12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Маслова Екатерина Евгеньевна20 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Электронный читательский дневник по внеклассному чтению
Данное учебно-методическое сопровождение (далее: УМС), созданное в MicrosoftPowerPoint 2010 разработано для обучающихся вторых классов. Задания составлены на учебный год по УМК «Перспективная начальная школа» и соответствуют его тематическому планированию.
Целевая установка данного сопровождения: формирование читательской культуры младших школьников.
Данное УМС базируется на следующих принципах:
Тематический (через учёт тем УМК)
Наглядности (опора на особенности возраста: наглядно – образное мышление и наглядно – образную память младших школьников).
Практической значимости (сборник может применяться в начальной школе согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по литературному чтению).
В данном УМС прописаны различные задания, которые помогут заинтересовать и увлечь ребенка прочтением литературы.
Все задания и сопровождающие внеклассные мероприятия материалы сделаны при помощиMicrosoftPowerPoint 2010. Они дадут ребенку возможность работать с дневником, как дома, так и в школе на уроках внеклассного чтения.
Все задания разработаны поэтапно:
1. мотивирующий момент;
2. прочтение нового произведения;
3. выполнение заданий по пониманию произведения.
Задания рассчитаны на весь учебный год и проводятся в соответствии с тематическим планированием УМК. Данная разработка поможет разнообразить деятельность обучающихся.
Структура электронного читательского дневника следующая:
Обложка дневника.
Наставление второкласснику.
Памятка для родителей.
«Просьба книги».
Памятка юному читателю.
Памятка по жанрам.
Скорость чтения.
Страничка о читателе и его интересах.
Тест «Чем ты занимаешься в свободное время?»
Дата прочтения произведения.
Завлекающий момент.
Прочтение произведения.
Выполнение заданий:
название произведения;
автор;
главные герои;
сюжет;
необычное задание для проверки восприятия текст.
Подведение итогов за год.
«Полочка умных книг»
Задание на лето.
Внеклассное чтение будет проводиться 1 час в неделю и будет основано на уже заранее прочитанном произведении. В начале занятия учитель открывал «Электронный читательский дневник» и дети совместно с учителем вспоминают: название произведения, автора, героев, сюжет, делятся своими впечатлениями и выполняют необычное задание. После чего дети рассуждают о том, как ещё можно закончить произведение и как мог бы развиваться сюжет, если бы главные герои поступили иначе. Заключительным уроком является страничка «Подведем итоги», где представлены вопросы обобщающего характера. В конце каждой четверти проводится урок обобщения пройденных произведений. Проверка дневников происходит в начале каждого месяца.
Список произведений, включенный в читательский дневник:
1. «Маша и медведь»
2. «Лиса и журавль»
3. «Теремок»
4. Л. Воронкова «Бабушкины дела»
5. Л. Толстой «Старый дед и внучек»
6. А. Милн «Винни-пух и все, все, все…»
7. «Летучий корабль»
8. «Иван-царевич и серый волк»
9. «Царевна-Несмеяна»
10. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
11. В.Гаршин «Лягушка путешественница»
12. К. Паустовский «Стальное колечко»
13. Ш. Перро «Красная шапочка»
14. П. Бажов «Огневушка-поскакушка»
15. «Медвежья трава» (хантыйская сказка)
16. «Медведь и кедровка» (эвенкийская сказка)
17. «Зайчик» (мансийская сказка)
18. «Морозко»
19. Ю. Коваль «Солнце и снег»
20. Н. Некрасов «Дед-Мазай и зайцы»
21. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
22. Е. Пермяк «Хитрый коврик»
23. Н. Носов «Огурцы»
24. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
25. Ю. Коваль «Соловьи»
26. В. Астафьев «Радость первого полета»
27. А. Толстой «Сорока»
Электронный читательский дневник будет размещен в «Сетевом городе», доступ к которому имеют как дети, так и родители. Родители смогут заходить и просматривать работы ребенка. Когда ребенок открывает читательский дневник, он видит его обложку (рис.1), следующим слайдом является наставление второкласснику (рис.2), после чего идет памятка для родителей и памятка для детей, а так же памятка по жанрам (рис.3,4,5), «Просьба книги» - учит детей правильно читать произведение (рис.6), это делает также таблица скорости чтения, где технику чтения нужно замирять один раз в месяц (рис.7).
