Конспект «Береги,природу человек»
Технологическая карта урока по УМК «Планета знаний» ФГОС
Ф.И.О. учителя: Исмагилова Миляуша Ураловна
Класс: 1 В
Дата: 21.03.2017 г.
Предмет: Окружающий мир
№ урока по расписанию:3
Тема урока: Береги природу ,человек!
Тип урока: Урок открытия новых знаний .
Цель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; создать условия для создания правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.
Задачи:
Образовательные:
-развивать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;
-формировать представление о взаимодействии человека и природы
Развивающие:
-развивать познавательную активность;
-умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме;
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи;
-воспитывать желание охранять природу.
Планируемые результаты:
Предметные :
-определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека;
-формулировать правила поведения в природе.
Личностные:
-осознавать себя жителями планеты Земля;
-испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.
Коммуникативные:
-формировать умения работать в коллективе, в паре, контролировать действия партнёра;
Метапредметные:
-формировать интерес к учению;
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-получать информацию , выделять существенное.
Межпредметные связи: Экология; Технология;
Ресурсы урока: проектор, интерактивная доска, презентация Power Point «Береги, природу человек», учебник «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой , И. В. Потапова, рисунки детей, выставка поделок ; плакат ; раздаточный материал;
Формы урока:(фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)
Технологии: деятельностное обучение, ИКТ.
Характеристика этапов урока:
Этап урока |
Время, мин |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формируемые УУД |
1. 1. 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап ) |
1-2 минуты |
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает учеников на урок. В природе столько красоты Вглядись, и ты поймешь, -О чём говорят строки стихотворения? -Продолжите предложение: Природа - это … |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Слушают внимательно. Слайд 2
- о природе; - о бережном отношении к природе; растения, животные, человек |
Ф |
Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
2 мин |
- Что мы знаем о животных?
- Что нужно животным для того чтобы жить в природе ?
|
- домашние (ухаживает человек) - дикие (живут в природе) Слайд 3 -Свет, вода, пища, тепло, воздух Слайд 4 |
Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе. |
|
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности . |
4 мин |
- Ребята, чтобы существовать всему живому нужны не просто: воздух, пища и вода -чистый воздух; -здоровое питание; -чистая вода; - А связь животных с окружающей средой называем экологией. 2017 год в России объявлен годом экологии. - Что же такое экология? Кто как понимает значение этого слова? -Слово «экология » образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос», что значит «наука». Выходит, экология – наука о доме. О каком доме говорится? Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Все то, что окружает их в природе,- вот их дом. -Для того, чтобы у животных был дом, нам нужно:….. -Подумайте и скажите, о чём будем говорить сегодня на уроке? -Кто должен этим заниматься? -Давайте обратимся к человеку с просьбой беречь природу… -Значит , тема нашего урока… -Пришло время отдохнуть. |
слушают Слайд 5 экология Слайд 6 (Ответы учащихся). - природном доме. -Беречь природу. -О том. как охранять природу. -Человек. - Береги природу ,человек! - Береги природу ,человек! Слайд 7 |
Ф |
Личностные: - мотивация к изучению нового учебного материала; - развивать эколого-этическую деятельность; - выражать положительное отношение к процессу познания. Познавательные: - извлечение информации из опыта детей; - читать и слушать, извлекая нужную информацию. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Метапредметные: - выделять существенную информацию, объяснять свою позицию. |
Физминутка |
2 мин |
Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли Приседали, приседали Белый гриб в траве нашли. На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним ребята, Наклоняйся раз, два, три, И в лукошко набери! Вот на дереве орех, Кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. Три часа в лесу бродили Все тропинки исходили. Отдохнуть пора, дружок, Мы присядем на пенёк. |
