«Учителя используют как тряпочку»: преподаватель педагогики — о проблемах современной школы
Светлана Мишланова — преподаватель педагогики с 30-летним стажем. Наши коллеги из 59.ru записали её выступление на общественном фестивале, где она говорила о проблемах современного учительства...
Я вообще думаю: какой дерзостью мы обладаем, когда входим в класс?! По какому праву я прихожу и начинаю кого-то учить? По праву возраста? Я в своей жизни видела столько старых дураков! По праву того, что я прочитала какие-то книжки? Ну так я могу сказать: ребят, вот это умные книжки, почитайте их. Школа сама по себе глубоко парадоксальная затея. Мы — люди, которые выучились вчера. Мы учим детей, которые живут сегодня. А про завтра мы с вами ничего не знаем! И получается, что перед педагогом стоит задачка-то нехилая: быть человеком из будущего. А я живой человек. Кто меня научил быть человеком из будущего?
Всё, что возникало когда-то в школе, возникало, потому что было нужно. Ввели отметки — это был мощнейший цивилизационный шаг вперёд, потому что это был уход от физического насилия. Не пороть, не бить линейкой по пальцам, а цифрами измерять успехи, цифрами поощрять. Но со временем всё закостеневает и становится помехой. И вдруг обнаруживается, что там, где должны быть радость познания и открытия, азарт и удовольствие, идёт гонка за цифрой. Родители что спрашивают у ребёнка? «Что ты получил?»! Не «Что ты узнал?», не «Чему ты научился?», а «Что ты получил?»...
Учителя используют как тряпочку. Им всё вытерли, а потом выкинули, когда он уже ничего не может. Никто не озабочен тем, чтобы восстановить его душевное равновесие. Помочь ему. Дать ему в руки инструменты реальные. Как вести себя в ситуации буллинга? Как разрешать конфликты? Что делать с очень талантливыми детьми? Что делать с детьми, которые по каким-то причинам отстают? Надо элементарно учить этому, потому что всё это есть, всё это человечество уже придумало.
Но нормальный учитель… У нас как считается: то, что распространено, то и нормально. Но это не так! Норма — это совсем другое. Нормальный учитель — это человек с горящими глазами. Это человек, который вдохновляет, это человек азартный, это человек, которому самому безумно интересно то, что он делает. Только с таким человеком наши дети не будут впадать в тоску на уроках.
Во всех учебниках педагогики написано: есть четыре составляющих содержания образования. Все эти четыре составляющих должны присутствовать на каждом уроке. Первое — это знания, понятно. Второе — как эти знания применять, то есть некие умения и навыки. А дальше начинается самое интересное. Третье — это опыт творческой деятельности. Наши дети будут жить завтра, мы про это завтра ничего не знаем, значит надо учить их действовать в непредсказуемых, неизвестных условиях. Для этого не требуются мозги академика Сахарова. В немецкой дидактике всё описано в середине XIX века. Есть конкретные технологии, как на каждом уроке обеспечивать опыт творческой деятельности...
Что такое лекция, наш любимый жанр? Это когда выходит человек и отвечает на вопросы, которые ему никто не задавал! Опыт творческой деятельности — совсем другое дело, простая штука. Хрестоматийный пример. Можно сказать: сумма углов треугольника равна 180 градусам. Простая вещь. Чистое знание. Надо запомнить. Другой вариант: ребят, вы строите треугольник с суммой углов больше 180 градусов, а вы — треугольник с суммой углов меньше 180 градусов, через три минуты предъявляете мне результат. И через три минуты все делают открытие: ё-моё, как ни крути, получается 180. И это уже то, что останется!..
Есть ещё четвёртый элемент содержания образования. Опыт эмоционально-ценностного отношения к истине. Я должна истину любить, чтобы она стала частью меня. Если она не вызывает у меня чувств, она останется «за». Я сдам экзамен и забуду. И если я не буду ломать голову над тем, как сделать так, чтобы на уроке была радость открытия, азарт, чтобы здесь было весело, чтобы мы посмеялись вместе, то… Дети терпеливы до невозможности! Они уже давно адаптировались к нам, они знают, как выжить. Они знают, как сделать заинтересованное лицо, чтобы мы к ним не приставали...