(рис.1) (рис.2)
(рис.3) (рис.4)
После этого идет страничка о читателе, где он заполняет своё имя и фамилию, класс, школу (рис.8). Далее слайд, где ребенок должен написать о своих интересах и увлечениях (рис.9). Затем идет тестирование проведения свободного времени ребенка (рис.10). Потом ребенку нужно составить рассказ о любимой книге (рис.11)
(рис.8) (рис.9)
(рис.10) (рис.11)
При прочтении всех произведений дети будут по гиперссылке переходить к таблицам, в которых нужно будет заполнить: автора, название произведения, количество страниц, образы героев, краткий анализ и впечатления от прочитанного (рис.12,13).
(рис.12) (рис.13)
Произведение 1. «Маша и медведь»
Сначала детям предстоит предположить, о чём это сказка, записать свои предположения (рис.14), после чего им предлагается ссылка для прочтения (рис.15). После прочтения дети сначала работают с таблицей (рис.12,13). А затем им нужно нарисовать иллюстрацию (рис.16).
(рис.14) (рис.15) (рис.16)
Произведение 2. «Лиса и журавль»
Чтобы заинтересовать детей, им показывается небольшой отрывок из мультфильма «Лиса и журавль» (рис.17), после чего ребенку предстоит прочитать произведение (рис.18) и поработать с таблицей (рис.12,13). После прочтения детям предлагается разгадать кроссворд, чтобы проверить, внимательно ли они читали произведение (рис.19).
(рис.17) (рис.18) (рис.19)
Произведение 3. «Теремок»
Ребенку предлагает порассуждать, о чём может быть эта сказка (рис.20), после этого, чтобы проверить свои предположения, ему нужно прочитать произведение (рис.21). Затем поработать с таблицами (рис.12,13) и расшифровать слова, которые говорили герои сказки (рис.22).
(рис.20) (рис.21) (рис.22)
Произведение 4. Л. Воронкова «Бабушкины дела»
Младшим школьникам сначала предстоит предположить, о чём может быть это произведение (рис.23), затем прочитать произведение (рис.24), заполнить таблицу (рис.12,13) и ответить на вопросы по произведению (рис.25).
(рис.23) (рис.24) (рис.25)
Произведение 5. Л. Толстой «Старый дед и внучек»
Детям нужно снова порассуждать, о чем произведение (рис.26), затем прочесть его (рис.27), заполнить таблицу (рис.12,13) и ответить на вопросы по произведению (рис.28).
(рис.26) (рис.27) (рис.28)
Произведение 6. А Милн «Винни-пух и все, все, все»
Сначала детям необходимо нарисовать друзей Винни-пуха (рис.29), а чтобы убедиться, что они никого не забыли, нужно прочитать произведение (рис.30) и заполнить таблицы (рис.12,13). После чего им нужно разгадать кроссворд на понимание произведения (рис.31).
(рис.29) (рис.30) (рис.31)
Произведение 7. «Летучий корабль»
Сначала проходит просмотр мультфильма «Летучий корабль» (рис.32), чтобы заинтересовать детей, как будет дальше развиваться сюжет, затем происходит прочтение произведения (рис.33) и заполнение таблиц (рис.12,13). Для проверки усвоения произведения детям предлагается пройти викторину (рис.34), если ребенок ответил неверно, то выскакивает «Ошибка. Подумай ещё» (рис.35), а если правильно – «Молодец!» (рис.36).
