Ан-8 – самолет или памятник? Или последняя посадка на филейском аэродроме

6
0
Материал опубликован 25 January 2023

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа 

с углубленным изучением отдельных предметов № 37"

города Кирова







ПРОЕКТ

на тему: «Достопримечательности города Кирова»




Ан-8 – самолет или памятник? Или последняя посадка на филейском аэродроме







Выполнил:


Гребнев Еремей

ученик 2 класса «Г»




Руководитель:


Галышева

Наталья Юрьевна







2022 год

СОДЕРЖАНИЕ:


Введение


Филейский аэродром – начало авиации в Кировской области


1.1.

Левый приток Вятки


Стратегический объект города


Субботний день 1981 года


2.1.

Первая ласточка обновленной советской авиации


2.2.

Мысль генерального директора


2.3.

Небывалая посадка


«Жизнь» самолета после приземления


3.1.

Оригинальная идея


3.2.

Воздушный кинозал


3.3.

Злая судьба


Спасение памятника


4.1.

Восстановление самолета


И все-таки он памятник


Заключение


Список литературы


Приложение











ВВЕДЕНИЕ

Тема проекта: «Ан-8 – самолет или памятник? Или последняя посадка на Филейском аэродроме».

Цель: узнать историю появления на Филейке самолёта Ан-8 как памятника.

Задачи:

Узнать историю филейского аэродрома.

Найти факты появления самолета посреди домов.

Изучить историю «жизни» памятника Ан-8.

Изучить сколько сохранилось таких памятников.

Гипотеза: филейский Ан-8 сможет вновь взмыть в небо.


Мой проект посвящен самолету Ан-8, который не имеет официального статуса памятника, однако это не помешало ему стать главной достопримечательностью района Филейки, частью истории авиастроения в нашей стране, частью истории города Кирова и завода "Авитек".

Выбор на этот интересный объект пал не случайно. Нашу семью много что связывает с районом Филейка. Во–первых, детство и юность моей мамы прошло в этой части города, и она с большой теплотой вспоминает это время, рассказывает истории, связанные с этим самолетом. Во-вторых, мои бабуля с дедом 40 лет своей трудовой деятельности посвятили заводу «Авитек» (ранее завод им. ХХ Партсъезда), а, как известно, раньше главную новогоднюю ель и ледовый городок для заводчан устанавливали в сквере у самолета. Бабуля рассказывает, что самолет был местом встречи друзей, коллег и знакомых в новогоднюю ночь. И, в-третьих, однажды именно на этом самолете в кабине штурмана мой дед, возвращаясь из командировки, летел из Москвы в Киров и это был его первый полет. Поэтому можно смело сказать, что филейский самолет – это часть истории моей семьи.

Мне стало интересно, КАК оказался самолет посреди домов и сможет ли он вновь взмыть в небо?



Филейский аэродром – начало авиации в Кировской области

Левый приток Вятки

Название «Филейка» наряду с «Филяйка» по письменным источникам известно с XVII века. Так называли левый приток Вятки. На речке Филейке (Филяйке) располагались пять деревень и бобыльская слободка. Слободка затем превратилась в село Филейка. Лей» или «ляй» в переводе с мордовского означают «река, текущая в овраге». В русском языке был добавлен уменьшительный суффикс «к», и получилась «маленькая речка в овраге, принадлежащая Филе (Филиппу или Филимону).


Стратегический объект города

Мало кто знает, что именно с филейского аэродрома начался расцвет развития гражданской авиации в Кировской области. В 1937 году принято решение основать аэродром недалеко от Кирова - на территории Филейки. Особенно важен он был в военные годы, когда здесь, на окраине города Кирова, разместился эвакуированный из Москвы авиационный завод №32 (завода им. ХХ Партсъезда, сейчас Авитек). С грунтового поля филейского аэродрома регулярно летали маленькие фанерные самолетики У-2 и Ан-2. Кроме пилота, они могли взять на борт всего одного пассажира. Возили почту, врачей, командировочных. Только в 1969 году был введён в эксплуатацию известный нам аэровокзал «Победилово». Филейский же аэродром принял последний самолёт в 1981 году - на него приземлился Ан-8 - тот самый, о котором пойдет речь.