Здесь есть ещё такая штука: ценность опыта предыдущих поколений резко упала в глазах нынешнего поколения. И пропасть между поколениями существенная. Насколько я умею пользоваться тем, чем пользуется сегодня трёхлетка?..
В школе Монтессори один учитель преподаёт до 12 лет. Естественные науки, два языка, математику и прочее. Скажите мне, встаёт ли вопрос об авторитете этого учителя? Да никому в голову не придёт подвергнуть его сомнению! Люди видят человека широко образованного, умного, сильного...
Я думаю, что общество должно быть озабочено тем, чтобы у учителя была подушка безопасности. Потому что государство — это тётенька в РОНО, которая в школе не выжила. Если ты успешный учитель, то ты из школы не уйдёшь бумажки перебирать! Тётенька в роно не поможет.
Я, к сожалению, не владею технологией общественного строения, но я проводила тренинги с учителями. Работала с сельскими школами, и мы прорабатывали с ним личные проблемы, мы учились взаимодействию, осваивали технологию установления контакта, поведения в конфликте, самозащиты, саморегуляции... Я их учила этому. Как сохранять хладнокровие. Как вызвать энтузиазм, когда у тебя нет сил. Как эти силы восстановить. Все наши вопросы и ответы — внутри нас. Мы просто не знаем, на какую кнопочку нажать.
Разговаривала как-то с учителем. Молодой парень, преподаёт в хорошей школе. Он мне рассказывает: бумажки бредовые спускают, их никто не читает точно, мы пишем… Я говорю: «А вы себя уважаете? Вот ты — умный, сильный мужик. Что ты стонешь и жалуешься? Вас есть там трое умных, сильных мужиков? Напишите грамотную служебную записку, давайте её пошлём. Не делайте вы то, в чём не видите смысла. Не тратьте на это ни душу, ни время, ни жизнь» — «Дык проще написать!»
Не будешь ты уважать ученика, если ты себя не уважаешь! Не надо делать то, в чём не видишь смысла! Я видела разных учителей. И я видела учителей, которые говорили: «Я буду делать это, это и это, и вы будете за меня держаться». И с ними считались.
Но вопрос ещё в том, что нас не учат уважать себя. Поймите, у нас такой опыт растоптанности, такой опыт переломанных носов и выбитых зубов, генетический просто, что мы всего боимся. То есть: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».
Нет ничего проще, чем закидать учителей камнями. Они держат оборону на переднем фронте. Либо мы им помогаем, и тогда мы с них требуем. Либо если мы их бросили перед всем этим маразмом государственным, перед всем этим унижением, на которое они обречены, то мы не вправе с них требовать.
Я вообще думаю: какой дерзостью мы обладаем, когда входим в класс?! По какому праву я прихожу и начинаю кого-то учить? По праву возраста? Я в своей жизни видела столько старых дураков! По праву того, что я прочитала какие-то книжки? Ну так я могу сказать: ребят, вот это умные книжки, почитайте их. Школа сама по себе глубоко парадоксальная затея. Мы — люди, которые выучились вчера. Мы учим детей, которые живут сегодня. А про завтра мы с вами ничего не знаем! И получается, что перед педагогом стоит задачка-то нехилая: быть человеком из будущего. А я живой человек. Кто меня научил быть человеком из будущего?
Всё, что возникало когда-то в школе, возникало, потому что было нужно. Ввели отметки — это был мощнейший цивилизационный шаг вперёд, потому что это был уход от физического насилия. Не пороть, не бить линейкой по пальцам, а цифрами измерять успехи, цифрами поощрять. Но со временем всё закостеневает и становится помехой. И вдруг обнаруживается, что там, где должны быть радость познания и открытия, азарт и удовольствие, идёт гонка за цифрой. Родители что спрашивают у ребёнка? «Что ты получил?»! Не «Что ты узнал?», не «Чему ты научился?», а «Что ты получил?»...
