С нацпроектов намерены снять 310 млрд рублей из-за неосвоения денег
Организаторы национальных проектов не могут освоить выделенные на них деньги. Минфин решил изъять 310 млрд рублей (13% от выделенных средств) в правительственный резерв. Как написала "Независимая газета", бюджеты нацпроектов осваиваются значительно хуже, чем по бюджетной системе в среднем: 38 против 46%. Риск неисполнения нацпроектов, майских и июльских указов президента становится все выше. Самые низкие показатели исполнения отмечаются по таким нацпроектам, как "Цифровая экономика" (13,3%), "Образование" (18,2%), "Экология" (20,8%) и "Международная кооперация и экспорт" (26,1%). Из-за того, что не были заключены госконтракты, не направлены 73 млрд на выполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, 46,7 млрд не дойдут до "Науки и университетов", 42,4 млрд – до "Цифровой экономики", 40,2 млрд потеряет "Образование", а "Экология" недополучит 27,9 млрд. Лучшими из 12 проектов по исполнению называют "Здравоохранение" – 53,3%, "Демографию" (48,5%), "Производительность труда" – 46,8%, "Жилье и городская среда" – 40,0%. Объявленные Владимиром Путиным при очередном вступлении в должность в мае 2018 года нацпроекты были рассчитаны до 2024 года. В июле 2020 года указом президента нацпроекты были переформатированы и достижение ряда целей перенесено на 2030 год. По планам, за 2021–2023 годы объем финансирования нацпроектов превысит 7,6 трлн рублей. Зачисление средств в резерв правительства означает, что они попадут в регионы через дополнительный фильтр кабмина, у которого свои приоритеты и новые инициативы по реализации национальных целей. Нацпроекты плохо реализуются главным образом из-за проблемы администрирования, – считает управляющий партнер "BMS Group" Алексей Матюхов. Реальная эффективность проектов еще ниже, если учесть региональную гонку за показателями, когда они завышаются для доклада федеральному Центру. "Недостижение ряда целей нацпроектов во многом связано с их недофинансированием", – сказала "НГ" аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина. – По итогам года финансирование может быть выделено и в полном объеме, однако его неравномерность в течение года, когда наибольшие объемы выделенных средств приходятся на конец, а не начало года, приводят к невозможности освоения всех средств и выполнения всех мероприятий. Как пример приведены данные кассового исполнения нацпрограммы "Цифровая экономика". За первое полугодие 2020 года уровень кассового исполнения составлял 10%, но в декабре 2020 года превысил 97%.
Прикрепленные ссылки
Черепанов Алексей Иванович