(рис.32) (рис.33) (рис.34)
(рис.35) (рис.36)
Произведение 8. «Иван-царевич и серый волк»
Учащимся нужно предположить, в какой последовательности развивались события в произведении по иллюстрациям (рис.37). Чтобы узнать, были ли они правы, им нужно прочитать произведение (рис.38), заполнить таблицы (рис.12,13), а затем попытаться снова, расположить события в правильной последовательности (рис.39).
(рис.37) (рис.38) (рис.39)
Произведение 9. «Царевна-Несмеяна»
Детям нужно сначала предположить, почему именно так названо это произведение (рис.40), чтобы узнать, верны ли предположения, детям нужно прочитать произведение (рис.41) и заполнить таблицы (рис.12,13). После этого пройти викторину (рис.42), в которой также будут использоваться слайды (рис.35,36).
(рис.40) (рис.41) (рис.42)
Произведение 10. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Сначала нужно предположить, почему утенок назван «гадким», и действительно ли он таким является (рис.43). Чтобы узнать оказались ли предположения верными, нужно прочитать произведение (рис.44) и заполнить таблицы (рис.12,13). После этого ответить на вопросы по восприятию произведения (рис.45) и проверить себя (рис.46).
(рис. 43) (рис.44) (рис.45)
(рис.46)
Произведение 11. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Учащимся на основе иллюстрации нужно предположить, о чем это произведение (рис.47), затем прочесть его (рис.48) и заполнить таблицу (рис.12,13). После этого выполнить задания на внимательность прочтения произведения (рис.49).
(рис.47) (рис.48) (рис.49)
Произведение 12. К. Паустовский «Стальное колечко»
Чтобы заинтересовать учащихся, им предлагается посмотреть отрывок из мультфильма «Стальное колечко» (рис.50), затем прочесть его (рис.51), заполнить таблицы (рис.12,13) и найти ответы на вопросы по произведению в тексте (рис.52).
(рис.50) (рис.51) (рис.52)
Произведение 13. Ш. Перро «Красная шапочка»
Учащимся предлагается посмотреть отрывок из мультфильма «Красная шапочка» (рис.53), после чего прочитать произведение (рис.54) и заполнить таблицы на понимание текста (рис.12,13). После чего разгадать кроссворд (рис.55) и проверить свои ответы (рис.56).
(рис.53) (рис.54) (рис.55)
(рис.56)
Произведение 14. П. Бажов «Огневушка-поскакушка»
Сначала предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Огневушка-поскакушка» (рис.57), затем прочитать произведение (рис.58), после этого заполнить таблицы (рис.12,13). Пройти викторину (рис. 59) с использованием слайдов (рис.35,36).
(рис.57) (рис.58) (рис.59)
Произведение 15. «Медвежья трава»
Учащимся нужно предположить, почему трава названа медвежьей (рис.60), а чтобы узнать, правы ли они, им нужно прочитать произведение (рис.61), заполнить таблицы (рис.12,13), после чего нарисовать иллюстрацию к этому произведению (рис.62).
(рис.60) (рис.61) (рис.62)
Произведение 16. «Медведь и кедровка»
Сначала нужно дать определение слову «кедровка» (рис.63), а чтобы узнать, верно ли предположение, читают произведение (рис.64) и заполняют таблицы (рис.12,13), после этого отвечают на вопросы по произведению (рис.65).
(рис.63) (рис.64) (рис.65)
Произведение 17. «Зайчик»
Нужно предположить, о чем это произведение, описать его сюжет (рис.66), после этого прочитать его (рис.67), заполнить таблицы (рис.12,13). И ответить на вопросы по пониманию текста (рис.68).
(рис.66) (рис.67) (рис.68)
Произведение 18. «Морозко»
Учащимся нужно предположить кто такой «Морозко» и почему именно так названо произведение (рис.69), после этого прочитать его (рис.70), заполнить таблицы (рис.12,13) и разгадать кроссворд (рис.71), затем проверить себя (рис.72).