Учителя используют как тряпочку. Им всё вытерли, а потом выкинули, когда он уже ничего не может. Никто не озабочен тем, чтобы восстановить его душевное равновесие. Помочь ему. Дать ему в руки инструменты реальные. Как вести себя в ситуации буллинга? Как разрешать конфликты? Что делать с очень талантливыми детьми? Что делать с детьми, которые по каким-то причинам отстают? Надо элементарно учить этому, потому что всё это есть, всё это человечество уже придумало.
Но нормальный учитель… У нас как считается: то, что распространено, то и нормально. Но это не так! Норма — это совсем другое. Нормальный учитель — это человек с горящими глазами. Это человек, который вдохновляет, это человек азартный, это человек, которому самому безумно интересно то, что он делает. Только с таким человеком наши дети не будут впадать в тоску на уроках.
Во всех учебниках педагогики написано: есть четыре составляющих содержания образования. Все эти четыре составляющих должны присутствовать на каждом уроке. Первое — это знания, понятно. Второе — как эти знания применять, то есть некие умения и навыки. А дальше начинается самое интересное. Третье — это опыт творческой деятельности. Наши дети будут жить завтра, мы про это завтра ничего не знаем, значит надо учить их действовать в непредсказуемых, неизвестных условиях. Для этого не требуются мозги академика Сахарова. В немецкой дидактике всё описано в середине XIX века. Есть конкретные технологии, как на каждом уроке обеспечивать опыт творческой деятельности...
Что такое лекция, наш любимый жанр? Это когда выходит человек и отвечает на вопросы, которые ему никто не задавал! Опыт творческой деятельности — совсем другое дело, простая штука. Хрестоматийный пример. Можно сказать: сумма углов треугольника равна 180 градусам. Простая вещь. Чистое знание. Надо запомнить. Другой вариант: ребят, вы строите треугольник с суммой углов больше 180 градусов, а вы — треугольник с суммой углов меньше 180 градусов, через три минуты предъявляете мне результат. И через три минуты все делают открытие: ё-моё, как ни крути, получается 180. И это уже то, что останется!..
Есть ещё четвёртый элемент содержания образования. Опыт эмоционально-ценностного отношения к истине. Я должна истину любить, чтобы она стала частью меня. Если она не вызывает у меня чувств, она останется «за». Я сдам экзамен и забуду. И если я не буду ломать голову над тем, как сделать так, чтобы на уроке была радость открытия, азарт, чтобы здесь было весело, чтобы мы посмеялись вместе, то… Дети терпеливы до невозможности! Они уже давно адаптировались к нам, они знают, как выжить. Они знают, как сделать заинтересованное лицо, чтобы мы к ним не приставали...
Здесь есть ещё такая штука: ценность опыта предыдущих поколений резко упала в глазах нынешнего поколения. И пропасть между поколениями существенная. Насколько я умею пользоваться тем, чем пользуется сегодня трёхлетка?..
В школе Монтессори один учитель преподаёт до 12 лет. Естественные науки, два языка, математику и прочее. Скажите мне, встаёт ли вопрос об авторитете этого учителя? Да никому в голову не придёт подвергнуть его сомнению! Люди видят человека широко образованного, умного, сильного...
Я думаю, что общество должно быть озабочено тем, чтобы у учителя была подушка безопасности. Потому что государство — это тётенька в РОНО, которая в школе не выжила. Если ты успешный учитель, то ты из школы не уйдёшь бумажки перебирать! Тётенька в роно не поможет.
Я, к сожалению, не владею технологией общественного строения, но я проводила тренинги с учителями. Работала с сельскими школами, и мы прорабатывали с ним личные проблемы, мы учились взаимодействию, осваивали технологию установления контакта, поведения в конфликте, самозащиты, саморегуляции... Я их учила этому. Как сохранять хладнокровие. Как вызвать энтузиазм, когда у тебя нет сил. Как эти силы восстановить. Все наши вопросы и ответы — внутри нас. Мы просто не знаем, на какую кнопочку нажать.
