12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Учитель? Докажи

В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю?- Цель - не "найти и наказать", а понять, как повысить качество преподавания в школах. Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, - рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. - Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.

Какой будет аттестация по новым правилам? В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых - Единые федеральные оценочные материалы.

Если коротко - ЕФОМы. Для обычного "уха" эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые "педагогические кейсы".

Первый "блок" - письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

"Обкаткой" Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

- Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, - говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. - Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.

В планах до 2020 года - разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов. В фокусе - русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право. При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила "оценка".

- Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, - подчеркнул Анзор Музаев. - То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

- Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, - говорит Андрей Милехин. - Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка. - Прим. ред.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс - анализ учителя собственной работы на уроке.

И последний "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом - 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.
Зачем нужна аттестация учителей? Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное - понять, как повысить качество преподавания в школах

Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов - это станет "входом в профессию". Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.

В аттестационный "портрет учителя" входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 - за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов "подарят" успехи учеников, а условия профессиональной деятельности - максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то "старший" - разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, "ведущий" - выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

- Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, - считает призер конкурса "Учитель года-2018", историк Илья Казанцев. Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудит ее детали на всероссийской конференции.Прямая речь

Татьяна Голикова, вице-премьер:

- В рамках нацпроекта "Образование" мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.

Ольга Васильева, министр просвещения:

- В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры.

Дискуссию начал(а) Беласик Людмила Николаевна24.10.2018 1330

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#1, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон. Хорошее решение вопроса::smile1::
Аладышева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)
#2, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Октябрьское исследование предметных и методических компетенций уже прошло. Оглашены предварительные выводы: примерно 10-20 процентов участников исследования не владеют предметными компетенциями, примерно 40-50 процентов участников не владеют методическими компетенциями.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#8, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #2 пользователя Аладышева Татьяна Петровна
Татьяна Петровна, ни чем не владеем....::smile49::
Аладышева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)
#20, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #8 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Будут нас на курсы отправлять и учить, учить... А потом опять проверять, проверять... Интервью Е. Е. Семченко о проведении исследования компетенций учителей на телеканале «Россия 1» https://www.youtube.com/watch?v=CEN9cRneETY&feature=youtu.be

Отредактировано 24-10-2018 20:14

Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#21, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #20 пользователя Аладышева Татьяна Петровна
Татьяна Петровна, мне в почту прислали, принять участие в исследовании.
Аладышева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)
#23, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #21 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Я участвовала в исследовании, которое проводил Рособрнадзор в октябре. Оно завершилось. "Исследование проводилось в целях создания и апробации инструментария для формирования национальной системы учительского роста и определения (уточнения) подходов к оценке компетенций учителей на основе единых федеральных оценочных материалов". Это я процитировала. Результаты исследования будут предоставлены региональным координаторам исследования в деперсонифицированном виде. Личные результаты можно будет узнать после 20 ноября. "В деперсонифицированном виде", это как сказать. Я единственная из историков всего района участвовала в исследовании. Как меня не деперсонифицируй, всё-равно все знают, что это я. Я волновалась перед исследованием, сейчас нет. На 100 процентов не выполнила, а на процентов 90 должна справиться. На методику задания были непростые. Людмила Николаевна, Вас приглашают участвовать в исследовании в 2019 году?
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#26, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #23 пользователя Аладышева Татьяна Петровна
Спасибо, Татьяна Петровна. Попробую.
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
#3, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Когда же спокойно жить начнем, через каждые 5 лет прохожу аттестацию и каждый раз по-новому. Зачем? У меня каждый год урок открытый районный, что же еще проверить? В 2020 году мой срок прохождения и опять по-новому....::smile42::::smile42::
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#4, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #3 пользователя Перминова Елена Федоровна
Точно
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
#5, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #4 пользователя Белова Светлана Сергеевна
::smile53::
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#6, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #3 пользователя Перминова Елена Федоровна
Елена Федоровна::smile21::::smile21::::smile21:: Спокойно не дадут....
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
#7, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #6 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Спокойно "умереть " не дадут... надо быть готовым ко всему.
Шамраева Ирина Владимировна
#9, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:4
Когда же уже дадут спокойно работать учителям?! Мы и так каждый раз подтверждаем свою квалификацию: даем открытые уроки на район и внутри школы,участвуем во всевозможных конкурсах, проходим курсы повышения квалификации и т.д.и т.п. Неужели этого недостаточно? Сначала нужно протестировать Министерство образования,затем огласить результаты тестирования и только потом вводить новшества в школу.
Светлова Надежда Дмитриевна
#11, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:3
Ответ на сообщение #9 пользователя Шамраева Ирина Владимировна
Хорошая идея протестировать тех,кто эти проверки придумал!!!
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#12, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #11 пользователя Светлова Надежда Дмитриевна
Согласна с вами.
Патракова Л.В.
#15, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #11 пользователя Светлова Надежда Дмитриевна
+ недельку вести уроки по 6-8 ежеднено и + классное руководство+ подготовка к ОГЭ или ЕГЭ после уроков+ внеурочная деятельность и т.д.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#10, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
"Главное - понять, как повысить качество преподавания в школах". Они не понимают, как повысить качество преподавания в школах. И эти люди решают важнейшие вопросы образования, не понимая толком, что в этой школе происходит. Мне их очень жаль.
Буньков Андрей Владимирович
#13, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
а кто будет аттестоваться в таких условиях?
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#14, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #13 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Очень сложно и неоднозначно... Я точно не буду. Смартфон к этому времени устареет...

