноз и прописывает лечение, а я ничего не делаю, кто виноват в плохом здоровье, я или врач? Ответ очевиден. Почему же в школе все не так?::smile18::

14 September 2019
Ответ

Ваш пример со врачом не очень удачен, т.к. в современных реалиях виноват врач. Просто мой сосед - хирург и он говорит, что именно врач виноват в том, что больной не лечится, ибо врач не нашёл нужные слова и аргументы, чтобы больной понял всю важность лечения. Нужно отделить знания учителя от знаний детей (как я читала в США именно так и есть). Если учитель имеет все категории-сертификаты-дипломы, честно провёл все свои занятия, а ученик за контрольную получил ноль, то это проблема ученика и его родителей, а не учителя.

15 September 2019
Ответ

Н-да, и у врачей не лучше. Но всё же, считаю, что пока оценки остаются в зоне ответственности школы, никакие реформы не помогут. Никто не хочет лишних проблем, поэтому школа и учителя, на которых давит администрация, будут рисовать картинку, угодную чиновникам, а те рапортовать министрам, как чудесно идут реформы. Образование в тупике как раз из-за мощного давления сверху. Все всё понимают, но никто не хочет смотреть правде в глаза.

15 September 2019

Как понятна мне ирония, Мысли названы «крамольными» Предложения разумные, Опыт жизни виден тут, Но представим ситуацию, Что министр и дяди "умные" Эти нужные новации В школе все-таки введут. Дальше рифма, мне помощница В вечер сей меня оставила Улетела в сферы высшие, Цели не служа такой, Так позвольте мне по пунктикам Изложить всему сообществу Все печальные последствия Прозаической строкой. Все верно. Но все благие намерения превращаются у нас в дополнительную работу для педагога, поскольку над одним педагогом огромный бюрократический аппарат, который нужно "кормить". 1 "При этом у учителя должны быть четкие и прозрачные инструменты оценивания, разработанные единообразно для каждого уровня образования."Нас заставят записать все эти инструменты, провести конференции и оформить все с печатями и подписями. А это время. 2.Взвоет "психологическая братия", которой в школе и так достается. Недавно читала рассказ, в котором описывалась женская дореволюционная гимназия. Там действительно был воспитатель, который обязан был наладить дисциплину и педагог, который занимался исключительно своим предметом.Это разумно, но в реалиях наших невозможно. Четкие инструкции нужны, но это будет скорее всего локальный акт. Но какие там пропишешь меры воздействия, если не отстранить от занятий, не наказать так, чтобы это было чувствительно, мы не можем? 3-4. Согласна. Самое ценное, что выносишь с курсов - это общение с опытными коллегами. У меня в школе стажировочная площадка. Тесным кругом единомышленников даем возможность выступать, делиться опытом. Но не останутся ли не удел преподаватели институтов развития образования? Чем они будут заниматься? Смотри пункт № 4. Составят нам такие тесты, что мало не покажется. 5. Согласна, но прежде надо иметь законодательство, стоящее на страже интересов педагогов. Увы, у родителей есть куда бежать, в случае чего. Комитет образования бдит. А для педагога-это пока только суд. Идея иметь юриста, хотя бы на несколько школ, у нас провалилась, поскольку нужно оплачивать его работу, а кто это будет делать? 6. Государству это невыгодно, а значит трудно реализовать. 7.Либо это есть в меру внутренней культуры и саморазвития педагога, или этого нет. Я не знаю семинара или конференции, на которых бы об этом не говорили, но регламентировать законодательно личные отношения невозможно. Сфера человеческих взаимоотношений- штука тонкая. Резюмирую: мысли хорошие, идеи разумные. Привыкла выражаться образно и уподоблю Ваши идеи прекрасному эскизу с изображением модели платья, которое было бы, и удобным, и красивым, но боюсь что наша пошивочная мастерская под названием "Российское образование", сошьет такое, что Вы своих идей в этом и не узнаете.

15 September 2019

Жанна Владиславовна, спасибо, улыбнули меня в воскресное утро. Увы, отчётливо понимаю утопичность сих мыслей, и нет надежды, что в реформах образования разум восторжествует. Оттого и назвала так пост. Простое и рациональное = крамольное. Мы пойдём другим путём. Но всё же хочу написать ещё несколько постов на тему "ученик", "родители", "министерство". Зачем? Да, пожалуй, просто для себя, как говорят психологи, "визуализация мечты".::smile33::

15 September 2019

Жанна Владиславовна, Вы разложили всё "по полочкам"! Молодец!

