Богат наш край талантами (Нина Михайловна Павлова – детский писатель)
Тема работы: Богат наш край талантами
(Нина Михайловна Павлова – детский писатель)
Выполнила:
Батыщева Дана Олеговна,
учащаяся 8 класса
МБОУ гимназия №1
Руководитель:
Фиалкина Елена Александровна,
учитель биологии I категории
МБОУ гимназия №1
2021 г.
Содержание:
IВведение………………………………………………………………3-4
IIОсновное содержание
2.IКраткая биография Н.М. Павловой………………………………5-11
IIIЗаключение…………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………..…..13
1 Введение
Моя малая родина… В сердце каждого человека, который родился, жил или просто бывал здесь, она занимает самое большое место. Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения.
Мой родной край – Сулинская земля. Мудрые люди говорят, что Родина для человека – начало всех начал. Я с гордостью думаю о том, что родилась именно здесь. Земля Сулинскаястала родиной многих отважных и талантливых людей, которые стали гордостью не только района, области, но и всей страны.
Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать.
Многие жители нашего города знают космонавта Валерия Корзуна, звезду оперной сцены Маргариту Алавердян, даже ВиктораТиграновичаДавидьянца человека который написал на шлеме Юрия Гагарина три заветных буквы СССР.
Но не многие знают писательницу с именем Нина Михайловна Павлова.
Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о детском писателе Н.М. Павловой.
Цель исследования:
Изучение жизни и творчества Н. М. Павловой.
Задачи:
Изучение фонда Детского отделения Центральной библиотеки.
Сбор информации в литературных источниках и ресурсах сети Интернет.
Обобщение всех имеющихся материалов.
Объект исследования:
биография и творчество Н. М. Павловой.
Предмет исследования:
произведения Н. М. Павловой.
Методы исследования:
Работа с научной и художественной литературой, библиотечным каталогом.
Анализ.
Обобщение.
2 Основное содержание
2.I. Краткая биография Н.М. Павловой
Нина Михайловна Павлова (08.02.1897 - 15.08.1973)
О человеке надо говорить,
Когда детей идет учить,
Дома возводит, книги пишет,
О человеке надо говорить,
Пока он слышит.
Земля Сулинская стала родиной многих отважных и талантливых людей, которые стали гордостью не только района, области, но и всей страны. Среди этих людей – ученый-биолог, детская писательница Н. М. Павлова. В формировании задатков ученого и писателя Н. М. Павловой большую роль сыграла семья. Мать — библиотекарь — сумела привить детям глубокое уважение к книге, к лучшим произведениям русской и мировой литературы. Но особенную роль в развитии детей сыграл отец, Михаил Александрович Павлов, донской казак, выдающийся ученый, академик, награжденный за заслуги в развитии металлургии четырьмя орденами Ленина, являющийся отцом русской металлургии. Отец был для детей всегда примером трудолюбия и преданности своему делу, он привил детям уважение к людям науки, к занятиям в лаборатории, к упорному систематическому труду.
Осенью 1896 года семья Павловых – Михаил Александрович, его жена Ольга Андреевна и четырёхлетний сын Борис - приехала в п. Сулин. Для них был построен каменный четырёхкомнатный дом на высоком фундаменте под шиферной крышей. Из его окон был виден доменный цех.
Сулиновский завод. Конец 19 века.
В дом был проведён телефон, большая редкость по тем временам.
Именно здесь 8 февраля 1897 года и родилась дочь Павловых - Нина Михайловна.
В 1962 г. на строении была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме в 1896-1900 гг. жил крупнейший ученый-металлург Герой Социалистического Труда академик Михаил Александрович Павлов». К сожалению, до наших дней дом не сохранился.
Дом Павловых по ул. Заводская 1. 80-е годы 20 века.
Через четыре года Павловы переехали в город Екатеринославль, ещё через четыре года в Петербург.
В 1906-1907 гг. Н. М. Павлова училась в коммерческом училище в Лесном, что под Санкт-Петербургом. В отличие от традиционных гимназий, это было совместное обучение мальчиков и девочек, что считалось в ту пору новшеством. В обучении в училище не применялись ни награды, ни наказания, ни вообще всякого рода меры внешнего воздействия на ученика, чтобы заставить его заниматься, но это развивало в учениках самостоятельность, чувство долга и сознания своих обязанностей. Естествознание преподавал Борис Евгеньевич Райков, опытный биолог и талантливый педагог, сумевший дать своим ученикам глубокие знания и привить им любовь к природе. Это предопределило дальнейшую судьбу Нины Михайловны.
В 1920 г. Н. М. Павлова окончила естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета по специальности систематика и география растений.
