Дождевой вальс или как образуется дождь
Государственное бюджетное учреждение лицей № 144
Калининского района Санкт-Петербурга
«Дождевой вальс или как образуется дождь»
Работу выполнила:
Чистова Алиса Алексеевна
ученица 1А класса лицея № 144
Руководитель:
Славинская Оксана Михайловна
учитель младших классов
Санкт – Петербург
2019
Цель работы – изучить процесс образования дождя (откуда на небе берется вода для дождя)
Задачи исследования:
Изучить информацию по теме исследования
Описать процесс образования дождя
Провести эксперимент
Проанализировать итоги эксперимента
Объект исследования: дождь
Предмет исследования: процесс возникновения дождя
Гипотеза: испарение воды играет важную роль в процессе возникновения дождя
Методы исследования:
Теоретические: анализ информационных источников, обобщение полученной информации
Практические: проведение эксперимента, наблюдение, анализ наблюдений
Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира.
Однажды летом на улице шел дождь, и я наблюдала, как капли воды падают с неба на землю, причем я отметила, что характер дождя изменялся: сначала он был сильный с большими каплями и порывами ветра, а потом слабый, моросящий с мелкими каплями и практически без ветра. Мне стало интересно: почему идет дождь и откуда на небе появляется вода. Начав думать об этом, я вспомнила, что слышала связанное с этим понятие «круговорота воды в природе», и решила разобраться с этим вопросом, чтобы понять, как и почему это происходит. Мне хотелось получить ответы на следующие вопросы:
Что такое дождь?
Как образуются облака?
Почему идет дождь?
Глава 1. Теоретическое описание процесса Что такое дождь?Согласно толковым словарям, дождь это:
Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй [1]
Род атмосферных осадков в виде водяных капель [2]
Вода в каплях или струями из облаков [3]
Жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6-7до 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью [4]
Обобщая эти определения, можно сказать что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие из облаков (туч). Причем дожди могут отличаться:
по размеру капель: морось (размер до 0,5 мм) – дождь/ливень (более 0,5 мм до 6-7мм). Капели большие 7 мм распадаются на части, пока летят к земле, поэтому крупнее капель не будет даже в очень сильный ливень
по интенсивности: дождь (капли) - ливень (струи)
Как образуются облака?Мы знаем, что дождь идет из облаков, точнее туч. Разберемся теперь с тем, как образуются облака, как они превращаются в тучи и каким образом в них скапливается такое количество воды.
С виду облака похожи на огромные комья ваты, на самом же деле они состоят из маленьких капелек воды, которые настолько крошечные и легкие, что не падают вниз, а продолжают парить в воздухе [5, 6]. Как же образуются облака?
Процесс образования облаков объясняется явлениями испарения воды и конденсации пара.
Испарение воды – превращением воды в пар под действием высокой температуре (например, когда кипит чайник). Водяной пар – это не видимые глазу микроскопические капельки воды, парящие в воздухе. При понижении температуры, частички пара начинают объединяться и превращаются в капли воды. Такой процесс называется конденсацией пара.
На Земле много различных водоемов (океанов, морей, озер, рек, прудов, ручьев, луж) с поверхности которых вода испаряется под действием солнечного тепла. Получившийся пар вместе с потоками теплого воздуха поднимается на много километров вверх, в холодные слои атмосферы, где соприкасается с холодным воздухом. В результате пар начинает конденсироваться в маленькие и легкие капельки воды. С холодным воздухом они стремятся вниз, а теплый воздух снова их поднимает вверх, и такие перемещения совершаются многократно, до тех пор, пока маленькие капли не сольются в большие (рис.1). Такое движение мне напомнило вальс и именно из-за этого я выбрала такое название для своей работы.
Рис. 1. Вальс водяных капель.
Кода таких капелек становится много, они превращаются в белое облако (рис.2).
Рис. 2. Облака.
Почему идет дождь?Мы уже знаем, что облака на небе состоят из маленьких капелек воды, вальсирующих под действием теплых и холодных воздушных потоков. Такие облака плывут по небу переносимые ветром и могут переносить влагу в себе на многие километры. Они могут рассеяться, если в воздухе очень тепло, или даже жарко, тогда маленькие капли могут испариться и облако исчезнет. Если же температура воздуха снижается, становиться холоднее, процесс конденсации ускоряется: капли становятся крупнее и их количество увеличивается. Это явление можно наблюдать перед началом дождя, когда белое облако стремительно темнеет (рис.3) из-за того, что в нем становится много воды и оно хуже пропускает солнечный свет. В конечном итоге, процесс конденсации и слияния облаков приводит к тому, что образуется туча [5, 6], внутри которой капли воды становятся такими большими и тяжелыми, что уже не могут удержаться в воздухе и падают вниз (рис.4). Идет дождь.
