Закрыть

Роль книги в жизни современных школьников.

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать", - писал Дени Дидро. Все чаще замечаю, что современные школьники совсем мало читают и то только что-то из школьной программы, все больше привязаны к социальным сетям. Поэтому и память плохая, и не могут сформулировать свои мысли. Основная нагрузка в этом плане, думаю, лежит на родителях, семье, которые должны помогать школе и приобщать своего ребенка к книге.

23 September 2020
1128
Ответы

Я бы перефразировала Дидро: Не выработав привычку читать - люди никогда не выработают привычку мыслить. ...Книга - важнейшее и незаменимое средство развития ребенка. Без эмоций, просто факты: 1. Развитие ребенка идет от формирования и развития эмоционального интеллекта, к формированию и развитию образного, далее, вербально-логического интеллекта. 2. Что такое процесс чтения? Это процесс образного воспроизведения вербальной текстовой информации. Можно сказать: системное фантазирование по заданному сценарию. И каждый создает свои образы. Именно это формирует умения: мыслить образно; мыслить нестандартно; мыслить творчески; выражать мысли вербально. Без книги, формирование образного интеллекта превращается в создание базы данных. То, что дети получают из аудио-видеоинформации - познавательно, но для развития бесполезно. Это уже эмоционально окрашенный, образно сформированный, а значит - мертвый продукт. Его можно усвоить - но, от него нет никакой пользы. Это просто вариант шаблона. Отсюда - и все проблемы шаблонного мышления, неумения выражать мысли, отсутствие творческого развития. Если, столь модные ныне, цифровые технологии вытеснят книгу - образование умрет. Оно превратится в натаскивание. Что уже сейчас отмечает высшая школа, получая в студенты "продукт ЕГЭ". Проводящие "оптимизацию" образования - либо не понимают и не знают основ нейрофизиологии и педагогики, либо сознательно превращают образование в конвейер подготовки серой массы.

23 September 2020
Ответ

?

23 September 2020

А аудиовосприятие текста мешает созданию творческого образа?

23 September 2020
Ответ

Здравствуйте! Мне, наоборот, видится, что аудиовосприятие играет значительную роль в том числе и в создании творческого образа. В Советском Союзе нас с детства приучали прослушивать пластинки с записью сказок, было много радиоспектаклей. Как этого не хватает сейчас!

23 September 2020
Ответ

Здравствуйте! Согласна с точкой зрение про "продукт ЕГЭ". Поспорю по поводу аудиовосприятия .

23 September 2020
Ответ

Мешает. Дело в том, что дети (особенно в раннем возрасте) создают не столько визуальный, сколько эмоциональный образ. Вспомните своих малышей. Им сначала важно понять: лиса или заяц - это положительный или отрицательный персонаж. Волк - он злой или добрый. И только потом - как они выглядят. Это происходит по той простой причине, что дети руководствуются эмоциональным интеллектом. Аудиовосприятие - уже несет эмоциональную окраску (даже нейтральное воспроизведение - дает нейтральную, дезориентирующую окраску). А эмоционально насыщенное - подсовывает готовый продукт. А фишка то в том, что дети должны определить это самостоятельно. Подсовывая пережеванную пищу - никогда не научите жевать::smile10::

23 September 2020
Ответ

Я тоже скучаю по советским радиопередачам. Но, не нужно путать воспитательную функцию с образовательной. Основная масса детских аудиоресурсов в СССР, в первую очередь, имели воспитательную цель. А мы говорим об образовании. Мне кажется, Вы не совсем поняли суть процесса: нужно не создавать творческий образ - нужно стимулировать детей к самостоятельному его созданию. Аудиовидеофайл - полностью заменяет образ. И что? Помогает в развитии? Образование вышло на новый качественный уровень? Или деградировало?

23 September 2020
Ответ

Спасибо Вам за такую интересную дискуссию, но вопрос изначально был в том, что дети не хотят сегодня читать. Их уже не увлечь "Тремя мушкетерами", не заставить сопереживать маленькому принцу, интерес стремительно падает. Смартфон, социальные сети заменяют ощущение настоящей реальности. А ведь мы то знаем, что книги, настоящие книги дают огромный познавательный и эстетический эффект. Каким способом проявить интерес школьников к чтению? Здесь большую роль должны играть родители и учителя. А воспитательная функция неразрывно связана с образовательной.Образование, безусловно, вышло на какой-то совсем другой уровень, только качественный ли? Мы, наверное, все скучаем по советской системе образования.