Отредактировано 24-10-2018 16:55

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#16, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #14 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Повезло, что я сейчас готовлю документы на аттестацию.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#22, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #16 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Очень повезло, Наталия Алексеевна!!! Я в ноябре прошлого года прошла аттестацию. Мне понравилось насчет смартфона, мнения выпускников... все в "пользу" учителя.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#24, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #22 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Да уж прямо всё в "пользу" учителя!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#27, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #24 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
::smile7::::smile7::::smile7::
Иоланта Юрьевна Жаркова(эксперт сообщества)
#17, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:3
Интересно, а у сидящих "там" чиновников есть аттестация? Они проходят курсы? Участвуют в конкурсах? Готовят других чиновников? Кто-нибудь проверяет их способности к законотворчеству?
Ботнева Мария Юрьевна
#18, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
На базе ИУУ... Была на прошлой неделе там на курсах. Все поувольнялись, работать некому. Нас, математиков, курирует историк. Это нормально? Как они за аттестацию будут отвечать?
Чибисова Наталья Владимировна
#19, 24.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Интересно, а как будут аттестовывать воспитателей в новых условиях?
Репп Валентина Валерьевна
#25, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
А я работаю в школе закрытого типа, при колонии. Какая видеозапись, какой смартфон? Да и ученики вряд ли будут в восторге от того, что их собираются снимать...<div>Хотя, может, отпадет необходимость демонстрировать постоянно повышающееся качество, которого в этих условиях добиться невозможно: ученики постоянно меняются. Ты только их чему-то научил - освободились, а на их место пришли другие, и весь процесс заново. Да и олимпиады-конкурсы почти все мимо: по возрасту ученики не проходят (старше 18). И приходится постоянно доказывать, что ты не верблюд...</div>

Отредактировано 25-10-2018 06:01

Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#28, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #25 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Как я с вами,Валентина Валерьевна согласна.....
Цепелева Татьяна Анатольевна
Комментарий был удалён пользователем 26 окт 2018 в 15:38
Цепелева Татьяна Анатольевна
#30, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, - говорит Андрей Милехин.

Андрей Милехин считает, что это всё можно увидеть на записи одного урока?

И кто эти независимые эксперты, которые будут оценивать по одному уроку работу учителя?

А если на уроке что-то пошло не так, то учителя будут репетировать открытые уроки и записывать их до тех пор, пока не получится всё так, как надо? А детей когда учить? Учитель – не актёр, а урок - не спектакль. Урок – часть нашей жизни со своими плюсами и минусами. «К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь» (Сухомлинский). А нам предлагают минимум за четыре часа всё подготовить!

А ещё «в аттестационный "портрет учителя" войдут три элемента, но собирать их будет администрация школы». А на деле собирать их будут учителя, которые аттестуются. (Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.) Вот вам и отсутствие портфолио!

А где тьюторы, о которых говорилось в новых стандартах? Всю работу делает учитель - классный руководитель! Надо создать учителям условия для работы на деле, а не на бумаге. И сколько уже можно издеваться над учителями?
Буньков Андрей Владимирович
#31, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:3
учителей с категориями станет меньше и весь смысл -экономия средств
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#32, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #31 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Андрей Владимирович, все верно.
Шулина Оксана Владимировна
#33, 25.10.2018
ОтветитьОцените ответ:2
Хотелось бы знать , а у сидящих "там" чиновников есть аттестация? Они проходят курсы? Участвуют в конкурсах? Готовят других чиновников? Кто-нибудь проверяет их способности к законотворчеству?
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#34, 01.11.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Если бы учителя нашли в себе мужество хоть от чего-то, придуманного чиновниками отказаться, может этих проклятых экспериментов стало бы поменьше? Только безропотность учителей даёт чиновникам возможность всё это продолжать и продолжать. Не думаете ли вы, что нам давно уже пора начать забастовку? Есть ведь профсоюз "Учитель". Ведь работать-то всё равно почти невозможно и, как многие полагают, и толка особого от нашего образования нет. Спасение утопающих - дело рук утопающих. Неужели ещё чего-то можно ждать от чиновников. Они не слышат учителей, не хотят даже слышать. Чего же ждать ещё?