Рис. 3. Туча.
Рис. 4. Превращение облака в тучу.
После того как прошел дождь и выглянуло солнце, вода снова начинает испаряться и процесс повторятся (рис. 5). Это явление называется круговорот воды в природе.
Рис. 5. Круговорот воды в природе.
Изучить процесс возникновения дождя более детально мне удалось с помощью эксперимента [6]
ОборудованиеДля проведения опыта необходимо следующее оборудование (рис.6):
прозрачная емкость (стеклянная банка)
крышка для емкости (тарелка)
горячая вода (кипяток)
лед
Рис.6. Подготовка эксперимента.
Описание и экспериментаС помощью прозрачной емкости, представляется наш мир, где есть моря и океаны, светит солнце и идут дожди
Процесс испарения воды с поверхностей водоемов под действием солнечного тепла имитируется с помощью горячей воды (кипятка)
Крышка для емкости будет играть роль верхних слоев атмосферы, куда поднимается пар, под действием тепловых потоков.
С помощью кубиков льда, ускоряется процесс конденсации, так как они делают наши «верхние слои атмосферы» холодными
Ход экспериментаЯ вскипятила воду и налила ее в банку. После этого сразу же накрыла крышкой и положила на нее кубики льда, таким образом, были созданы все условия для возникновения дождя
Далее, я наблюдала, что пар, поднимающийся с поверхности горячей воды оседая на стенках банки, превращался в маленькие капельки воды, и когда несколько капелек объединялись в одну, то она быстро стекала вниз (рис.7.) Эти большие капли как раз и есть дождь.
Рис.7. Образование конденсата.
Однако самые большие капли образовывались именно на нижней поверхности крышки, где лежал лед и под которой скапливалось самое большое количество пара, в результате процесс конденсации был очень интенсивным, и я наблюдала следующее (рис.8):
Рис.8. Формирование капель дождя.
Что очень похоже на дождь, который мы можем наблюдать в природе (в действительности это он и есть).
ВыводыНа основании эксперимента можно сделать следующие выводы: водяной пар, поднимающийся с поверхности горячей воды, начинает конденсироваться на более холодных поверхностях, в результате чего образуются капельки воды, которые затем могут объединяться между собой, превращаясь в капли большего размера. Такие большие капли уже не могут удерживаться не весу и устремляются вниз (стекая по стенкам емкости, либо падая с поверхности крышки). Данный опыт демонстрирует все этапы процесса образования дождя, приведенные в теоретической части, что говорит нам о том, что дождь невозможен без таких явлений, как испарение и конденсация.
Начиная исследование, я сформулировала для себя три вопроса, ответы на которые я получила в рамках данной работы. Теперь я знаю, что такое дождь и почему он идет, как образуются облака и как они превращаются в тучи. Все начинается с испарения воды с поверхности водоемов. Далее пар поднимается в верхние слои атмосферы, где он, как правило, конденсируется и в таком виде образует облака. Эти облака могут либо исчезнуть, если очень тепло, либо превратиться в тучи, в которых мелкие капли объединяются в более крупные. Когда эти капли становятся настолько тяжелыми, что восходящие потоки больше не могут их удерживать, они падают на землю - идет дождь.
Также теперь я понимаю, что дожди являются одним из главных элементов круговорота воды в природе.
Помимо этого, я изучила такие важные понятия, как:
Испарение воды – превращение воды в пар под действием высокой температуры
Водяной пар - микроскопические капельки воды, образуемые в процессе испарения
Конденсация пара – объединение частиц пара в капли в результате понижения температуры
Сформулированная мной гипотеза полностью подтвердилась, испарение воды, действительно играет важную роль в процессе возникновения дождя. Но в то же время, одного испарения для этого недостаточно, теоретическое и экспериментальное исследования показали, что не менее важную роль играет процесс конденсации пара.
Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: “Аделант”,2014. – 800с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т./ В.И. Даль. - Воспроизводит изд. 1955 г. Т.1: А-З. СПб.: Диамант, 1996 -701с.
Большой энциклопедический словарь. 2-изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия». СПб.: «Норинт» 1998-1456с.: ил.
Большая детская энциклопедия. Москва. «Махаон» 2016. 336с.
Яковлева М. А. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне. М.: Эксмо, 2012. 64с.
Интернет-ресурсы
Ирина Анатольевна
Slavinskaya Oksana
Кияйкина Наталья Федоровна
Slavinskaya Oksana