(рис.69) (рис.70) (рис.71)
(рис.72)
Произведение 19. «Солнце и снег»
Из произведения взята строчка, и учащимся нужно предположить, о чем говорится в ней (рис.73) и, чтобы узнать, верно ли предположение, нужно прочитать произведение (рис.74), заполнить таблицы (рис.12,13) и ответить на вопросы по произведению (рис.75).
(рис.73) (рис.74) (рис.75)
Произведение 20. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Перед тем, как приступить к прочтению, нужно посмотреть отрывок из мультфильма «Дед Мазай и зайцы» (рис.76), затем прочитать (рис.77). После этого заполнить таблицы (рис.12,13) и соединить отрывок с его иллюстрацией (рис.78).
(рис.76) (рис.77) (рис.78)
Произведение 21. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Учащиеся смотрят отрывок «Сказка о царе Салтане» (рис.79), затем читают произведение (рис.80) и заполняют таблицы (рис.12,13). После этого отгадывают кроссворд (рис.81).
(рис.79) (рис.80) (рис.81)
Произведение 22. Е. Пермяков «Хитрый коврик»
Сначала учащимся нужно поразмышлять, почему коврик назван «хитрым» и что в нём может быть не обычного (рис.82). После этого, чтобы узнать, верны ли их предположения, им нужно прочитать произведение (рис.83) и заполнить таблицы (рис.12,13). Затем ответить на вопросы по произведению (рис.84).
(рис.82) (рис.83) (рис.84)
Произведение 23. Н. Носов «Огурцы»
Учащимся предложена пословица, и им нужно извлечь из неё смысл и подумать, как эта пословица связана с произведением (рис.85), затем прочитать произведение (рис.86) и заполнить таблицы (рис.12,13). После этого им нужно пройти викторину на понимание текста (рис.87) с использованием слайдов (рис.35, 36).
(рис.85) (рис.86) (рис.87)
Произведение 24. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Мотивирующим моментом является отрывок из мультфильма «Серая шейка» (рис.88). Чтобы узнать продолжение, учащимся нужно будет прочитать произведение (рис.89) и заполнить таблицы (рис.12,13). После этого нужно нарисовать иллюстрацию к произведению (рис.90).
(рис.88) (рис.89) (рис.90)
Произведение 25. Ю. Коваль «Соловьи»
Сначала нужно будет нарисовать иллюстрацию, которая могла бы быть к этому произведению (рис.91), затем прочитать его (рис.92) и занести всё в таблицу (рис.12,13). После этого пофантазировать, как еще могли бы развиваться события в произведении (рис.93).
(рис.91) (рис.92) (рис.93)
Произведение 26. В. Астафьев «Радость первого полёта»
Сначала у учащихся спрашивается о чьей радости полёта может говориться в произведении (рис.94). Чтобы узнать об этом, им предлагается прочитать произведение (рис.95) и заполнить таблицы (рис.12,13). После чего нарисовать иллюстрацию к произведению (рис.96).
(рис.94) (рис.95) (рис.96)
Произведение 27. А. Толстой «Сорока»
Перед тем, как приступить к чтению, учащимся предлагается посмотреть мультфильм про жадность и подумать, как он может быть связан с нашим произведением (рис.97). После этого приступить к прочтению (рис.98) и заполнить таблицы (рис.12,13). Затем ответить на вопросы по тексту (рис.99).
(рис.97) (рис.98) (рис.99)
Заключительными слайдами идет подведение итогов, где дети отвечают на вопросы по работе с электронным читательским дневником за весь год (рис.100) и напутствие от «полочки умных книг» (рис.101), а так же задание на лето (рис.102).
(рис.100) (рис.101) (рис.102)
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что электронный читательский дневник влияет на формирование читательской компетентности младшего школьника, т.к. учащиеся учатся: осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Благодаря читательской компетентности и формируется читательская культура младшего школьника.