Свою основную трудовую деятельность она начала в ВИРе в 1925г. в секции ягодных растений. В 1938 г. ей за исследования была присуждена ученая степень кандидата биологических наук без защиты диссертации. В 1942 г., пережив первую блокадную зиму, Нина Михайловна была командирована в Ойрот-Туру на Алтайскую зональную плодово-ягодную опытную станцию для работы с дикорастущими ягодниками Сибири, а с 1945 г. она продолжила исследования по ягодным культурам в ВИРе.
В 1951 г. ей была присвоена ученая степень доктора биологических наук по материалам монографии «Черная смородина в СССР».
Работа в коллективе, созданном Н. И. Вавиловым, отразилась на всей научной деятельности Нины Михайловны. Яркий ее талант, как исследователя, проявился при организации и изучении генофонда смородины и крыжовника. Одновременно с изучением коллекционного материала с 1928 г. она проводила большую селекционную работу. Как результат выведено 2 сорта, 22 - в соавторстве и 19 сортов выделены из коллекции для производства. За выдающуюся научную и исследовательскую работу коллеги называли Нину Михайловну «королевой смородины».
Как выдающийся морфолог, систематик и селекционер, энциклопедический знаток ягодных культур, Нина Михайловна была непререкаемым авторитетом в ягодоводстве СССР. Она была великим тружеником, одаренным человеком, прекрасным ботаником. Нина Михайловна заведовала отделом плодовых культур с 1959 по 1967 г., и все годы она большое внимание уделяла воспитанию научных кадров, отличалась требовательностью к работе сотрудников, терпением и тактичным отношением к коллегам. Ее характеризовала исключительная правдивость в науке и жизни. При всей своей принципиальности Нина Михайловна была обаятельнейшим, душевным и доброжелательным человеком. Она представляла пример истинно гуманного отношения к людям.
За безупречную научную, педагогическую и практическую деятельность Н. М. Павлова награждена орденом Ленина, орденом «Знак Почета», значком «Отличник социалистического сельского хозяйства», медалями ВДНХ.
Нина Михайловна – ботаник-исследователь, привыкший говорить с природой языком опытов и наблюдений. Как биолог, Н. М. Павлова даёт научные знания о растениях. Произведения Нины Михайловны поэтичны и сказочны, полны красоты и прелести, они заставляют ребёнка внимательнее присматриваться к окружающему миру и полюбить его. Её сказки посвящены родной природе, миру насекомых, зверей, растений. Несмотря на познавательный характер, они являются прекрасным художественным пособием для детей и руководителей детского чтения, поскольку язык писательницы богатый, образный и точный. Книги Н. М. Павловой учат читателей бережно относиться к каждому живому существу. Вместе с ребенком автор удивляется и радуется, смотрит на мир его глазами и потому видит в природе то, что может быть скрыто от других. Вот почему Н. М. Павлова пишет естественно, правдиво и поэтично. Первый её рассказ для детей «Рекордный снимок» был опубликован в 1935 году. Затем ее рассказы «Большое чудо», «Живая бусинка», «Жёлтый, белый, лиловый», «Мышонок заблудился», «Хитрый одуванчик» и другие стали появляться в различных детских журналах «Чиже», «Пионере», «Мурзилке», «Юном натуралисте» и других. Своим литературным учителем Н. М. Павлова считала В. В. Бианки. Когда-то в Ленинграде существовала «литературная школа», которую создал в своей квартире Виталий Бианки. Его учениками были Николай Сладков, Алексей Ливеровский, Зоя Пирогова, КронидГарновский, Борис Житков. Нина Павлова попала в эту школу в 1934 году. Бианки читал первые её рассказы не только с интересом, но и с радостью. Хотя замечаний у него было немало. Он подробно объяснял, какие бывают формы развития сюжета, какое значение в рассказе имеют начало и конец, как следует отражать в рассказе время, и многое-многое другое. Всё что он говорил, было ново, интересно, и, главное необходимо. Нина Михайловна очень много лет сотрудничала с Бианки. В его книге «Лесная газета» вела рубрику «Сельский календарь». Написала очень много рассказов и очерков для сборника «Четыре времени года».
Н. М. Павлова В. В. Бианки
Иногда писательнице было очень трудно придумать сюжет. Тогда она вспоминала истории из своего детства. Например, о том, как в трёхлетнем возрасте нашла в ящике в чулане чудесную вещицу – гладкий зелёный шарик. А её брат хотел выменять шарик на солдатика. Мама сказала, что это горошина. Спустя много лет родилась сказка «Живая бусинка».
