Классный час «Блокада Ленинграда: Память и Сила» (9-11 класс)

11
0
Материал опубликован 5 January

Классный час "Блокада Ленинграда: память и сила" является важным для молодого поколения, чтобы сохранить память о страшных событиях Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда была одним из самых масштабных и длительных осаждений в истории человечества.
Тысячи людей погибли от голода и холода, однако сила воли и духа жителей Ленинграда позволила им пережить блокаду. Сегодня, когда война стала далекой историей для многих молодых людей, очень важно помнить эти страшные события и чтить память о тех, кто погиб и тех, кто выжил.

Название: "Блокада Ленинграда: Память и Сила"
целевая аудитория: 9-11 класс
Цель классного часа: ознакомить учащихся с историческими событиями и героями блокады Ленинграда, а также показать значимость воли и выносливости в трудных условиях.

Сформировать у учащихся представление о блокаде Ленинграда как одном из самых трагических событий в истории Великой Отечественной войны, воспитать чувство патриотизма, гордости за стойкость и мужество жителей города, развить чувство сопереживания к жертвам блокады.

Продолжительность: 45-60 минут.

Ход классного часа:
1. Вступление (5-7 минут)
Уважаемые учащиеся!

Сегодня мы с вами проведем интересный и значимый классный час, посвященный теме "Блокада Ленинграда: память и сила". Эта тема открыта для обсуждения, чтобы мы могли лучше понять и ценить подвиг города и его жителей, которые переживали страшные испытания во время Великой Отечественной войны. Давайте вместе погрузимся в историю.

(В процессе рассказа учитель показывает презентацию, чтобы учащиеся смогли визуализировать рассказ.)

Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Когда началась блокада Ленинграда?
Ответ: Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года.
2. Какая сила осажденным Ленинградом горожанам была разрешена по приказу правительства СССР?
Ответ: Разрешалось употреблять по 125 граммов хлеба в день.
3. Какие преграды советское население Ленинграда преодолевало во время блокады?
Ответ: Преграды включали голод, холод, бомбежки, артиллерийский обстрел и эпидемии.
4. Кто был главным руководителем героического сопротивления Ленинграда?
Ответ: Главным руководителем героического сопротивления Ленинграда был Георгий Жуков.
5. Когда блокада Ленинграда была снята?
Ответ: Блокада была снята 27 января 1944 года.
6. Сколько времени продолжалась блокада Ленинграда?
Ответ: Блокада Ленинграда продолжалась более 900 дней (872 дня).
7. Какую роль сыграло озеро Ладожское в переходе грузов и граждан через блокаду?
Ответ: Озеро Ладожское играло роль единственного пути сообщения между Ленинградом и остальными территориями СССР, которые не были под контролем германских войск.

2. Исторический экскурс (10-15 минут)
Основные этапы истории блокады Ленинграда во время Второй мировой войны можно разделить на следующие:
1. Начало блокады (8 сентября 1941 года - январь 1942 года):
- Немецкая армия приближается к Ленинграду и прерывает соединение города с материковой частью России;
- Начинается обстрел и авиационные бомбардировки;
- Наступает голод: прекращение энергоснабжения, закрытие магазинов и запрет на покупку продуктов, введение карточной системы.
2. Жизнь горожан (январь 1942 года - июль 1943 года):
- Нарастает голод и недоедание: люди голодают, съедают все, что только можно, даже корм для животных;
- Власти организуют эвакуацию детей, женщин и раненых;
- Прибытие "Дорога жизни" - конвоев с продовольствием и товарищеской помощью через замерзающее Ладожское озеро.
3. Прорыв блокады (январь 1943 года - январь 1944 года):
- Союзные силы наступают, освобождают районы вокруг Ленинграда;
- Блокада ослабевает, в город поступает продовольствие и материалы;
- Распад блокады 27 января 1944 года - одна из главных побед Советского Союза во время Второй мировой войны.
4. Полное освобождение и последствия (январь 1944 года - 27 января 1945 года):
- Ленинград полностью освобождается от фашистских войск;
- Горожане возвращаются из эвакуации;
- Начинается восстановление города и жизни в нем;
- Блокада становится символом героизма и выносливости Ленинградцев и важной частью советской истории Второй мировой войны.
5.Последствия блокады Ленинграда ощущались долгое время:
- Около миллиона жителей погибли от голода, бомбардировок и болезней;
- Город был разрушен и нуждался в полном восстановлении;
- Блокада оставила глубокий след в памяти выживших и стала темой множества литературных исследований, фильмов и памятных мероприятий.

