Алфавитный суп
Хорошая новость — мы в своих странностях не одиноки. На первый взгляд может показаться, что глобализация разнесла англо-саксонскую систему с оценками от A до F по всему миру, а если где-то она и не используется, то её место занимает 10-балльная или 5-балльная шкала. Но, присмотревшись, понимаешь, что на планете, скорее всего, не найдутся две одинаковых реализации любой из этих систем.
Чтобы сориентировать учителей и найти хоть какое-то взаимопонимание с зарубежными коллегами, чиновники от образования, как правило, обозначают границы оценок в процентах. Уже тут начинаются разночтения: малазийская «A"отсчитывается от 85%, сингапурская — от 70%, а, скажем, бразильская — от 90%. Разбираться в этих деталях — неблагодарная работа, но, например, в Канаде педагогам приходится это делать постоянно: у каждой провинции значение оценок, а иногда и набор букв — свои.
Отдельный вопрос, как в каждой системе вычисляется средний балл по всем предметам (упомянутый выше GPA, GrandPointAverage), по какой шкале измеряется он сам, и на что он влияет в плане образования и карьеры в данной стране и за её пределами. Впрочем, эти вопросы выходят за рамки темы: сегодня мы поговорим о форме, а не содержании.
В алфавитной системе буквами «A», «B», «C» и «D» обозначают проходные баллы в порядке ухудшения. Роль неудовлетворительной оценки обычно выполняет «E«или «F». В пользу первой говорит алфавитный порядок, вторая — понятное сокращение от fail (провал), но даже в США — колыбели этой системы — нет согласия по поводу набора букв. В некоторых школах вместо «F» используют «N» (nocredit, не зачтено) или «U«(unsatisfactory, неудовлетворительно).
Базовым вариантом системы «A-B-C-D-E/F» пользуются в Гонконге, Индонезии, Афганистане, средних школах Южной Кореи, вузах ОАЭ и некоторых школах Бразилии. В Швеции и университетах Норвегии и Эстонии «E» сделана нижним проходным баллом, а «F», соответственно, неудом. Казахстан, Канада, Кения, Малайзия, Монголия, Пакистан, Саудовская Аравия и Таиланд расширяют эту шкалу, официально добавляя почти к каждой оценке плюсы и минусы (и всё равно среди них не найти пары одинаковых систем: например, в Малайзии только «B» встречается и с плюсом, и с минусом, а в Монголии, наоборот, почему-то только у «B» нет варианта с плюсом).Конечно, плюсы и минусы используются даже в Соединённых Штатах, но там они работают примерно как у нас — скорее, декоративно
Некоторые добавляют по одной-две буквы: в Иране шкала выглядит, как «A+, A, B, C, D, E/F», в Японии — «AA/T, A, B, C, E/F», в Пакистане — «A1, A, B, C, D, E, F». В старших классах Сингапура шкала разбита на девять делений: «A1, A2, B3, B4, C5, C6, D7, E8, F9». В Ирландии есть три отдельных неудовлетворительных оценки: «E», «F» и «NG«— последнюю ставят, когда и проверять-то нечего. В индийских вузах встречаются варианты «O, A+, A, B, C, D, E, F» и «S, A, B, C, D, E, U». «U» — отдельная оценка для жульничающих. В китайских университетах оценки тоже примерно соответствуют алфавитной системе.Существует несколько самостоятельных буквенных систем, являющихся сокращениями местных словесных оценок: «FB-B-S-I» в младших классах Румынии, «HD-D-Cr-P-F» и «H1-H2A-H2B-H3-P-N» в вузах Австралии. В младших классах Уругвая используется совершенно невероятная шкала: «S-SMB-MBS-MB-MBB-BMB-B-BR-RB-R-D». Она образована различными комбинациями слов «sobresaliente» (отлично), «muy» (очень), «bueno» (хорошо), «regular» (удовлетворительно) и «deficiente» (неудовлетворительно). Будьте внимательны, «отлично — очень хорошо» и «очень хорошо — отлично» — не одно и то же!Десятки и сотни
Пяти-, десяти-, двадцати- и стобалльные системы очень распространены и обычно идут рука об руку. К тому же, алфавитная система практически не отделима от стобалльной. Все они могут использоваться в одной стране для разных уровней образования и экзаменов. Скажем, в Панаме университеты оценивают студентов от 0 до 100, а школы — от 0 до 5. Понятно, что минимальный балл везде свой.
Поскольку мало кто использует лишь одну из перечисленных систем, следующая классификация довольно условна: куда записать, например, Финляндию, где используются шкалы «0-5» и «5-10»?