Субботний день 1981 года

11 апреля 1981 года субботнее спокойствие жителей областного центра было нарушено гулом мощных винтовых двигателей. На глазах ошеломленных горожан грузовой самолет Ан-8 совершил вираж над заброшенным филейским аэродромом и зашел на посадку. Мощная машина приземлилась на поле и... своим ходом направилась в город. Телефоны аварийных служб раскалились, обеспокоенные горожане звонили и сообщали об аварийном приземлении грузового борта. Кировчан успокаивали - посадка плановая, а самолет скоро займет свое место на вечной стоянке в районе завода XX партсъезда.


Первая ласточка обновленной советской авиации

Ан-8 - это советский военно-транспортный самолет, разработанный в середине 1950-х гг. в конструкторском бюро Антонова. Ан-8 стал первой машиной, которая по своим возможностям приближалась к лучшим заокеанским военно-транспортным самолетам. Этот самолет стал первой ласточкой обновленной советской военно-транспортной авиации.

До появления Ан-8 перевозкой военных грузов в интересах советских военно-воздушных сил занимались сохранившиеся после завершения Второй мировой войны транспортные самолеты Ли-2 (лицензионная копия американского Douglas DC-3) и переделанные из пассажирских самолетов – Ил-12Д (транспортно-десантный) и Ил-14Т (транспортный).

Силовая установка самолета - два турбовинтовых двигателя. Ан-8 предназначался для перевозки воздушно-десантных войск с техникой и вооружением, с 1970 года использовался в гражданской авиации. Всего выпущен 151 самолет. Совокупность всех технических характеристик Ан-8 выводило первый советский специализированный транспортный самолет на новый уровень, позволяя конкурировать с самолетами, которые в эти же годы поступали на вооружение американских ВВС.


Мысль генерального директора

Филейский Ан-8 - это реально действовавший транспортный самолёт завода имени ХХ партсъезда (сейчас «Авитек»), на котором летали сотрудники предприятия, перевозили грузы. Мысль превратить отслуживший свое транспортный самолет в своеобразную точку притяжения для горожан пришла в голову генеральному директору завода Семену Большакову. Сказано - сделано! Вначале выбрали место, отсыпав территорию у бывшего оврага на ул. Сутырина, соорудили мощный фундамент, способный выдержать многотонную машину.

А затем перед организаторами небывалой для Кирова акции встала дилемма - либо перегонять транспортник до главного аэропорта области, Победилово, а затем транспортировать его по земле, либо посадить крылатую машину в непосредственной близости от места вечной стоянки, на старый аэродром.

Небывалая посадка

Вариант с Победилово быстро отпал - перекрытие дороги нанесло бы экономике области огромный ущерб, ведь пришлось бы отменять и сдвигать многие междугородные и областные рейсы. Было решено подготовить филейское поле и, пригласив опытный экипаж, попытаться совершить экстремальную посадку. Не смотря на то, что Ан-8 демонстрировал хорошие технические характеристики: у него была возможность взлетать с раскисшей взлетно-посадочной полосы и «сложных» аэродромов, но все-таки транспортные машины типа Ан-8 требовали современного посадочного оборудования.

После всех согласований экипаж под командованием Алексея Бехтерева, опытнейшего летчика, совершил небывалую в истории вятской авиации посадку тяжелого самолета на грунтовку.


«Жизнь» самолета после приземления

Оригинальная идея

Можно сказать, что на конец 70-х начало 80-х годов, памятник самолетам был одним из самых массовых.

Идея использовать списанные самолеты в качестве детских кинотеатров возникла в 1970-х годах. В то время это была оригинальная идея - кино любили, видео-салонов и интернета еще не было, а кинотеатры пользовались большой популярностью и не могли уместить всех желающих.

Там был только простой кинопроектор и экран, на котором показывали анимацию. Первый самолёт, переделанный в детский кинотеатр, появился в СССР после 27 августа 1973 года. Обычно использовали Ан-10 или Ил-18.




Воздушный кинозал

Поэтому и работники завода им. ХХ Партсъезда переоборудовали видавший виды транспортник в детский кинотеатр «Орленок», рассчитанный на 50 мест.