Когда-то В. В. Бианки говорил, что каждую птицу, каждого зверя биолог должен знать по имени, отчеству и фамилии. В книгах Н. М. Павловой всегда присутствует эта конкретность и научная точность в описании насекомого или растения. При этом в биографии своего героя автор всегда находит что-то удивительное, необычайное, даже чудесное. «Ты была червяком, а теперь у тебя крылья! — сказал дождевой червяк. — И спрашивать не надо — это большое чудо! — Да, это большое чудо! — отозвались травы и деревья». Рассказ, из которого взяты эти строки, так и называется «Большое чудо». В природе много чудес, больших и маленьких, и автор показывает чудеса земного, раскрывает перед ним удивительные секреты природы. Недаром один из сборников ее рассказов называется «Секрет».
Н. М. Павлова не отпугивает читателей сложной и недоступной им научной терминологией. Мимикрия, целесообразность, видовые различия, гнездование птиц, опыление и оплодотворение цветов — обо всем этом и многом другом узнают читатели, не слыша непривычных для детского уха терминов.
В основу каждого, даже самого маленького рассказа или сказки для детей Н. М. Павлова кладет свои личные научные наблюдения за явлениями природы. Таких наблюдений, точно зафиксированных, снабженных рисунками и схемами, накопилось много за годы творческого труда. И творческий метод писательницы Павловой вытекает из творческого метода доктора наук Павловой: точность, абсолютная точность. Для того, чтобы детям рассказать об одном событии из жизни какого-нибудь растения или насекомого, просматриваются десятки записей этого события в разные годы. Наиболее типичное попадает из повседневных фенологических записей в детскую книжку. Случайное, малозначительное отсеивается при тщательном отборе. Именно в такой лаборатории творчества были созданы «Мышонок заблудился», «Мушка - клушка», «Совы», «Нежданный гость», «Тыквята» и десятки других рассказов и сказок для детей.
Чаще всего рассказы Н. М. Павловой написаны на основе научной экспериментальной работы — и это накладывает на них особый отпечаток. Автор пристально всматривается в травы, цветы, плоды и показывает детям, как сквозь стекло микроскопа, отдельные их детали в увеличенном виде.
Н. М. Павлова - это педагог-экскурсовод, который увлекает слушателей-детей неизвестными для них фактами из жизни природы. Несомненно, что в данном случае сказался опыт работы Павловой-педагога в начальных классах школы. Пожалуй, ближе всего стоит писательница в своих исканиях к М. М. Пришвину с его требованием родственного внимания к природе. Принцип философского осмысления жизни природы, моральный элемент в рассказах о жизни растений, птиц, насекомых особенно дорог Н. М. Павловой. Насыщенность ее произведений моральными категориями говорит о том, что перед нами не только ученый и художник слова, но и настойчивый педагог, страстный пропагандист определенных идей воспитания. «Почти все мои вещи написаны в двух планах» — пишет Нина Михайловна. — «Я очень люблю детей и вижу в каждом ребенке не только будущего, но и уже настоящего человека. Поэтому я считаю неправильным писать для детей чисто развлекательные или чисто познавательные (конечно, если это не учебник) книжки, считаю, что во всякой книжке для детей должно быть кое-что и для души».
Нина Михайловна скончалась 15 сентября 1973 года, оставив после себя богатое наследство: новые сорта смородины, множество учеников и замечательные книги, которые помогают нам познавать мир.
Заключение
В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам. В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю. И для меня это место является малой родиной, дорогим сердцу уголком.
Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
Работая над этойтемой, я узнала о жизни человека, жившего в нашем городе, который своим каждодневным трудом приносил пользу многим людям, работала на благо и процветания всей страны, и писала такие добрые детские сказки.
Мне интересно было узнать о знаменитых земляках. Жители Красного Сулина должны знать, помнить и ценить земляков, которые принесли славу родному городу.
Источники информации
О жизни и творчестве Н. М. Павловой
♦ Книги – детям: сборник материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым / сост. И.Балаховская и Н.Пильник. – Москва.: Детская литература, 1976. – С.106-107.
♦Палова, Н.М. Воспоминания литературной дочери / Н.М.Павлова // Жизнь и творчество Виталия Бианки / сост. Бианки В.Н. – Ленинград: Детская литература, 1967. – С.65-86.
♦Разова, В. Биограф природы: [О творчестве Н.М.Павловой ] /В.Разова// О литературе для детей.- Вып.9.- Ленинград : Детская литература,1964.- С.123-128.
♦ Советские детские писатели: биобиблиографический словарь (1917 – 1957). – Москва: Детгиз, 1961. – С.287.