Стобалльную систему более-менее эксклюзивно используют Ирак, Палестина, Коста-Рика, Никарагуа. Двадцатибалльная система в ходу в Бельгии, Венесуэле, Ливане, Перу и старших классах Португалии. При этом неуды начинаются обычно ниже 10 или 11, но в Ливане учителя ещё и могут ограничивать максимальный возможный балл за свои задания.Некруглые числа
Искать экзотику в системах оценки успеваемости — сомнительная задача. Как оценки не назови, они так или иначе выстраиваются в некий порядок и, если покопаться, обнаруживают некое процентное выражение. Такова уж их функция. Поэтому самое странное, что могут предложить нам школы мира — это системы, которые привести к стобалльным лишь слегка сложнее.
В Болгарии используется шестибалльная система; двойка — обычный неуд, а единицу ставят списывающим. На экзаменах оценки выставляются с двумя знаками после запятой. В польских школах аналогичная шкала сдвинута в другую сторону: «шестёрка» означает особые заслуги или идеальный ответ. В швейцарской шестибалльной шкале плохих оценок больше, чем хороших: проходной балл начинается с четырёх, при этом в ходу есть ноль и оценки изменяются по полбалла.
Старшеклассники в Южной Корее получают оценки от одного балла до девяти (чем меньше, тем лучше). В Чили используется семибалльная система с одним знаком после запятой, проходные баллы — 4.0-7.0. 12-балльные системы приняты в Уругвае и Украине. Но, пожалуй, победителем конкурса на самый странный набор знаков станет Дания. Здесь в ходе реформы 2007 года выкинули из 13-балльной системы «ненужное» и слегка перемешали, чтобы проще соотносить с алфавитной системой. Осталось семь оценок: «12», «10», «7», «4», «02» и два неуда: «00» и «-3». Минус три, Карл.
Чтобы сориентировать учителей и найти хоть какое-то взаимопонимание с зарубежными коллегами, чиновники от образования, как правило, обозначают границы оценок в процентах. Уже тут начинаются разночтения: малазийская «A"отсчитывается от 85%, сингапурская — от 70%, а, скажем, бразильская — от 90%. Разбираться в этих деталях — неблагодарная работа, но, например, в Канаде педагогам приходится это делать постоянно: у каждой провинции значение оценок, а иногда и набор букв — свои.
Отдельный вопрос, как в каждой системе вычисляется средний балл по всем предметам (упомянутый выше GPA, GrandPointAverage), по какой шкале измеряется он сам, и на что он влияет в плане образования и карьеры в данной стране и за её пределами. Впрочем, эти вопросы выходят за рамки темы: сегодня мы поговорим о форме, а не содержании.
В алфавитной системе буквами «A», «B», «C» и «D» обозначают проходные баллы в порядке ухудшения. Роль неудовлетворительной оценки обычно выполняет «E«или «F». В пользу первой говорит алфавитный порядок, вторая — понятное сокращение от fail (провал), но даже в США — колыбели этой системы — нет согласия по поводу набора букв. В некоторых школах вместо «F» используют «N» (nocredit, не зачтено) или «U«(unsatisfactory, неудовлетворительно).
Базовым вариантом системы «A-B-C-D-E/F» пользуются в Гонконге, Индонезии, Афганистане, средних школах Южной Кореи, вузах ОАЭ и некоторых школах Бразилии. В Швеции и университетах Норвегии и Эстонии «E» сделана нижним проходным баллом, а «F», соответственно, неудом. Казахстан, Канада, Кения, Малайзия, Монголия, Пакистан, Саудовская Аравия и Таиланд расширяют эту шкалу, официально добавляя почти к каждой оценке плюсы и минусы (и всё равно среди них не найти пары одинаковых систем: например, в Малайзии только «B» встречается и с плюсом, и с минусом, а в Монголии, наоборот, почему-то только у «B» нет варианта с плюсом).Конечно, плюсы и минусы используются даже в Соединённых Штатах, но там они работают примерно как у нас — скорее, декоративно
Некоторые добавляют по одной-две буквы: в Иране шкала выглядит, как «A+, A, B, C, D, E/F», в Японии — «AA/T, A, B, C, E/F», в Пакистане — «A1, A, B, C, D, E, F». В старших классах Сингапура шкала разбита на девять делений: «A1, A2, B3, B4, C5, C6, D7, E8, F9». В Ирландии есть три отдельных неудовлетворительных оценки: «E», «F» и «NG«— последнюю ставят, когда и проверять-то нечего. В индийских вузах встречаются варианты «O, A+, A, B, C, D, E, F» и «S, A, B, C, D, E, U». «U» — отдельная оценка для жульничающих. В китайских университетах оценки тоже примерно соответствуют алфавитной системе.Существует несколько самостоятельных буквенных систем, являющихся сокращениями местных словесных оценок: «FB-B-S-I» в младших классах Румынии, «HD-D-Cr-P-F» и «H1-H2A-H2B-H3-P-N» в вузах Австралии. В младших классах Уругвая используется совершенно невероятная шкала: «S-SMB-MBS-MB-MBB-BMB-B-BR-RB-R-D». Она образована различными комбинациями слов «sobresaliente» (отлично), «muy» (очень), «bueno» (хорошо), «regular» (удовлетворительно) и «deficiente» (неудовлетворительно). Будьте внимательны, «отлично — очень хорошо» и «очень хорошо — отлично» — не одно и то же!Десятки и сотни
Пяти-, десяти-, двадцати- и стобалльные системы очень распространены и обычно идут рука об руку. К тому же, алфавитная система практически не отделима от стобалльной. Все они могут использоваться в одной стране для разных уровней образования и экзаменов. Скажем, в Панаме университеты оценивают студентов от 0 до 100, а школы — от 0 до 5. Понятно, что минимальный балл везде свой.