«Воздушный кинозал» начал свою работу 26 июля 1981 года.  На обустройство всего комплекса (кинотеатра и сквера) были потрачены большие средства. На радость детворе памятник советского авиапрома можно было изучать и снаружи, и изнутри. При оборудовании кинозала кабина пилотов была полностью сохранена и перед сеансом малыши могли посидеть на пилотских креслах, почувствовать себя небесными асами... Мама рассказывала, как ее старший брат, покупая билет за 10 копеек, водил ее на сеанс мультфильма «Ну, погоди!». Рядом с самолетом располагался детский парк с аттракционами и сквер. 

Злая судьба

Но роковая случайность предопределила судьбу «Орленка». В начале 90-х в городе Самаре сгорел подобный кинотеатр «Антошка», в страшном пожаре погибли люди. После этой трагедии был введен запрет на переоборудование самолетов в кинотеатры по причине отсутствия запасного выхода.

Под предлогом неопрятного внешнего вида и невозможности содержания авиамонументов, их пустили в расход. В действительности, одной из основной причин гибели памятников самолетам является непрерывный рост стоимости лома цветных металлов. Как это не прискорбно, но на протяжение 90-х и 2000-х годов мир лишился всех памятников самолету Ан-10, установленных в открытом доступе. 

После закрытия «Орленка» и наш Ан-8 постигла та же участь – его разграбили мародеры. В погоне за деньгами они украли все, что представляло хоть какую-то ценность: разбили кабину, сломали все оборудование. Надежды на то, что в самолет вдохнут новую жизнь, уже практически не осталось.

Затем наступили новые времена, в помещении было оборудовано кафе под названием "Штопор" – излюбленное место филейской молодежи, но и оно просуществовало недолго.


Спасение памятника

Восстановление самолета

Судьба исторического памятника взволновала многих жителей микрорайона, ведь он стал настоящей гордостью Филейки. Заслуга в спасении и восстановлении памятника принадлежит Управлению капитального строительства ВМП "Авитек". Обновленный памятник и сквер вокруг него были торжественно открыты 29 июня 2014 года, тогда же в салоне самолета временно поместился выставочный зал.

И все-таки он памятник!

26 апреля 2017 года, на заседании Кировской городской Думы депутаты признали самолёт на Филейке монументальным памятником. Этот статус означает, что объект сохранят.  В 2018 году у самолёта сняли «начинку» из крыльев, сняли моторы, чтобы облегчить 20-тонную конструкцию. Дело в том, что памятнику уже много лет, он старится, и велика вероятность того, что из-за тяжелой массы самолет может начать разрушаться.

В прошлом 2021 году самолет отметил двойной юбилей - 60 лет с момента выпуска и 40 лет как он украшает городской сквер. Несмотря на то, что лайнер красуется на своем постаменте, гордо и широко раскинув крылья, к большому сожалению, сегодня за самолетом нет должного ухода. Пройдя через частные руки, он перешел на баланс города. Что с ним будет дальше - никто сказать не может.

Впрочем, есть информация о планах создать в этом районе парк военной техники, центральным объектом которого будет подобный самолет.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив многие источники, я убедился, что в России, да и в мире осталось совсем немного самолетов Ан-8, еще меньше из них считаются памятниками. Поэтому наш город и, конечно, жители микрорайона Филейка по праву могут гордиться!

Как не печально признавать, но символ Филейки уже никогда не поднимется в небо. Свой последний полет он выполнил больше 40 лет назад. К сожалению, время и люди не смогли сберечь ласточку советской авиации. Современникам остается надеяться, что самолет смогут сохранить на своем месте, и дети XXI века, глядя на него, будут представлять, как покоряют небеса.

А для себя я решил, раз старенький Ан-8 на долгие годы стал центром притяжения детворы, то его можно считать памятником подвигу летчиков, рисковавших жизнями ради того, чтобы вятские малыши стремились в небо!

Закончить свой проект я хочу стихотворением А. Костина, шлифовщика цеха № 32, который в 1981 году работал вместе с моим дедом.


t1674675824aa.jpg

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


«Гордость наша – завод», изд. 1984 г.

«Помним о прошлом, заботимся о настоящем, думаем о будущем», Пенкина Н.Р., изд. 2011 г.

Интернет- газета «Вятская правда» заметка от 20.07.2010

Газета «Комсомольская правда» статья от 20.06.2014

Интернет –портал «Городкиров.ru» заметка от 30.08.2018.

Интернет-журнал «Военное обозрение» статья С. Юферева «Ан-8. Догоняя американские транспортники» от 25.04.2019.

ГТРК «Вятка» сюжет от 15.12.2021.

Сайт авиационной истории http://aviahistory.ucoz.ru/index/aviapamjatniki_an_8/0-332

Реестры портала «Наша авиация» https://russianplanes.net/planelist/Antonov/An-8

Интернет-портал «Свойкировский.рф».

https://kirov-portal.ru/blog/berlin-tyumen-i-vyatskie-polyany-vspominaem-zolotye-gody-kirovskoj-aviacii-4138/

https://kirov-portal.ru/blog/istoriya-fileyki-banditskiy-rayon-ili-kulturnaya-okraina-2875/

Группа в «ВКОНТАКТЕ» «Пешком по Вятке».
















ПРИЛОЖЕНИЕ

t1674675824ab.jpg













Слобода Филейка


Фt1674675824ac.jpg
илейский аэродром

t1674675824ad.jpg



















Филейский аэропорт 1963 г.

Расписание полетов 1962

t1674675824ae.jpg

























t1674675824af.jpg























Эt1674675824ag.png кскурсия на Филейский аэродром.
4Б класс школы №56,
классный руководитель Клавдия Петровна Лебедева.
1969 год
.



















Завод № 32

t1674675824ah.jpg





















Размеры самолета Ан-8



Кабина пилота

t1674675824ai.jpg





Дt1674675824aj.jpg
t1674675824ak.jpg
иректор завода им. ХХ партсъезда 1978-1985 гг.



Установка самолета на пьедестал 1981 г.



t1674675824al.jpg

Заметка в заводской газете «Голос рабочего»

Кt1674675824am.jpg уйбышев 1989год, парк Гагарина





Сt1674675824an.jpg
квер у самолета



t1674675824ao.jpg


t1674675824ap.jpg




Кинотеатр «Орленок»

t1674675824aq.jpg


t1674675824ar.jpgt1674675824as.jpg

Реконструкция самолета 2014 г.

t1674675824at.jpg















t1674675824au.jpg


Сквер у самолета 2020 г.

t1674675824av.jpg


САМОЛЁТЫ АНТОНОВ АН-8 - РЕЕСТР

t1674675824aw.png


ИНФОРМАЦИЯ С САЙТА АВИЦИОННОЙ ИСТОРИИ
ПАМЯТНИКИ Ан-8


РОССИЯ


Алтайский край, Рубцовск. Ан-8 "11 красный" Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После снятия с эксплуатации передан в 48-ю ВАШМ в Рубцовск (в/ч 73564), как учебное пособие. В начале 90х списан и продан ТФПГ «Сибагромаш». Установлен, как авиапамятник в г. Рубцовск у Дома Культуры.  Внутри самолета были организованы 50-ти местный видеосалон и 20-ти местное детское кафе. В 1996 году ставился вопрос о переносе памятника-самолета в парк отдыха им. Кирова. В 1996 году продан на лом и утилизирован. 


Киров. Ан-8 СССР-26197 (1З3450) Эксплуатант до 1971 года неизвестен, вероятнее всего МО СССР. Произведен в 1961 году. В 1971 году передан в МАП, Кировское МПО им. XX Партсъезда (ныне завод «Авитек»). Зарегистрирован в МАП 27 октября 1971 года, как СССР-26197. Списан 1 июля 1981 года. Летом 1981 года установлен, как авиапамятник в г. Киров. Использовался, как детский кинотеатр "Орлёнок".  Позже переоборудован в кафе «Штопор» В 2012 году на месте установки самолета запланировано строительство многоэтажного жилого дома. Памятник самолету планировался к демонтажу, но был спасен общественностью. С 2012 по 2014 год кафе "Штопор" не функционировало и находилось в брошенном состоянии.  Весной 2014 года восстановлен УСК "Авиатек". Передан городу Киров.  


Московская область, Монино, Музей ВВС. Ан-8 "10 зеленый" (9340504) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Произведен в сентябре 1959 года. Имел бортовой номер "10 красный". 20 мая 1976 года передан музею ВВС в Монино. Налет СНЭ 3350 часов, совершил 3450 полетов. В музее нанесен бортовой номер "10 зеленый". В настоящее время выставлен в основной экспозиции под открытым небом в музее ВВС в Монино.  


Омск. Музей аэропорта Омск. Ан-8 СССР-69329 (9340308) Эксплуатант до 1980 года неизвестен, вероятнее всего МО СССР. Произведен 31 мая 1959 года. В 1980 году передан МАП, Омский моторостроительный завод им. П. И. Баранова. Зарегистрирован в МАП 27 мая 1980 года, как СССР-69329. Списан 26 июня 1989 года. После вывода из эксплуатации был поставлен на хранение на аэродроме Омск, Центральный, как возможный экспонат в планируемый музей аэропорта Омск.  Утилизирован в середине 1990х годов.


Омск. Музей аэропорта Омск. Ан-8 СССР-69351 (9340507) Эксплуатант до 1982 года неизвестен, вероятнее всего МО СССР. Произведен в 1959 году. В 1982 году передан МАП, Омский моторостроительный завод им. П. И. Баранова. Зарегистрирован в МАП 6 мая 1982 года, как СССР-69351. Списан. После вывода из эксплуатации был поставлен на хранение на аэродроме Омск, Центральный, как возможный экспонат в планируемый музей аэропорта Омск.  Утилизирован в середине 1990х годов.


Приморский край, г. Арсеньев, Дальневосточный Музей Авиации. Ан-8 RA-69302 (1З3480) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. В 1976 году передан в МАП, Харьковское АПО (до 1968 года ХАЗ, авиазавод №135). Зарегистрирован 10 декабря 1976 года, как СССР-69302. 6 мая 1982 года передан в Арсеньевский ММЗ "Прогресс" (ныне ОАО ААК "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина). В 1992/1993 году перерегистрирован, как RA-69302. foto Списан 4 июля 2003 года. После списания в 2003 году передан в экспозицию Дальневосточного музея авиации в г. Арсеньев. 


УЗБЕКИСТАН


Ташкент, ТАПОиЧ. Ан-8 (0Д3410) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После снятия с эксплуатации был установлен, как авиапамятник на территории Ташкентского АПО им. Чкалова на музейной линейке, где и находится в настоящее время. 


Ташкентская область, г. Чирчик. Ан-8 Эксплуатантом являлись ВВС ПВО СССР, Туркестанский ВО, 12 ОА ПВО, 23 отаэ, а/д Чирчик. После снятия с эксплуатации был установлен, как авиапамятник в г. Чирчик в 4 микрорайоне.  Использовался, как детский кинотеатр. Демонтирован и утилизирован в 90е годы.


УКРАИНА


Киев, Оболонь. Ан-8 Эксплуатант неизвестен.  После снятия с эксплуатации в 70е годы был установлен, как авиапамятник в Киеве на Оболони.  Использовался, как детский кинотеатр "Полет". Позже, как тир.  В 1984/1985 годах демонтирован из-за строительства новой школы.


ШРИ-ЛАНКА


Коломбо. Ан-8 4R-SKI (0Д3420) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Имел бортовой номер "09 красный".  Произведен в 1960 году. В 1979 году передан в МАП, Комсомольский-на-Амуре АЗ им. Гагарина (с 1989 года Комсомольское-на-Амуре АПО, ранее авиазавод №126). Зарегистрирован 18 августа 1979 года, как СССР-27215. В 1992/93 годах зарегистрирован, как RA-27215. foto Списан 16 декабря 1996 года, как проданный в Шри-Ланку. Поступил в а/к "Sky Cabs". 19 марта 1997 года зарегистрирован, как 4R-SKI. foto С октября 2001 года был на хранении в Коломбо в а/п Bandaranaike. В ноябре 2005 года установлен, как авиапамятник у а/п Bandaranaike в Коломбо. 


ЭСТОНИЯ


Тарту. Ан-8 СССР-69315 (0Ж3480) Эксплуатант до 1972 года неизвестен, вероятнее всего МО СССР. Произведен в 1960 году. В 1971-1972 годах передан в МАП, Комсомольский-на-Амуре АЗ им. Гагарина (с 1989 года Комсомольское-на-Амуре АПО, ранее авиазавод №126). Зарегистрирован 19 января 1972 года, как СССР-69315. Списан 30 июля 1981 года. После снятия с эксплуатации был установлен, как авиапамятник в ЭССР в г. Тарту на одной из детских площадок.  В 1986 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Радости среднего возраста" ("Keskea rõõmud").  В мае 1992 года вблизи памятника самолету прошел концерт "Теолео-92".  В первой половине 90х годов демонтирован.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.