Выполняют задания Дети садятся за парты |
Г |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) |
5 мин |
-Итак, какова тема нашего урока? -Какова задача нашего урока? -Ребята, почему мы должны беречь природу? |
Береги природу ,человек! Научиться беречь природу.Слайд8 Ответы детей. - исчезают редкие виды растений, животных; - загрязняются реки, погибают рыбы; - рубят леса; - газы загрязняют воздух; - разрушают люди почву; - из-за охоты уменьшается число животных; |
||
5.Реализация построенного проекта |
5 мин |
-Сейчас по заданию учебника на стр.97 мы узнаем , почему так происходит. -Почему рыбке захотелось в аквариум? -Как вы думаете, почему зайчики пляшут вокруг пенька вместо ёлки? - А, что мы сделали ,чтобы беречь ёлки? |
Открывают учебник, рассматривают рисунки Слайд 9 - с заводов грязная вода течёт в реку, из рек в моря и океаны; -погибают животные водоёмов; - погибают растения; -срубили ели; - животных оставили без дома; - участвовали в акции «Ель»; - нарисовали рисунки; - делали поделки; - раздавали агитационные листовки «Берегите ели»; - поставили искусственную ёлку. Слайд 10 |
Инд. |
Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе. Метапредметные: - наблюдать, анализировать. Регулятивные: - обеспечивать способность регулировать свою деятельность; - понимать, принимать и сохранять учебную задачу. |
6.Первичное закрепление |
4-5 мин |
- Сейчас мы узнаем , как берегут природу лесные человечки. - Почему нельзя оставлять мусор в лесу?
- Мусор превращается во всем мире в большую проблему. -Дома куда бросаем мусор? -Сколько раз выносим мусор? -Мы отделяем бытовые отходы? -Как называем машину, которая увозит мусор? -Куда увозит мусоровоз бытовые отходы? - Так появляется большое скопление мусора, скопление ненужных человеку вещей. А какой вред природе наносит свалка? -Свалка занимает место, где можно было сеять зерно, вырастить сад, там вырос бы лес, радуя птиц и животных. -На свалке мусор под дождем и снегом начинает гнить и выделять ядовитый газ, который отравляет воздух и влияет на изменение климата. -Весной ядовитые вещества с грунтовыми водами попадают в реки, загрязняя воду, где мы купаемся, в родники откуда мы пьем воду. Таким образом, через отравленные воздух, воду и почву в организм человека попадают вещества, которые отрицательно влияют на здоровье и являются причиной многих заболеваний. -Отравляет только человека? -Отходы, собранные на свалках, перерабатываются на специальных заводах. Для этого мусор нужно собирать раздельно. -Раздельный сбор мусора помогает быстрой его переработке и превращению мусора в нужную вещь. Например, из макулатуры (старых бумаг) делают картоны, коробки, экологическую вату . -Если отходы не перерабатывать, то наша Земля может стать огромной свалкой. -Что нам нужно делать , для того чтобы это не случилось? -Для этого ставят разного цвета контейнеров для мусора. Экобоксик – оранжевый эко-контейнер для сбора опасных бытовых отходов: энергосберегающих лампочек, градусников и батареек. синий контейнер — для сбора бумаги зеленый контейнер — для стеклянных отходов желтый контейнер — для пластика красный контейнер — для других бытовых отходов |
- Просмотр мультфильма « Эколята - Молодые защитники природы». - некрасиво; - загрязняет природу; -может пораниться животное; - стекло нагреется и начнётся пожар;…. Слайд.. Ответы детей -мусоровоз - на свалку -ответы детей -животных , растений; -не сорить; -убирать за собой мусор; -раздельно собирать мусор; Слайд 11,12,13 |
И
|
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) |
3-4 мин |
-Теперь поработаем в паре.(Вспоминаем правила работы в паре) Задание парам. (приложение 1) -Нужно положить картинки с бытовыми отходами в спец. контейнеры. - А теперь проверим, правильно ли вы отделили отходы? - Мы сами , как можем использовать бытовые отходы? - Молодцы! |
Работаем дружно, слушаем друг -друга Выполняют задание Проверяют контейнеры - делали на конкурс поделки; Слайд 14 |
П |
|
Физминутка |
3 мин |
- Ребята приготовили сценку (приложение 2) -Почему птицы звонили в колокол? -Что они хотят сказать? -Что мы можем сделать для того, чтобы создать животным, птицам и растениям благоприятные условия? -Что мы сделали зимой, чтобы помочь птицам? - Прекрасен мир живой природы, А люди - часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и самого человека.