3. Истории выживших (15-20 минут)
Тема блокады Ленинграда является одной из самых важных и трагических страниц в истории России. Многие выжившие во время блокады оставили свои мемуары, рассказы и повествования о том, как им удалось выжить в условиях голода, холода и бомбежек. Ниже приведены некоторые отрывки из мемуаров, выживших во время блокады Ленинграда:
1. Отрывок из мемуаров Ольги Берггольц:
"Мы стояли в очереди за хлебом на протяжении нескольких дней, но каждый раз, когда наступала моя очередь, хлеб заканчивался. Многие люди падали замертво прямо на улице от истощения. Я тоже чувствовала себя умирающей. Но мы нашли силы, чтобы соревноваться за кусочек хлеба, потому что нам нужно было выжить."
2. Отрывок из мемуаров Даниила Гранина:
"Каждый день, когда звучал сиренный вой, мы бежали в подвалы вместе с семьей. Мы сидели там, слушая взрывы и надеялись, что сегодня не наступит наша последняя минута. После бомбежек мы выходили на улицу и видели разрушенные здания, мертвых людей и искали своих близких в руинах. Это было кошмарно, но мы не сдавались."
3. Отрывок из мемуаров Екатерины Федоровой:
"Мы жили в одной комнате с семьей в коммунальной квартире. У нас не было ничего, только голод, холод и темнота. Но мы друг другу помогали, делились последней крошкой и никогда не теряли надежды. Я часто думала о будущем и о том, что когда-нибудь все закончится. Эта мысль давала мне силы и мотивацию."
4. Отрывок из мемуаров Александра Матросова:
"Я был солдатом в блокаде Ленинграда. Мне приходилось выходить на передовую и защищать город от врагов. Каждый день я видел гибель своих товарищей, но это только укрепляло нашу решимость. Мы знали, что весь город зависит от нас, и мы не могли сдаться. Мы сражались до последней капли крови."
Эти отрывки дают представление о том, какие испытания каждый день приходилось преодолевать выжившим во время блокады Ленинграда. Их мемуары и рассказы являются не только источником памяти о прошлом, но и символом силы и выносливости человеческого духа в самых трудных ситуациях.

Фрагмент документального фильма о блокаде Ленинграда призывает нас никогда не забывать героизма и трагедии тех лет, чтить память о погибших и бороться за мир.

Блокада Ленинграда отрывок 2 - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
4. Творческая работа (10-15 минут)
Учитель предлагает учащимся работу в группах:

1 группа:создать макет газетной статьи «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: НЕСГИБАЕМОСТЬ ДУХА И ПОБЕДА» Они могут использовать Приложение. Текст для статьи, а также ресурсы интернета (фотографии, рисунки), чтобы передать ключевые моменты этого периода.

2 группа: постер (художественно оформленный плакат) о блокаде Ленинграда. (набор для творчества: бумага, карандаши, фломастеры)

3 группа: игра в Викторину «А знаете ли Вы всё о блокаде Ленинграда» (презентация)

5. Заключительное слово (5 минут)
Спасибо всем, кто принял участие в этом классном часе. Блокада Ленинграда - это тема, которая трогает сердца каждого из нас. Она напоминает нам о страшных испытаниях, которые пережили жители города, и о несгибаемой силе духа человека. Мы должны помнить и уважать память о тех, кто пожертвовал жизнью ради нашего будущего. Пусть эта история будет нам уроком о силе воли, единстве и надежде на лучшее. Давайте будем товарищами и поддержкой друг другу, ведь только вместе мы сможем преодолеть любые трудности. Запомните, наша память о прошлом - это ключ к созданию лучшего будущего. Спасибо за внимание!

(Учитель также приглашает учащихся поделиться своими работами с классом или школой на следующем классном часе или в рамках праздничного мероприятия, посвященного 80-летию освобождения блокады Ленинграда.)
Дополнительные материалы:
- Книги и мемуары о блокаде Ленинграда.
- Фотографии, рисунки и иллюстрации, связанные с блокадой Ленинграда.
- Документальные фильмы о блокаде Ленинграда.

Приложение.Текст для статьи:

Ленинград, 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года. 872 долгих дня круговой порубеж. Кровавая история блокады Ленинграда является одним из самых героических и опустошительных эпизодов Великой Отечественной войны.

Ленинград, бывший главный город СССР, стал объектом жесточайшей блокады германских войск, уцелевших после окружения крепости Кёнигсберг. Цель блокады была проста: полностью изолировать город, обреченный на голод и страдания, и заставить его сдаться.

Однако, обитатели Ленинграда доказали свою несгибаемость и героизм, не желая сдаваться в плен врагу. Несмотря на то, что блокада привела к критическому дефициту продовольствия и медицинских препаратов, жители Ленинграда дружно поднялись на защиту своего города.

Несгибаемый дух и сопротивление Ленинграда стали символом борьбы с нацизмом. Героические дела обычных жителей города вошли в легенду: от добровольцев, спасавших голодных детей и пожилых людей, до старушек, которые собирали снег и мусор для выращивания овощей на городских клумбах.

Несмотря на все усилия, блокаду Ленинграда смогли прорвать лишь в январе 1943 года. Подвиг Ленинграда дал импульс для освобождения других окруженных городов и отправил отчаянную ноту фашистской Германии.

И сегодня, спустя десятилетия, блокада Ленинграда остается памятником военной славы и мужества. Этот эпизод второй мировой войны является напоминанием о том, что ничто не может сломить силу и решимость народа во имя свободы и независимости

Блокада Ленинграда – символ жертвы и победы. Помним и гордимся героями, защищавшими свой город подобно львам. Их силу и стойкость нельзя забыть. Пусть они всегда будут примером для будущих поколений.

Память о блокаде Ленинграда в наших сердцах, история блокады – в наших героях.












ВикторинаPPT / 1.97 Мб

​​​​​​​


Классный часPPT / 5.11 Мб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации