Синдром профессионального выгорания педагога. Актуальна ли данная проблема в современном обществе?
Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой в течение трех последних десятилетий. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Кошелева Елена Юрьевна
#1, 14.02.2017
Очень актуальная тема. В нашем современном мире, когда эмоции всех переполняют , учитель пытается стойко стоять на своих трех китах образования не взирая на маленькую зарплату, негативное отношения общества к педагогам и нежелание детей учиться.
Мутагарова Наталья Александровна(эксперт сообщества)
#2, 14.02.2017
Проблема актуальная. В прошлом году было 2 семинара, направленные на решение данной проблемы. Но реальных и действенных на 100% способов снятия эмоционального выгорания так и не было представлено. У каждого свой способ снятия напряжения. Мне помогают картинки антистресски, их раскрашивание. Но иногда бывает достаточно, что просто пока их скачиваю и любуюсь уже успокаиваюсь))) Себе в группу в контакте накачала достаточное множество.
Отредактировано 14-02-2017 11:39
Елена Николаевна Семёнова
#3, 14.02.2017
Серьёзная проблема! Работаю в школе 29 лет. Переживали разные трудности, но острее всего ощущается сейчас высокие требования к учительству(хотя мы- воспитанники 70-80-х знаем ценность человеческих качеств) и безответственность многих родителей, отсутствие ценности в обучении. Бесконечная бумажная волокита, отчётность ежедневная и срочная, несколько классных журналов (бумажный и электронный), внеклассная работа, классное руководство, вебинары, курсы(теперь и ежемесячно!!!), подготовка к урокам другого дня, ну и, НАКОНЕЦ, немножко!!! семья- дети собственные тоже хотят внимание. И как тут не выгоришь и не истощишься??? ...А здоровье...про него некогда думать. Дальше без комментариев))) Праздник, если посадишь себя за рукоделие!!!
Отредактировано 14-02-2017 12:10
Борщева Наталья Александровна
#4, 14.02.2017
Ответ на сообщение #3 пользователя Елена Николаевна Семёнова
Абсолютно с Вами согласна!
Кузнецова Анастасия Викторовна
#9, 14.02.2017
Ответ на сообщение #3 пользователя Елена Николаевна Семёнова
вы сейчас описали большую часть учителей))) прям один в один, отличие только в стаже работы)а вот рукоделие - это действительно отдых, только так и отдыхаю)успехов вам!
Александра
#5, 14.02.2017
Действительно, очень важная тема! Очень хорошо, что ее затронули на портале. Изменилось общество, требования к образованию. Очень много проблем раскрывает эта тема.
Елена Николаевна Семёнова
#14, 15.02.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Александра
Согласна с Вами!! Всё зависит от общества!! "Рыба гниёт с головы"
Александра
#17, 15.02.2017
Ответ на сообщение #14 пользователя Елена Николаевна Семёнова
Спасибо за понимание!
Насонова Светлана Евгеньевна
#6, 14.02.2017
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ
Профилактика профессионального выгорания включает:
1.Забота о себе и снижение уровня стресса:
- стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворению потребности в общении;
- старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);
- старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2.Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
- стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни,
так и в привычных, повседневных заботах);
- стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.
3.Повышайте уровень своего профессионального мастерства.
4.Если Вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.
5.Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, необходимо обратиться к психологу с целью проведения специальной работы по реагированию травматического опыта.
Профилактика профессионального выгорания включает:
1.Забота о себе и снижение уровня стресса:
- стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворению потребности в общении;
- старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);
- старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2.Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
- стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни,
так и в привычных, повседневных заботах);
- стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.
3.Повышайте уровень своего профессионального мастерства.
4.Если Вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.
5.Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, необходимо обратиться к психологу с целью проведения специальной работы по реагированию травматического опыта.
Елена Николаевна Семёнова
#15, 15.02.2017
Ответ на сообщение #6 пользователя Насонова Светлана Евгеньевна
Спасибо за советы!! Хорошая теория. Не всем подходит((( Будем стараться))))
Насонова Светлана Евгеньевна
#7, 14.02.2017
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте Вашим друзьям обсуждать их вместе с Вами.
· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
· НЕ позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
· НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.
· Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
· Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
· Постарайтесь сохранять нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это
возможно;
· Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.
· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте Вашим друзьям обсуждать их вместе с Вами.
· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
· НЕ позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
· НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.
· Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
· Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
· Постарайтесь сохранять нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это
возможно;
· Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.
Соловьева Наталья Леонидовна
#8, 14.02.2017
Всем добрый вечер! Синдром профессионального выгорания враз не наступает. Это формируется постепенно. К сожалению, наше время этому очень способствует. Мы, учителя, хотим работать с детьми - у нас есть желание, знания, методы,НО вместо этого мы должны заниматься другим,например, писать различные отчеты, участвовать в тех или иных мероприятиях, писать программы и т.д. и т.п. постепенно устаем от этого...и нам уже не до учеников. Плюс не очень высокие зарплаты, лишний раз спасибо не скажут, а только и слышим - "вы должны то, вы должны это.."Да, идей много, да есть желание..только это все еще кому то нужно? Нужно нашим ученикам у которых горят глазенки, они в нас верят, они хотят..пусть не все, но они есть!!!Вот тогда синдром профессионального выгорания отступает...появляются крылья за спиной, только вот уже не у всех...Это мое личное мнение. У самой руки часто опускались и ничего не хотелось...но эти глаза...они как путеводная нить...
Борщева Наталья Александровна
#12, 15.02.2017
Ответ на сообщение #8 пользователя Соловьева Наталья Леонидовна
Полностью с Вами согласна.
