А так ли нужна аттестация учителю?

Уважаемые коллеги, считаете ли вы, что аттестация остро необходима учителю? Каждые 5 лет мы кому-то что-то доказываем. Если с точки зрения материальной выгоды, то велика ли прибавка за категорию в вашем регионе? Если с точки зрения самооценки и морального удовлетворения, то у хорошего учителя лучше работает сарафанное радио, чем его категория, упомянутая где-то в глубине школьного сайта. Какой вы видите идеальную систему рейтинга и поощрения учителя за его труды и результаты?

18 August 2021
Ответы
13937
Эксперт сайта

Екатерина Васильевна, в тех ОУ, где зарплаты итак небольшие, 30% за 1-ю и 50% за высшую категорию - не так уж плохо - это что касается материальной выгоды. Но еще стоит не забывать, количество педагогов с категорией влияет на рейтинг ОУ и такая статистика ведется ежегодно. То, что сам подход к процедуре аттестации оставляет желать лучшего и нет единого подхода, часто влияет человеческий фактор - это недостаток. Если бы со всеми минусами успешно справились вышестоящие инстанции, думаю аттестация была бы вовсе не лишней!

18 August 2021

И последнее время минусы перевешивают плюсы. Если работать на одну ставку (беру идеальную ситуацию), то оплата за высшую категорию все равно не дотягивает до МРОТ. И получается, что работа за 18 часов, что за 24 (+/- в зависимости от региона) оплачивается одинаково. Смысл в этом случае работать больше и аттестовываться? И МС (даже с региональной доплатой) на ставку (или чуть больше), и стажист с категорией при небольшом количестве часов получают одинаково. P.S. Просто интересно мнение коллег и ситуация по регионам. Последнее время наблюдаю такую тенденцию, что учителя (особено молодые и пенсионеры) не хотят аттестовываться (аргументы выше) + неясность процедуры, куча потраченных времени и нервов.

18 August 2021

Аттестация важна не только для конкретного учителя, от нее зависит Фонд заработной платы и стимулирующих. Чем больше учителей с категориями, тем больше зарплата даже у тех, кто не хочет аттестовываться. Не такая уж это и сложная процедура, если в течение 5 лет наполнять свое портфолио. А сарафанное радио и благосклонность администрации не всегда срабатывает или соответствует действительности. Во многих профессиях существует процедура аттестации, и никто её отменять не будет. Это стимул для повышения своего профессионального уровня.

18 August 2021
13937
Эксперт сайта

Раиса Ивановна, полностью с вами согласен, я все время как председатель цикловой комиссии и негласный куратор по подготовке к аттестации (в отсутствие методиста) говорю своим коллегам - 1 раз за год поучаствовать в методическом и профессиональном конкурсе, 1 раз пройти курсы, плодотворно поработать над темой по самообразованию, выступить с обобщением опыта на разных уровнях, опубликовать одну или несколько разработок, поучаствовать с учащимися в конкурсах и олимпиадах - вот тот минимум, который необходим для наполнения портфолио на аттестацию. Но к сожалению не все прислушиваются к советам, а потом не знают, с чем же и как же аттестоваться!

18 August 2021

Много лет назад за определенное количество отработанных лет в школе учителю присваивались разряд и категория. Хочешь выше и раньше - приложи усилия. Наверное, это было справедливо, как присвоение звания у аттестованных сотрудников полиции и т.п. И недавно наблюдала ситуацию, как ушел мегапрофессионал-учитель на пенсию как раз под конец действия категории. Через полтора года директор попросил вернуться на место декретницы, т.к. учебный год уже во всю шел, а желающих работать не было. Учитель - человек старой закалки, ответственный, не мог подвести ни директора, ни детей. Вернулся. Но категория утрачена, принят на работу без категории. С колоссальным опытом. И тут как-то стало и стыдно всем за систему, и обидно за человека. Подавать она, конечно, на категорию не стала, не было смысла, но сам факт, что предыдущий стаж и опыт стали ничем в новой системе, оставил неприятный осадок. Наверное, было бы правильно присуждать разряд и категорию, хотя бы вторую (которой сейчас нет) пожизненно, ведь опыт, как говориться, не пропьешь....