23 September 2020
Ответ

Потому я и пытаюсь разъяснить, что вопрос куда глубже, чем "родители должны привить..." Они, несомненно, должны. Но - это не спасет ситуацию. Отход от бумажной книги в образовании - это все равно, что отход от физических упражнений в спорте. Как Вы думаете, если дети на уроках физкультуры будут сидеть за партами и просматривать замечательные аудиовидеозаписи о спортивных упражнениях - сильно разовьются их физические способности? Интерес детей к смартфонам и прочим зомбоящикам предопределен их нетерпением и ленью. Сколько времени на просмотр фильма? А сколько на прочтение книги, по которой он снят? Вот в этом и суть. Интерес к чтению нужно формировать и закреплять еще в ДОУ. Чтение - должно стать одним из основных образовательных направлений начальной школы. Равно как и правописание. Никаких готовых тетрадей, в которых минимум письма. Не развивая в начальной школе образное мышление и мелкую моторику - мы губим детей. Модное стремление впихнуть в детский мозг максимум информации - верх идиотии в среднем образовании. Задача которого: развить способности к обучению и научить учиться.

23 September 2020
Ответ

Есть еще одна сторона медали. Читать нечего. В стране нет адекватной детской литературы. Советские книги - для детей уже неактуальны. А приличных современных - нет совсем. Как нет и детских песен. Посмотрите что поют наши дети. Даже на конкурсах федерального уровня. Они поют взрослые песни. А что читать современным подросткам? Где им найти литературных героев современности? Если для малышей еще куда ни шло, то для подростков с трудом удается найти что либо. Да и то, на цор. Типа "Папмамбук". И это проблема такая же серьезная, как привитие интереса к чтению.

23 September 2020
Ответ

Признаюсь честно, что задала вопрос, потому что очень меня покоробило "То, что дети получают из аудио-видеоинформации - познавательно, но для развития бесполезно". Здесь много говорилось о развитии творческого образного мышления. А творчество, если обратиться к словарю, это создание чего-то нового, что не было создано другими прежде. Книга, без сомнения, развивает воображение ребёнка, но лишь воссоздающее воображение. Писатель уже всё придумал за него. Осталось только увидеть всё своим "внутренним взором". А видит ребенок основываясь на своем, в том числе, и визуальном опыте. Если этот опыт беден, и ребёнок не сможет полноценно воспринять произведение. Поэтому для развития нужно и важно наблюдать, любоваться окружающим миром, произведениями художников, слушать музыку, смотреть хорошие фильмы. Всё это тоже развивает. А по-вашему весь этот аудиовизуальный материал нужно выкинуть за бесполезностью.

23 September 2020
Ответ

Я в детстве безумно любила слушать радиопостановки! Впрочем, и читать любила тоже! На уроках иногда включаю детям аудиозаписи произведений, чтобы они слышали произведение не только в моем прочтении, но и имели возможность услышать голос настоящего артиста.

24 September 2020
Ответ

Согласна с Вами, что интерес к чтению нужно формировать с детства. Но почему же советские детские книги, классика потеряла актуальность? Столько всего не прочитано в русской и мировой художественной литературе. Читать не перечитать! Огромный золотой фонд! Многие современные исследователи в своих научных статьях как раз говорят об актуальности классики сейчас. Именно в такой литературе отражается жизнь, есть ответы на наши сегодняшние злободневные вопросы, в них поднимаются проблемы современности. Дмитрий Хворостовский как-то сказал, что вкус к классической музыке нужно прививать и воспитывать с детства, отвечая на вопрос почему люди не слушают классическую музыку. Это же можно сказать и о хорошей книге, классике, которая на все времена! Прививать и воспитывать вкус к хорошей литературе, которая есть. К вопросу о современной литературе, к сожалению, Его Величество рынок правит бал, идет коммерциализация литературного процесса.

24 September 2020
Ответ

::smile1::

24 September 2020
Ответ

Методисты и психологи говорят о том, что главное достоинство радиоспектаклей (аудиокниг) заключается в том, что их озвучивают профессиональные актеры. Слушая хорошую аудиокнигу, ребенок копирует произношение и интонацию чтеца, приучаясь правильно говорить. У ребенка складывается определенный стереотип слышания, проговаривания и воспроизведения. В дальнейшем они легко читают стихи и прозу.А.А. Косенко (педагог-психолог) утверждает, что аудиокниги концентрируют внимание на устной информации, прививают вкус к хорошим книгам.

24 September 2020
Ответ

::smile1::Жанна Владиславовна, как всегда - зрите в корень!

24 September 2020
Ответ

Я просто неточно выразилась. Правильнее так: То, что дети получают из аудио-видеоинформации - познавательно, но для развития образного интеллекта бесполезно. И речь не шла о "выбрасывании за бесполезностью" иных способов подачи информации. Речь шла о вытеснении книги из образования. Я как раз выступаю против крайностей, в которые сейчас модно бросаться.

24 September 2020
Ответ

Мы говорим о разных задачах. Я о формировании и развитии образного интеллекта. Вы о формировании речевого развития. Возможно, мое активное отстаивание книг было воспринято, как неприятие других форматов. Это не так. Я только пытаюсь акцентировать, что книга - необходимый инструмент среднего образования. Как и правописание.