15 September 2019

И дополнительная работа должна оплачиваться, или педагог имеет право не выполнять её. "Законодательство, стоящее на страже интересов педагогов" имеется: ТК РФ и Закон об образовании в РФ (ст. 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации). Остаётся только заставить его, это законодательство, работать. Но некому. Не только родителям, но и педагогам есть куда обратиться - было бы желание. Мои коллеги писали в Департамент образования региона (у нас не Комитет) по разным проблемам (напр., кабинет в плачевном состоянии, но ремонт не делают; почему не платят за работу на ЕГЭ (в 2010г)), результаты были, но, правда, были и отписки. Я обращалась к профсоюзному юристу, в городской отдел образования, в администрацию города, в прокуратуру (городскую, Генеральную), суд, Госинспекцию труда. Разве этого мало? Т.е., дело не в отсутствии законодательства... Да, я тоже когда-то мечтала, чтобы в школе был юрист, но потом поняла: защищать может тот, кому ты платишь (напр., профсоюзный юрист областного профсоюза); а если юристу платит директор, то защищать он будет только директора.

15 September 2019
Ответ

Да, мечты надо "визуализировать", так жить легче.

15 September 2019

1. "Учитель не должен быть заинтересован в хороших или плохих оценках". Понимаю, что Вы хотели сказать, но заменила бы на: учитель не несёт ответственности за недостаточные знания учеников. (Такое положение в Германии.)Со всем остальным согласна.

15 September 2019

Да, вы правы. Это основной камень преткновения в нашей системе. Пока так будет, школы будут врать, прикрывая незнание учеников, подгоняя результат под среднестатистический, поскольку никому наша правда не нужна. Требуется рост показателей АУ и КУ - получите. Никто добровольно голову на плаху класть не будет.

15 September 2019

По п.4: Учителю не нужны ни многочисленные бумажки, ни регулярные тестирования. Есть диплом, аттестация, курсы - этого достаточно. По п.5: Организация по защите прав учителей есть - это профсоюз. Взносы учителей идут, в т.ч., и на зарплату профсоюзному юристу (он обычно в областной профорганизации, но у нас есть юрист и в городской). Сегодня есть несколько профсоюзов для педагогов. Осталось лишь выбрать понравившийся и бороться вместе с ним.

15 September 2019

Я как раз про аттестацию. Только на днях сдала толстенную папку, где надо подробно и по пунктам описывать, чем я 5 лет занималась и каждое слово подтверждать сертификатом, грамотой, свидетельством, дипломом, схемами и графиками, заверенными директором, и прочей лабудой. На это я потратила больше месяца. По мне, так проще бы тест написать, из которого видно, что предмет я знаю, методикой владею, ЗУН от УУД отличаю. А что до того, что к тесту готовиться надо: по крайней мере это полезнее и интереснее, чем всякую ерунду на 20 страниц писать про то, что ты замечательный и достоин категории. А потом переживать ещё 2 месяца: сочтёт тебя комиссия достойной или ты мало грамот приложила.

15 September 2019
Ответ

Согласна с Вами, Валентина Валерьевна! Я за аттестацию в форме тестирования.

15 September 2019
Ответ

Да, и для конкурса, и для аттестации - куча бумаг. А была же идея: вести свой сайт, постепенно выкладывать там всё, что нужно для аттестации. Пришло время аттестации - дать комиссии ссылку на этот сайт. Не прижилась?

15 September 2019

Не хочется регулярно проходить тестирования по методике преподавания::smile8::А так очень интересные мысли. Согласна с ними. Если честно, всегда обращаю внимание на Ваши предложения, Валентина Валерьевна! ::smile31::

15 September 2019

Спасибо ::smile30::

15 September 2019

Говорят, с 20 года введут тесты. Только, похоже, кучу бумаг тоже никуда не денут. Придется и тест писать, и папку с достижениями собирать. А чтобы педагам жизнь малиной не казалась.

15 September 2019
Ответ

Не знаю, стала бы я выступать за тестирование. Недавно пробное тестирование писали наши педагоги. Математик рассказывает, что в методической части ему досталось задание: "Построить траекторию индивидуальных математических занятий со слепоглухонемым ребенком. Он написал: " Я не дефектолог", так и сдал.

15 September 2019
Ответ

На курсы дефектологов не отправили?

15 September 2019
Ответ

Нет, это были пробные испытания. Результаты пытались узнать, пока нет.

15 September 2019
Ответ

Понятно. Если направят, то ради интереса сообщите нам!

15 September 2019
Ответ

Это снова к вопросу о разумности воплощения. Потому и приписала, что должен быть доступ к примерным вопросам и материалам для подготовки.В идеале, для меня, - прошёл обучение, сдал необходимый экзамен (по теме, которой обучался) - работай дальше.

16 September 2019

Попытки тестировать учителя - выражение недоверия к вузу, выдавшему диплом. В вузе дают не набор знаний, а умение всю жизнь учиться и совершенствоваться. Ни разу не видела полноценного теста для педагогов. Всегда убогие и не вполне грамотно составленные.

15 September 2019