Поскольку мало кто использует лишь одну из перечисленных систем, следующая классификация довольно условна: куда записать, например, Финляндию, где используются шкалы «0-5» и «5-10»?
Стобалльную систему более-менее эксклюзивно используют Ирак, Палестина, Коста-Рика, Никарагуа. Двадцатибалльная система в ходу в Бельгии, Венесуэле, Ливане, Перу и старших классах Португалии. При этом неуды начинаются обычно ниже 10 или 11, но в Ливане учителя ещё и могут ограничивать максимальный возможный балл за свои задания.Некруглые числа
Искать экзотику в системах оценки успеваемости — сомнительная задача. Как оценки не назови, они так или иначе выстраиваются в некий порядок и, если покопаться, обнаруживают некое процентное выражение. Такова уж их функция. Поэтому самое странное, что могут предложить нам школы мира — это системы, которые привести к стобалльным лишь слегка сложнее.
В Болгарии используется шестибалльная система; двойка — обычный неуд, а единицу ставят списывающим. На экзаменах оценки выставляются с двумя знаками после запятой. В польских школах аналогичная шкала сдвинута в другую сторону: «шестёрка» означает особые заслуги или идеальный ответ. В швейцарской шестибалльной шкале плохих оценок больше, чем хороших: проходной балл начинается с четырёх, при этом в ходу есть ноль и оценки изменяются по полбалла.
Старшеклассники в Южной Корее получают оценки от одного балла до девяти (чем меньше, тем лучше). В Чили используется семибалльная система с одним знаком после запятой, проходные баллы — 4.0-7.0. 12-балльные системы приняты в Уругвае и Украине. Но, пожалуй, победителем конкурса на самый странный набор знаков станет Дания. Здесь в ходе реформы 2007 года выкинули из 13-балльной системы «ненужное» и слегка перемешали, чтобы проще соотносить с алфавитной системой. Осталось семь оценок: «12», «10», «7», «4», «02» и два неуда: «00» и «-3». Минус три, Карл.
Албания, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Греция, Исландия, Испания, Италия, Колумбия, Латвия, Литва, Мексика, Молдавия, Нидерланды, Румыния и Эквадор в первую очередь используют десятибалльную систему. Самая крутая оценка для итальянского ученика — десятка
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Лариса Павловна
#1, 22.07.2018
Интересно, Людмила Николаевна!
Не согласна с названием системы - англо-саксонская. Англы, саксы, юты жили давным-давно, и такой системы у тех племён не было.
"Аналог российской пятёрки для украинских школьников — 12"? Точно? А не "5+"?
Не согласна с названием системы - англо-саксонская. Англы, саксы, юты жили давным-давно, и такой системы у тех племён не было.
"Аналог российской пятёрки для украинских школьников — 12"? Точно? А не "5+"?
Отредактировано 22-07-2018 13:52
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#6, 22.07.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Лариса Павловна
Лариса Павловна, спасибо. Я не уточнила, а информацию взяла на сайте Мел. Согласна с вами.
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#7, 22.07.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Лариса Павловна
В Украине 12-балльная система оценивания. В ней нет отрицательных оценок. Даже имея оценки 1, 2, 3 (низкий уровень), дети не остаются на повторный курс. И с этими оценками можно получить аттестат. Но, обычно, меньше 4 выпускникам не ставят. Очень хорошая система оценивания.