24 September 2020
Ответ

Под образным интеллектом Вы понимаете образное мышление?

24 September 2020
Ответ

" Но почему же советские детские книги, классика потеряла актуальность? ....Именно в такой литературе отражается жизнь, есть ответы на наши сегодняшние злободневные вопросы" - на наши может и есть. К примеру, Маркс, с его Теорией пролетарской революции. Хороший ответ на злободневные вопросы. Только дети, а особенно подростки, ищут ответы на свои злободневные вопросы. В их жизни отражается "АУГ" и "ответь за шмот". А вот Тимур и его команда никак не отражается. А Маленький принц отражается полным лохом и ботаном. Литература актуальна - когда она отражает жизнь. Дает в ней маяки-ориентиры. А их сейчас нет даже у взрослой литературы. Потому что их нет у общества. Вообще. Нет понимания цели. И даже направления. Все какие то "особые цивилизации", "прорывы", "рысканья глазами" и "сшивание на живую нитку".

24 September 2020
Показать больше ответов (ещё 10)

Я живу в городе с населением более 150 тысяч. В городе несколько крупных заводов, на которых работает большинство родителей. Из них, дай Бог, процентов 10-15 хоть иногда что-нибудь читают, остальные также сидят в социальных сетях и искренне не видят в этом ничего плохого.Вывод: я не строю иллюзий, а просто читаю (читаю с детьми,читаю на переменках, держу книгу на учительском столе, делюсь впечатлениями о прочитанном в данный момент, о прочитанном в детстве, устраиваю "праздники книг" и "книжные марафоны" и т.д.) Итог: дети читают и приучают к этому своих родителей.

23 September 2020

::smile2::

23 September 2020

Людмила Юрьевна, каждую свободную минутку я посвящаю книге: читаю везде и всегда (в транспорте, в очереди на прием, за едой (знаю, что нельзя, но времени на чтение для души катастрофически не хватает), слушаю аудио-книги, когда занимаюсь домашними делами и т.д). "Запойные" книгочеи - муж и мама. В нашей семье у старшего поколения культ книги. Собрана неплохая библиотека. Я сама преподаю русский язык и литературу 30 лет, преподаю не формально, за дело болею душой... Преподавала и у своего сына (сейчас парню 17). Казалось бы, должен читать... Ага, как бы не так!.. Не читает!.. Вообще!.. Что наша семья только не предпринимала, чтоб заинтересовать, увлечь... Результат не просто нулевой - результат ушел в минус: сын, практически отличник, отказался идти в 10-ый класс с убийственным аргументом: "Мать, не обижайся, но сочинение по ТВОЕЙ литературе я не переживу!" Теперь второкурсник ЖД колледжа, конечно, планирует по его окончании поступать в вуз, минуя сочинение по МОЕЙ литературе. Вот такая грустная у меня история.

23 September 2020

::smile2::Книга дает громадные возможности для постижения человеческого опыта...

23 September 2020
Ответ

У меня тоже сын. До 12 лет запоем: Гарри Поттера раз 7 перечитал, "Часодеев", Жюля Верна, Стивенсона, Марка Твена, Джека Лондона(причём я вообще не люблю приключенческую литературу). Год был перерыв ( как отрезало),правда, всё равно почитывал (любит рядом со мной полежать вечерком, а так как я с книгой - тоже брал), Даже Германа "Дорогой мой человек" осилил. Сейчас "просыпается" - Ремарка подкинула ему. Не заставляю, просто рассказываю, что зацепило в книгах. Иногда устраиваю "экскурсию" по полкам. Сама тоже филолог))) И сыну, и детям всегда говорю: "Нельзя сказать, вкусна ли конфета, не попробовав. Так и с книгами... Прочитай - не понравится, ищи свою - "вкусную".

23 September 2020

::smile2::::smile31::

23 September 2020
Ответ

::smile0::::smile2::::smile1::

24 September 2020
Ответ

Какие глупости! Грустная история может заканчиваться словами: и теперь мой сын наркоман... А у Вас прекрасный сын. Почти отличник в школе. Студент колледжа. Планирует ВУЗ в будущем. Это же - замечательно!!! ...А по поводу чтения - не заморачивайтесь. Иногда, ребенка, в детстве, перекармливают манной кашей. И он ее ненавидит много лет. А потом, просто из желания "так хочется внучатами побыть" - пробует сам. После чего - ест с удовольствием.

25 September 2020
Ответ

Венера, спасибо за приятные слова::smile0:: Конечно, ребенок у нас удался, я в этом не сомневаюсь. И Вы правы: ценности со временем меняются да и пристрастия тоже.