18 August 2021
Ответ

Екатерина Васильевна, пока существует такая система, что аттестация необходима, то конечно обидно за учителя с колоссальным опытом! По поводу присвоения пожизненной второй категории, то вопрос спорный!

18 August 2021
Ответ

Всё в руках директора. Возможность выплатить более высокую зарплату всегда найдется. Несколько лет назад завуч не приняла у меня заявление на аттестацию, утверждая, что по её данным я должна аттестовываться через год. В результате с сентября бухгалтерия стала платить мне меньше, после всех разбирательств, в течение полугоду, мне доплачивали разницу, пока не пришел приказ о новой аттестации. Понятия не имею из каких средств это делалось...

18 August 2021
Ответ

Согласен, что директор найдёт при желании возможность платить учителю больше и без формальной категории. Проблема в том, что это будет делаться из фонда заработной платы, а значит, за счёт "отщипывания" у других коллег. И вроде бы не жалко для хорошего человека. Но как-то противненько, когда никто не виноват в вопиющем безобразии! Как писал один известный поэт (Е.Е.), "Равнодушные! Будьте вы прокляты Ныне, и присно, и во веки веков!"

18 August 2021

У нас выгода есть в зарплате.

18 August 2021

Вот что нашла в Интернете.Система аттестации педагогических кадров в России существует давно, но имеет определенные недостатки, в частности, это: 1. необходимость собирать многочисленные документы самому педагогу (грамоты, дипломы, сертификаты и свидетельства, списки и сканы публикаций) 2. отсутствие единого порядка аттестации в регионах и единого содержания (где-то требуются открытые уроки, а где-то - нет, где-то нужны электронные портфолио, а где-то – бумажные папки, разные формы представления результатов воспитанников или учащихся, порядок и необходимость собеседований), что не позволяет проводить их сравнение между собой 3. отсутствие для педагога стимула повышать уровень своих знаний в области своего предмета и свои профессиональные компетенции как педагога, поскольку предметные знания до сих пор никак не оцениваются, а реальное умение применять педагогические технологии и методики тоже никак при оценке не представлены, только планы и отчеты. Состав новой модели аттестации. Новая модель аттестации будет построена на основе компетентностного подхода, единого для всех педагогов РФ, при помощи ЕФОМ будет устанавливаться наличие следующих компетенций у педагога: Предметные компетенции Методические компетенции Психолого-педагогические компетенции Коммуникативные компетенции. Сейчас для педагогов России единым является только общий порядок проведения аттестации, а вот содержание и отдельные аспекты процедуры ее определяется на региональном уровне, новая же модель будет единой для всех педагогов страны, а оцениваемые компетенции будут соответствовать тем, которые прописаны в профессиональном стандарте педагога. Изменения будут и в профстандарте, например, появятся две новые должности для педагогов общего образования: старший учитель и ведущий учитель. Станет ли проще проходить аттестацию? Трудно пока ответить на этот вопрос. Предполагается, что новая модель аттестации избавит педагогов от необходимости собирать многочисленные документы, подтверждающие их успешность. Время покажет, что лучше? Как сейчас собрать портфолио или проходить компетенции?

18 August 2021

У нас в школе, кроме учителей, все документы дублируются у завучей на каждого педагога: и приказы, и удостоверения, и дипломы. Иногда дети сами участвуют в каких-то конкурсах, так копии их дипломов обязательно передают учителям. В конце учебного года папки сравниваются. Однажды педагог был долго на больничном, но смог аттестоваться вовремя, т. к. все необходимые документы за него завуч сделала. В области у нас было 3 формы аттестации: экспертное заключение, модельный паспорт и аттестационная сессия (портфолио требовалось везде). Лет 15 назад было тестирование (не компетенции :)) по предмету (задания из ЕГЭ) и смесь вопросов из педагогики, психологии, методики и т.д. Все успешно справлялись

18 August 2021
Ответ

Молодцы ваши завучи! Не везде так.

18 August 2021
Ответ

Золотая администрация. У нас учителя все делают сами

19 August 2021

НУЖНА!

