12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

«А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла. »

Очень важно, чтобы у ученика была заинтересованность в изучении того или иного предмета и поэтому приходится, убеждать учащихся в важности знаний химии для современного человека. Каждый раз, когда говоришь с учащимися на эту тему, находишь все новые и новые аргументы. Я предлагаю один из таких диалогов.
К ребятам обратилась со словами: «А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла. » (Из притчи Соломона). А можно ли применить эти слова к химии? Важно ли знать современным людям химию или можно обойтись и без знаний химии?
Да, химические вещества кроме пользы, могут нанести вред человеку.
Кто знает опасные для человека химические вещества?
1.Угарный газ активно связывается с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, и блокирует передачу кислорода тканевым клеткам, что приводит к гипоксии . Угарный газ также включается в окислительные реакции, нарушая биохимическое равновесие в тканях. Отравление угарным газом является опасным для жизни и здоровья, и без квалифицированной медицинской помощи может привести к летальному исходу.
Отравление возможно:
• при пожарах;
• на производстве, где угарный газ используется для синтеза ряда органических веществ (ацетон, метиловый спирт, фенол и т. д.);
• в газифицированных помещениях, в которых эксплуатируется газоиспользующее оборудование (плиты, проточные водонагреватели, теплогенераторы с открытой камерой сгорания) в условиях недостаточного воздухообмена, например, при нарушении тяги в дымоходах и/или вентиляционных каналах либо недостатке приточного воздуха для горения газа;
• в гаражах при плохой вентиляции, в других непроветриваемых или слабо проветриваемых помещениях, туннелях, так как в выхлопе автомобиля содержится до 1—3 % СО по нормативам и свыше 10 % при плохой регулировке карбюраторного мотора;
• при длительном нахождении на оживленной дороге или рядом с ней. На крупных автострадах средняя концентрация СО превышает порог отравления;
• в домашних условиях при утечке светильного газа и при несвоевременно закрытых печных заслонках в помещениях с печным отоплением (дома, бани);
• при использовании некачественного воздуха в дыхательных аппаратах.
• при курении кальяна (очень большой процент людей испытывают головные боли, головокружения, тошноту, сонливость после курения кальяна, что обословлено отравлением монооксидом углерода, образованным при недостатке поступления кислорода в кальянный аппарат)
2. Асбе́ст — собирательное название ряда тонковолокнистых минералов из класса силикатов, образующих в природе агрегаты, состоящие из тончайших гибких волокон. Применяется в самых различных областях, например в строительстве, автомобильной промышленности и ракетостроении. Все виды асбеста вызывают рак легких, мезотелиому, рак гортани, рак яичников и асбестоз (фиброз легких). Асбест попадает в организм через вдыхание волокон асбеста на рабочем месте, из окружающего воздуха вблизи точечных источников загрязнения.
3.Алкилфенолы. Наиболее широко используемые алкилфенольные соединения включают в себя нонилфенолыи октилфенолы, и их этоксилаты — это синтетические химические вещества, которые оказываются в окружающей среде только в результате деятельности человека. Нонилфенолы широко используются как поверхностно-активные вещества в моющих и косметических средствах. Они также применяются в металлургической, целлюлозно-бумажной, текстильной и деревообрабатывающей промышленностях и при производстве пластмассы. Эти вещества крайне устойчивы, токсичны и обладают способностью к накоплению в тканях живых организмов. Их концентрация увеличивается при продвижении по пищевой цепочке. Кроме того, эти вещества считаются эндокринразрушающими из-за своего сходства с природным гормоном эстрогеном и могут приводить к серьезным нарушениям гормональной системы, болезням половых органов, бесплодию.
4.Фталаты. Фталаты — это эфиры фталевой кислоты, которые широко используются в качестве пластификаторов (или смягчителей) при производстве пластмасс, особенно поливинилхлорида (ПВХ). Кроме того, они могут входить в состав косметических средств, использоваться в производстве детских игрушек, искусственной кожи, резиновых и пластиковых изделий, ковровых покрытий и обоев, а также некоторых красителях. Фталаты обнаруживаются повсюду, в том числе в воздухе и пыли, а также в тканях человека, причем в значительно более высоких концентрациях у детей.
Существуют серьезные опасения, связанные с токсичностью и канцерогенностью фталатов, а также их эндокринразрушающим воздействием. Попадание фталатов в организм человека может вызвать поражения печени и почек, нарушение иммунной системы, бесплодие и рак. У животных фталаты также влияют на репродуктивную функцию.
5.Бромированные антипирены. Эти химические вещества используются для производства огнеупорных материалов, которые применяются в электронике, текстильной промышленности и многих других отраслях. Они высокотоксичны и устойчивы к разложению в окружающей среде, способны накапливаться в живых организмах и передаваться по пищевой цепи. Бромированные антипирены обнаружены в женском грудном молоке и даже в организмах белых медведей.
Воздействие этих веществ на живой организм может привести к нарушениям нервной, репродуктивной и эндокринной систем.
6.Пер- и полифторированные соединения. Пер- и полифторированные соединения (ПФС) используются во многих промышленных процессах и потребительских товарах, включая текстиль и кожу, благодаря их водо- и грязеотталкивающим свойствами. Самый известный пример — полимер PTFE, или тефлон, широко используемый в непригораемой посуде. Многие ПФС не распадаются в окружающей среде и накапливаются в живых организмах. Поэтому они обнаружены во многих животных и растениях даже в самых отдаленных уголках Земли, а также в крови человека и женском молоке у большинства населения по всему миру.
ПФС могут оказать негативное воздействие на организм, как в период его развития, так и во взрослом состоянии, в частности, из-за их гормонразрушающих свойств, влиять на репродуктивную и иммунную системы человека. Кроме того, они потенциально канцерогенны. А такое ионное ПФС, как перфтороктансульфоновая кислота, является стойким органическим загрязнителем.
7.Тяжелые металлы: кадмий, свинец, ртуть и хром.
Такие тяжелые металлы, как кадмий, свинец, ртуть и хром, используются повсеместно в разных производственных процессах и продуктах: в красителях для текстиля, средствах для отделки кожи, аккумуляторах для смартфонов, отбеливающих кремах, энергосберегающих лампочках, противогололедных реагентах и др. Эти вещества способны накапливаться в окружающей среде и являются высокотоксичными даже при незначительных концентрациях.
У детей свинец может вызывать замедление интеллектуального развития, а у взрослых — нарушения кровеносной, нервной и репродуктивной систем. Кадмий является сильнейшим канцерогеном и может вызывать поражения почек и костей. Ртуть влияет на белковый обмен, наносит вред нервной системе и почкам, вызывает нарушения психики и сердечно-сосудистой системы, ухудшает работу мозга, особенно у детей. Смесь шестивалентного хрома также высокотоксична и канцерогенна для человека. Кроме того, все эти металлы являются эндокринразрушающими.
8.Бисфенол-А.
Бисфенол-А — это синтетическое вещество, широко используемое в производстве полимерных материалов, которые в свою очередь применяются для изготовления детских игрушек, пластиковых контейнеров, внутренних покрытий консервных банок, компакт-дисков, деталей для автомобилей, факсимильной бумаги и др. При этом оно может попадать в организм человека через кожу, а также с продуктами питания, в результате его миграции из пластиковых контейнеров для хранения.
Бисфенол-А является эндокринразрушающим веществом, может способствовать развитию онкологических заболеваний, воздействовать на репродуктивную функцию и вызывать нарушения развития, особенно у детей. Особую обеспокоенность вызывают возможные последствия воздействия малых доз при условии его способности к бионакоплению.
(http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/water-pollution/hazardous-chemicals/)