Лариса Павловна
#8, 22.07.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Т.е., вообще никогда не оставляют на повторный курс? Может, так и правильно.
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#9, 22.07.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Лариса Павловна
Именно так. Просто по аттестату видно, как ученик учился. Его просто в вуз не возьмут. А кроме того, каждой оценке 5-балльной системы соответствует три оценки. Например, 4, 5, 6 соответствуют оценке 3. Кому мы ставим 3? Один ученик учится почти на 2, мы ставим 3. Другой чуть-чуть не дотягивает до 4. Мы тоже ставим 3. А здесь для каждого случая есть свой балл. Мне эта система гораздо больше нравилась, чем 5-балльная. А система ABCDEF - еще лучше. Это система накопления баллов. Но там есть отрицательные оценки: Е - с правом пересдачи, F - без права.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#10, 23.07.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Наталья Владимировна, спасибо большое за комментарий! Система ABCDEF мне тоже очень нравиться, когда целостно складывается результат.
Лариса Павловна
#11, 23.07.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Спасибо, не знала. Если Вы говорите, что "каждой оценке 5-балльной системы соответствует три оценки", то можно ли считать, что укр. 10 - это рос.5-; 11 = 5; а 12 = 5+? И автор статьи не совсем прав ("Аналог российской пятёрки для украинских школьников — 12")?
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#12, 23.07.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Лариса Павловна
Автор прав. Только 5 это еще и 10, и 11. Т. е., если у ученика все 10 по предметам, то он тоже отличник. 12 баллов обычно выставляются за особые заслуги: очень качественный проект, какое-нибудь очень хорошо выполненное творческое задание. Минусов и плюсов нет, но, по аналогии, можно и так сравнить с 5-балльной системой. Хотя на каждый из 12 баллов есть свои критерии оценивания.
Лариса Павловна
#13, 23.07.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Понятно!
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#2, 22.07.2018
В мою бытность у нас в школе был учитель химии, он оценивал ответы учеников по 8-балльной системе.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#5, 22.07.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Бурых Елена Владимировна
У нас учитель математики ставит + или -, ну а потом переводит в традиционные наши баллы.
Смирнова Инга Викторовна
#3, 22.07.2018
Не совсем понятен вопрос дискуссии — как найти взаимопонимание с зарубежными коллегами? Или как "изобрести" идеальную систему оценок в школе? Взаимопонимание находить будут юристы. :-) Именно они, на мой взгляд, должны "перекодировать" документы и привести их к единому знаменателю. Опять же, в этом должны быть заинтересованы представители Международных организаций, занимающихся этими вопросами. В идеале, конечно, когда-нибудь в будущем, будут разработаны Международные стандарты, подписанные всеми государствами, в соответствие с которыми, возможно, будут приведены нормативные документы всех стран в части принятия единых требований к оцениванию школьных достижений учащихся. Что же касается системы оценок в школе — это большая проблема. Обеспечить полную объективность очень сложно, а, может, невозможно. Во всяком случае — пока. На мой взгляд, самая большая проблема здесь — несоответствие программных требований возможностям конкретных учащихся. Причина — детей с особыми образовательными потребностями в разы больше, чем указано в статистике. Но родители отказываются проходить ПМПК. При этом в школах практически не осталось логопедов и дефектологов, учителя же по разным причинам не могут оказать таким детям адекватную помощь. Как оценивать таких детей? Всем ставить двойки? Вот здесь и начинается "интересное". Здесь будет буксовать любая, самая продвинутая, самая продуманная система оценок. :-)
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#4, 22.07.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Смирнова Инга Викторовна
Пока наша система оценок не меняется, но есть другие системы, которые можно использовать (неофициально, для себя) , чтобы быть более объективным, Инга Викторовна. Спасибо вам за подробный и интересный комментарий.
Похожие дискуссии:
- "Вторая жизнь новогодней елки"
- "Нам не стыдно показывать эти цифры"
- «Что? Где? Когда? Online» Приглашаем на Чемпионат «Финансовая грамотность»
- 2 МРОТ за 18 часов!
- А вы сожалеете о распаде СССР?
- Благодарности от педагогических сайтов - в подарок
- Министр просвещения Ольга Васильева рассказала, сколько школьники должны тратить времени на домашнюю
- Новая должность в школе
- Ольга Васильева: в сельских школах могут появиться онлайн-уроки
- Подарок! Брать?.. или не брать...