18 August 2021

Конечно, нужна, коли мы соглашаемся с навязанными нам правилами!..

18 August 2021

Мне в этом году аттестовываться (подтверждать) на ВКК.

18 August 2021

Даже не сомневаюсь, что Вы успешно подтвердите ВКК!::smile2::

18 August 2021
Ответ

::smile31::

18 August 2021

Удачи!!! ::smile31::

18 August 2021
Ответ

Спасибо!

18 August 2021

::smile0::::smile0::::smile0::Аттестация - это стимул, то есть буквально "тычок в задницу". В этом смысле аттестация просто необходима. Средство против застоя, так сказать. ::smile42::::smile43::Но на практике аттестация может приобретать неадекватные формы. Она выступает не только как свидетельство квалификации педагога, но и как "паспорт лояльности" администрации. Ведь невозможно успешно пройти аттестацию или подтверждение категории, если преподаватель не устраивает руководство.

18 August 2021
13937
Эксперт сайта

Ну почему же, можно, если выбрать форму аттестации - экспертное заключение. В этом случае администрация не участвует, максимум, что может сделать - не пустить экспертов в школу. Но думаю это не в её интересах. Ведь по сути эксперты - независимы

18 August 2021
Ответ

Эксперты независимы не по сути, а по идее. Аттестация не сыграет роли якоря, если не будет благосклонно начальство.

18 August 2021
Ответ

Директор или завуч всегда присутствуют на аттестации педагога, если они в нём заинтересованы. И наоборот преподаватель сам отдувается, если не очень ценен.

18 August 2021

По поводу идеальной системы рейтинга. Нет ничего идеального, но всё же. Просто нужно платить учителю достойную зарплату. При этом у учителя должна быть возможность перейти в другое ОУ, где ему предложат большее вознаграждение. Почему предложат? Как раз исходя из результатов работы. Иными словами, идеальная система рейтинга - это борьба за хорошего учителя экономическими способами. Согласитесь, что сейчас такая практика редкость. В основном меняют место работы из-за "не сработались с руководством" или из-за конкретного "залёта". Руководство не сильно заинтересовано сохранять контингент учителей в силу их гениальности, зато очень мотивировано сохранять его в силу наличия категорий.

18 August 2021

Если бы не было аттестации, я не открыла бы для себя сайт "Урок РФ".::smile50::::smile50::::smile1::

18 August 2021

::smile7::::smile2::::smile31::::smile23::

18 August 2021

::smile28::::smile1::

19 August 2021

Уж не знаю, насколько нужна аттестация самому педагогу, но благодаря ей: коллеги могут посмотреть интересные уроки и мастер-классы, дети вовлечены в разнообразные конкурсы, в журналах и на сайтах появляются интересные статьи и разработки. Вектор направлен на демонстрацию и обмен опытом. Введут ЕФОМ и вектор направленности педагогической деятельности поменяется. Все засядут за учебники, теорию педагогики и психологии. Вектор направлен на то, чтобы учитель зубрил, а чиновник проверял. В бюрократическом государстве так.

18 August 2021

Вы очень настойчивы::smile0::::smile0::::smile23::

18 August 2021
Ответ

В чём?

18 August 2021

Ответ #707644 был удален 18 August 2021

Ответ

Пардон! Это должен быть ответ на Ваше сообщение 25, которое Вы случайно дублировали 2 или 3 раза. Глупая, ничего не значащая шутка на уровне детского сада с моей стороны. Простите уж скучающего отпускника::smile0::::smile0::::smile0::

18 August 2021
Ответ

Ничего страшного. У меня что-то с компьютером. Дублируются комментарии при одном клике. Когда настойчива я стану слишком, это не я, а ноутбук и мышка.::smile4::::smile4::::smile5::

18 August 2021

Ответ #707635 был удален 18 August 2021

Аттестация, по -моему, необходима. Соглашусь с коллегами и по поводу заработной платы, и по поводу морального удовлетворения, но вот особо хочу подчеркнуть, что аттестация многих из нас мотивирует на самообразование. Вот это важно.

18 August 2021