25 September 2020
Ответ

Да не ценности меняются - а их прерогатива. И нет в этом ничего страшного::smile3::

25 September 2020

"Когда мы читаем, за нас думает другой: мы только воспроизводим его умственный процесс... при чтении наша голова служит ареной чужих мыслей." Шопенгауэр. Чтение прекрасно, но это лишь один из способов получения информации. Люди не перестанут мыслить. Я ЗА чтение. Но против того, чтобы этот процесс возводили в культ. Чтение должно быть ради чего-то, а не просто "потому что это хорошо, так сказал я и ещё многие великие люди." Когда-то книга была практически единственным источником знаний, сегодня всё изменилось. Мир другой. Задумайтесь: древнейшие философы порицали книгу, говоря, что она делает ум ленивым, давая готовое знание. Не уподобляемся ли мы им, порицая современный способы получения информации? У меня нет готового ответа, это просто размышление.

24 September 2020

Цитата Шопенгауэра подходит к теме, как к корове седло. Как сторонник иррационализма может рассуждать о рациональном подходе? Возможно для Вас это будет откровением - но из Вашей трактовки Шопенгауэра вырос Ницше. А из него - нацизм, как учение. ..."Задумайтесь: древнейшие философы порицали книгу" - не соизволите ли конкретнее? Со ссылями на труды их. Очень интересно. Жду. Или ограничимся "Невежество унижает человека лишь в том случае, если оно соединено с богатством"?

25 September 2020
Ответ

Кто сказал о вреде книг, не помню, перелопачивать тонны книг, дабы красиво выкрутиться не буду. Была такая мысль в неких античных трудах, которая в юные года меня поразила (и даже возмутила). Но, считайте, что я это выдумала. Звиняйте. Впрочем, за этой отсылкой стояла мысль, её вы проигнорировали. Опять же — ладно, туда ей и дорога. Но вот мне очень интересно, сталкивались ли вы в жизни с людьми, которые не читают или почти не читают? Хочется знать ваше мнение о таковых. Случаются ли среди них интересные личности, или это сплошь быдло, не стоящее внимания? Если, конечно, вам захочется ответить. И ещё, просто просьба. Вы, видимо, человек очень темпераментный, это прекрасно. Но всё же, сбавляйте немного обороты: Ваш напор ошеломляет, слова, порой, оскорбляют. Вот и мне, грешным делом, показалось, что комментарий ваш больше направлен не на дискуссию, а на унижение оппонента и обесценивание его точки зрения.

26 September 2020
Ответ

Начнем с просьбы: да, я человек темпераментный. И, если Вас задел темперамент моих слов - приношу свои искренние извинения. Вот честное слово - искренние. Помимо темпераментности, у меня еще неплохая память. И я достаточно хорошо помню Ваши посты в наших предыдущих дискуссиях. Но - я не обидчива. ..Теперь - к сути: 1. Мы - обсуждали проблему "нечитаемости" детей. Вы - втиснули цитату Шопенгауэра "Когда мы читаем, за нас думает другой..." Это - вообще из другой вселенной. Из отрицания Шопенгауэром восприятия чужого опыта и прерогативы "призмы идентичности" - вырос нацизм. Истины ради - из этого же, в какой то степени, вырос и Лев Толстой. Но, он воспринял сие, как стремление к отчуждению. Потому и уединился в деревне. Для формулирования своих истин (весьма удачно). Но это не суть важно. Здесь речь о восприятии книги людьми состоявшимися. И состоявшимися в сфере мировоззренческой, философской и богословской. Дети тут каким боком? ...не к корове ли это седло в теме дискуссии? Я правда Вас обидела? 2. Я сталкивалась в жизни с очень многими людьми. И до сих пор сталкиваюсь. Человек - очень разнообразное явление. Мало того - разноуровневое. В наше время, есть огромное количество "не читающих" людей, состоявшихся в своей профессии. Работающих мастерством рук, творчеством души, гармонией сердца, данными тела... Время сейчас такое. Не до всестороннего развития. Основной массе - выжить бы, да состояться. Хоть как либо. И интересных личностей среди них - огромное количество. НО!!! Если бы у этих личностей была: возможность\желание\время заняться чтением - эти личности стали бы еще интереснее и талантливей. Не? 3. Не заморачивайтесь тоннами книг (разве в поисках чего либо уникального). Из моего скромного опыта, о вреде книг, из древних, высказывался разве что Аристипп из Кирены. Но, основываться на его постулатах - все равно что принять нравственность Иуды Искариота. 4. Не уловила мысль, стоящую за Вашей отсылкой. Если она о "культе книг" - то несостоятельна. Я не за культ книги. Я - за необходимость книги в образовании. Обязательную необходимость!!! 5. А "Невежество унижает человека лишь в том случае, если оно соединено с богатством" - это Ваш Шопенгауэр

27 September 2020