Как классный руководитель может заниматься профилактикой ксенофобии и нетерпимости?
Вот несколько советов: • Относиться с уважением к любым попыткам детей определить (проявить) их собственные этнические ощущения, при этом мягко пресекая их интерес к «национальности» других людей, например одноклассников. Делать акцент на общности потребностей, прав, интересов людей независимо от того, к каким этническим группам они себя причисляют сами и кем по национальности их считают другие. Воспитывать у детей чувство коллективизма, классного и школьного патриотизма. • Ни в коем случае нельзя связывать национальность (этническую принадлежность) ученика с его успехами и неудачами, вообще с его поведением, хотя сам ребенок может быть искренне убежден в том, что он успешен именно благодаря тому, что он русский или татарин. Не допускать подобных высказываний: «Посмотрите, Ахмет нерусский, а какое хорошее сочинение написал!». Вне зависимости от того, к какой этнической группе причисляет себя учитель, в работе с детьми необходимо помнить о нравственном принципе расового безразличия: сознательно относиться к людям как к индивидуальностям, а не как к членам этнической группы. • Не использовать самим и обращать внимание детей на опасность стандартных формул «мы, русские...», «они, евреи...», какими бы уважаемыми людьми эти слова ни произносились. Объяснять, что в разговоре о национальном характере ссылки на авторитеты не должны учитываться: это всего лишь мнение, основанное на глубоко личных переживаниях. Если Н.В.Гоголю необходимо было видеть виновников всех бед в поляках, а Ф.М.Достоевскому - в евреях, то это их личные проблемы, а не проблемы межэтнических отношений русских, евреев и поляков. • Помнить, что неприязнь к «чужим», негативные стереотипы формируются в процессе социализации только при определенных условиях. Процесс образования и воспитания должен включать в себя и противоположное воздействие, направленное на формирование единственно возможной в демократическом обществе нетерпимости - нетерпимости к любым проявлениям ксенофобии.
Прикрепленные ссылки
Лариса Павловна