Разговаривала как-то с учителем. Молодой парень, преподаёт в хорошей школе. Он мне рассказывает: бумажки бредовые спускают, их никто не читает точно, мы пишем… Я говорю: «А вы себя уважаете? Вот ты — умный, сильный мужик. Что ты стонешь и жалуешься? Вас есть там трое умных, сильных мужиков? Напишите грамотную служебную записку, давайте её пошлём. Не делайте вы то, в чём не видите смысла. Не тратьте на это ни душу, ни время, ни жизнь» — «Дык проще написать!»
Не будешь ты уважать ученика, если ты себя не уважаешь! Не надо делать то, в чём не видишь смысла! Я видела разных учителей. И я видела учителей, которые говорили: «Я буду делать это, это и это, и вы будете за меня держаться». И с ними считались.
Но вопрос ещё в том, что нас не учат уважать себя. Поймите, у нас такой опыт растоптанности, такой опыт переломанных носов и выбитых зубов, генетический просто, что мы всего боимся. То есть: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».
Нет ничего проще, чем закидать учителей камнями. Они держат оборону на переднем фронте. Либо мы им помогаем, и тогда мы с них требуем. Либо если мы их бросили перед всем этим маразмом государственным, перед всем этим унижением, на которое они обречены, то мы не вправе с них требовать.
Полезные ссылки
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#2, 18.06.2019
Все в этой статье правда. Но главная беда в том, что мы соглашаемся быть "тряпочками".
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#3, 18.06.2019
Ответ на сообщение #2 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Печально...
Буньков Андрей Владимирович
#4, 19.06.2019
а корректнее формулировки нельзя было придумать?
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#5, 19.06.2019
Ответ на сообщение #4 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Такой заголовок сразу привлекает внимание!
Буньков Андрей Владимирович
#7, 19.06.2019
Ответ на сообщение #5 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
привлекает, но ..............
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#8, 19.06.2019
Ответ на сообщение #7 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Согласна, что но............
Буньков Андрей Владимирович
#11, 20.06.2019
Ответ на сообщение #8 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
но - это конечно не хорошо.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#12, 20.06.2019
Ответ на сообщение #11 пользователя Буньков Андрей Владимирович
Однозначно!
Буньков Андрей Владимирович
#13, 20.06.2019
Ответ на сообщение #12 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
естественно
Цепелева Татьяна Анатольевна
#6, 19.06.2019
Нас действительно не учат очень многому, что необходимо. Курсов повышения квалификации полно, но где гарантия, что там именно то, что надо? Уходит уйма времени на то, чтобы получить крупицы знаний из моря информации. Спасение утопающий - дело рук самих утопающих. Но хотелось бы, чтобы в развитии учителя, в улучшении образования были заинтересованы не только педагоги.
Тимченко Насима Шарифяновна
#9, 19.06.2019
Ответ на сообщение #6 пользователя Цепелева Татьяна Анатольевна
Прежде должно быть заинтересовано государство в престижности нашей профессии и достойной оплате за нелегкий труд.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#10, 20.06.2019
Ответ на сообщение #9 пользователя Тимченко Насима Шарифяновна
А оно не заинтересовано! Даёшь ЦПШ!!!!
Похожие дискуссии:
- Больше половины родителей делают уроки вместо детей.
- Всемирный день борьбы со СПИДом
- Всероссийская олимпиада для детей с ОВЗ «Знатоки географии»
- Дети не хотят учиться! Помогите!
- Добрались и до директора....
- Классный руководитель как человек-функция. Человек есть, а должности такой нет
- Минпросвещения видит потребность в изучении восточных языков в школах
- Опрос в школе
- Праздник мам?
- Экологический урок «Сохранение редких видов животных и растений»! Присоединяйтесь!