|
Аплодисменты благодарных зрителей Ответы детей -сделали и принесли кормушку; - каждый день их кормим; |
||
8.Включение в систему знаний и повторение . |
5 мин |
(Вспоминаем правила работы в группе) 1.Теперь разделимся по группам. Задание: каждая группа составляет по готовым шаблонам знаки по охране природы. (приложение 3) - Ребята, какие правила поведения в природе мы видим по рисункам? (10 правил поведения) -Говорим по плакату….. 10 «нельзя» 1.Разорять гнёзда. 2.Рвать цветов. 3.Ломать ветки деревьев. 4.Убивать животных. 5.Шуметь. 6.Разводить костры. 7.Оставлять мусор. 8.Сбивать грибов. 9.Брать лесных зверей домой. 10.Ловить насекомых. |
Приклеиваем на ватман (создаём плакат Береги природу, человек!) -говорят ,то что видят на рисунке; -……… |
Г |
|
9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) |
2-3 мин |
-Ребята, какова была тема нашего урока? -Какую задачу ставили на урок? -Мы выполнили поставленную задачу? -Как будем беречь природу; 1. Дети рассказывают стихи.(приложение 4) 2. Хором проговариваем стихотворение. Любите родную природу- Озёра, леса и поля. Ведь это же наше с тобою Навеки родная земля. - Если вам понравился урок ,то хлопайте в ладоши. - Спасибо за урок! |
Ответы детей |
Приложение 1
Разрезной материал
Приложение 2
В центре, на троне, сидит Лев – “царь зверей”. Вокруг него лесные жители
Лев. Сегодня в нашем лесу рано утром зазвонил колокол. Вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас звонил, кто требует суда и защиты?
Птицы (выходя вперёд). Мы, птицы, взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты.
Лев. Разве Человек может так поступать с вами? Я не могу поверить. Этого не может быть, ведь все мы часть Природы.
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
Гагарка. Но это так. Я, бескрылая гагарка, как и почти 20 видов птиц уничтожена человеком. А погубила нас привлекательность оперения! Из наших шкурок шили праздничную одежду . Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.
Голубь. Я – странствующий голубь. Наш род насчитывал миллиарды особей. Но человек уничтожал нас .
Лев. Неужели это так? Неужели Человек не понимает, что, убивая вас, он готовит такую же участь и себе? Человеку надо – научиться достойно жить на Земле.
1-я чайка. Мы водоплавающие птицы. Ежегодно от нефтяного загрязнения нас погибает от 150 до 450 тысяч.
2-я чайка. Нам, кормящимся в море птицам, угрожают не только нефтепродукты, но и различные вещества, выбрасываемые в море .
3-я чайка.
Моя планета – человечий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: “Больше не могу…”
4-я чайка. Человек! К нашей гибели ведёт и загрязнение воздуха. Выпадая вместе с дождём и снегом, они превращаются в серную и азотную кислоты. Кислотные дожди опасны тем, что они с водой и пищей попадают в наш организм и отравляют нас.
5-я чайка.
Что же натворил ты с природой?
Как теперь ей смотреть в глаза?
В тёмные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса…
6-я чайка. Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты что-нибудь, кроме смерти?
Лев .Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей, По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа. А назначение Человека совсем иное.
Приложение 3
Собирают как пазлы 6 знаков
Приложение 4
Стихи
1ученик
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много – а она одна!
2 ученик
Вырубаются леса,
Реки загрязняются,
И вода у нас в реке
Нам уже не нравится!
Нет теперь в лесах зверей
Человек ведь всех главней
3 ученик
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды..
4 ученик.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Исмагилова Миляуша Ураловна