Елена Николаевна Семёнова
#18, 16.02.2017
Ответ на сообщение #12 пользователя Борщева Наталья Александровна
Наталья Леонидовна, как Вы правы!!Интересно, дойдут ли наши мысли до нужных адресатов?? Вспоминаются годы, когда учитель работал с детьми и это было главное :лишний разговор, лишнее задание, лишняя подсказка и повторение - всё вживую и рядом, а теперь...бегом, а иногда и виртуально!!! Хорошо ли это? Правильно? Думаешь, взвешиваешь...выгораешь!!!
Кузнецова Анастасия Викторовна
#10, 14.02.2017
сижу, читаю всё это... грустно. у самой так. усталость. а утром идешь на работу, и вроде как "отпускает". но к концу рабочего дня опять "накатывает"...
#11, 15.02.2017
Данная проблема действительно актуальна.На мой взгляд, в системе образования появилось достаточно много проблем, связанных с организацией образовательного процесса.Возникшие противоречия между существовавшей системой образования и современной способствовали появлению конфликтов в образовательных сообществах. Требования к профессиональной деятельности педагогов достаточно высоки, при этом руководство зачастую находится в поиске путей взаимодействия с педагогами. Важно отработать универсальную систему работы направленную на улучшение качества образования, ориентированную на создание комфортных условий для работы педагогов (наличие в организации интернета, соответствующей материально-технической базы и т.д.). Также необходимо определиться с тем, какая документация обязательно должна предоставляться педагогом, так как большую часть рабочего времени все же отводится работе с воспитанниками, к сожалению, сейчас приходится больше писать, чем осуществлять образовательную деятельность. Современное образование мчится со скоростью света, а знаний у детей не остается. Не хватает продуктивного общения: диалога, дискуссии и т.д.
Кожевникова Елена Владимировна
#13, 15.02.2017
Очень актуальная проблема. Спасибо Насоновой Светлане Евгеньевне за полезные рекомендации.
Павкина Галина Геннадьевна
#16, 15.02.2017
Очень актуально! Начало моей педагогической деятельности пришлось на лихие девяностые и это была друга страна, другие дети и другие родители. Теперь, к сожалению, зачастую нужно учить сначала родителей, а потом их детей.
Симдянкина Елена Владимировна
#19, 16.02.2017
Здравствуйте, коллеги! Данная проблема в современном обществе актуальна! Существуют условия, которые снижают общий уровень напряжённости работы учителя и формируют защитные механизмы стрессоустойчивости педагога. Таковыми являются наличие семьи, какого - то интересного увлечения (хобби) и присутствие в ближайшем социуме людей, являющихся хорошей эмоциональной поддержкой.
Елена Владимировна
#20, 19.02.2017
Актуален-не то слово. Невозможно расслабиться-всё время пресс общественности,нет психологической разгрузки...А с экранов ТВ нагнетают...Учитель теперь за всё ответственен-родители ни за что...Доказывай всё время,что ты не верблюд: подтверждай аттестацию каждые 5 лет( а для этого накапливай всякие дипломы-участия), оправдывайся на комиссиях по делам несовершеннолетних за совершённые воспитанниками проступки (даже в каникулярное время!), решай сама проблемы,связанные с недостаточно оснащённым (мягко говоря!) кабинетом.
А неужели б мы не занимались самообразованием,если б не было нагнетания? И намного приятнее разговаривать с детьми по душам,а не читать инструктажи с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ подписью (для подстраховки)...В общем,выгорание и истощение-обязательный спутник тех,кто отдаётся работе...
А неужели б мы не занимались самообразованием,если б не было нагнетания? И намного приятнее разговаривать с детьми по душам,а не читать инструктажи с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ подписью (для подстраховки)...В общем,выгорание и истощение-обязательный спутник тех,кто отдаётся работе...
Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#21, 09.03.2017
Сегодня данная проблема очень актуальна и прежде всего эмоциональному выгоранию подвержены педагоги старше 35–40 лет. У них заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Иногда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. В нашей школе данная проблема решается следующим образом. Во-первых, большое внимание уделяется организации рабочего места и времени. Для этого администрация школы создает благоприятные условия во время рабочего дня: обеспечивает педагогов справочными материалами и пособиями, библиотека постоянно пополняется изданиями периодической печати, улучшается техническая оснащенность. Во-вторых, оказывается методическая помощь педагогам, организуются учебные семинары и коллоквиумы.
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#22, 26.07.2017
Этому подвержены большинство работников сферы образования. Пути борьбы с этим недугом для каждого индивидуальны, ведь и каждый человек по своей природе уникален: кому-то достаточно хорошего фильма, а кому-то и санаторий не помешает. Вопрос в том, что и на борьбу с этим недугом тоже нужны финансы, а иногда и немалые.
Синяк Татьяна Ивановна(эксперт сообщества)
#23, 27.07.2017
Большинство педагогов, работающих в школе, имеют большой стаж работы.Естественно, что за долгие годы работы организм устает.В последнее время в школе очень много нововведений, не каждый к этому быстро приспосабливается. Стресс для организма, вот и выгорание.Тема очень актуальная.
Похожие дискуссии:
- «Повышение градуса ненависти к учителям зашкаливает»
- Больше половины родителей делают уроки вместо детей.
- Всемирный день борьбы со СПИДом
- Добрались и до директора....
- Классный руководитель как человек-функция. Человек есть, а должности такой нет
- Минпросвещения видит потребность в изучении восточных языков в школах
- Опрос в школе
- Петербургский школьник создал профсоюз учеников, директор школы же прочит ему карьеру дворника
- Школьников просят написать «письмо отцу на фронт». Это задание из учебника по чтению
- Экологический урок «Сохранение редких видов животных и растений»! Присоединяйтесь!