Дискуссию начал(а) Валентина14.10.2016 1354
Опубликовано в группе «Учителя химии»

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Елена Викторовна
#1, 14.10.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Практически ни одна наука не обходится без достижений химии.::smile1:: Ни одна наука не дала человеку столько, сколько дала химия. ::smile2::::smile2::Но сейчас в обществе информация о химии столь негативна, что невольно порождает хемофобию - боязнь химии. В известном смысле, боязнь химии мало чем отличается от детского страха перед чудовищами, вторгающимися в наши спальни. ::smile49::::smile49::Повзрослев, мы могли бы стать мудрее, но нас все также страшат неведомые опасности.::smile49:: Справиться с такими страхами помогут только знание, здравый смысл. ::smile15::Мое мнение, не стоит слишком зацикливать детей на таких подробностях вреда химических веществ, тем более большая часть из них вообще в школе не изучается. Я думаю, это удел взрослых, да и то специалистов, занимающихся этими вопросами. Это не значит, что следует держать детей в неведении. Они должны знать, контакт с какими веществами опасен, как избежать травм и повреждений, как оказать первую помощь пострадавшему. Но и пользу данного вещества дети должны знать. Иначе у них создается однобокое впечатление. Как им понять, для чего люди получают то или иное вещество, если известно, сколько вреда оно приносит. По опыту знаю, что большая часть подростков очень мнительны. Такие факты царапают их нежную психику. Знаете, мне нравится фраза Парацельса: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным»::smile10::


Отредактировано 15-10-2016 06:56