12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маслова Екатерина Евгеньевна20
Содержание и структура читательского дневника для младшего школьника

Данное учебно-методическое сопровождение (далее: УМС), созданное в MicrosoftPowerPoint 2010 разработано для обучающихся вторых классов. Задания составлены на учебный год по УМК «Перспективная начальная школа» и соответствуют его тематическому планированию.

Целевая установка данного сопровождения: формирование читательской культуры младших школьников.

Данное УМС базируется на следующих принципах:

Тематический (через учёт тем УМК)

Наглядности (опора на особенности возраста: наглядно – образное мышление и наглядно – образную память младших школьников).

Практической значимости (сборник может применяться в начальной школе согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по литературному чтению).

В данном УМС прописаны различные задания, которые помогут заинтересовать и увлечь ребенка прочтением литературы.

Все задания и сопровождающие внеклассные мероприятия материалы сделаны при помощиMicrosoftPowerPoint 2010. Они дадут ребенку возможность работать с дневником, как дома, так и в школе на уроках внеклассного чтения.

Все задания разработаны поэтапно:

1. мотивирующий момент;

2. прочтение нового произведения;

3. выполнение заданий по пониманию произведения.

Задания рассчитаны на весь учебный год и проводятся в соответствии с тематическим планированием УМК. Данная разработка поможет разнообразить деятельность обучающихся.

Структура электронного читательского дневника следующая:

Обложка дневника.

Наставление второкласснику.

Памятка для родителей.

«Просьба книги».

Памятка юному читателю.

Памятка по жанрам.

Скорость чтения.

Страничка о читателе и его интересах.

Тест «Чем ты занимаешься в свободное время?»

Дата прочтения произведения.

Завлекающий момент.

Прочтение произведения.

Выполнение заданий:

название произведения;

автор;

главные герои;

сюжет;

необычное задание для проверки восприятия текст.

Подведение итогов за год.

«Полочка умных книг»

Задание на лето.

Внеклассное чтение будет проводиться 1 час в неделю и будет основано на уже заранее прочитанном произведении. В начале занятия учитель открывал «Электронный читательский дневник» и дети совместно с учителем вспоминают: название произведения, автора, героев, сюжет, делятся своими впечатлениями и выполняют необычное задание. После чего дети рассуждают о том, как ещё можно закончить произведение и как мог бы развиваться сюжет, если бы главные герои поступили иначе. Заключительным уроком является страничка «Подведем итоги», где представлены вопросы обобщающего характера. В конце каждой четверти проводится урок обобщения пройденных произведений. Проверка дневников происходит в начале каждого месяца.

Список произведений, включенный в читательский дневник:

1. «Маша и медведь»

2. «Лиса и журавль»

3. «Теремок»

4. Л. Воронкова «Бабушкины дела»

5. Л. Толстой «Старый дед и внучек»

6. А. Милн «Винни-пух и все, все, все…»

7. «Летучий корабль»

8. «Иван-царевич и серый волк»

9. «Царевна-Несмеяна»

10. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

11. В.Гаршин «Лягушка путешественница»

12. К. Паустовский «Стальное колечко»

13. Ш. Перро «Красная шапочка»

14. П. Бажов «Огневушка-поскакушка»

15. «Медвежья трава» (хантыйская сказка)

16. «Медведь и кедровка» (эвенкийская сказка)

17. «Зайчик» (мансийская сказка)        

18. «Морозко»

19. Ю. Коваль «Солнце и снег»

20. Н. Некрасов «Дед-Мазай и зайцы»

21. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

22. Е. Пермяк «Хитрый коврик»

23. Н. Носов «Огурцы»

24. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

25. Ю. Коваль «Соловьи»

26. В. Астафьев «Радость первого полета»

27. А. Толстой «Сорока»

Электронный читательский дневник будет размещен в «Сетевом городе», доступ к которому имеют как дети, так и родители. Родители смогут заходить и просматривать работы ребенка. Когда ребенок открывает читательский дневник, он видит его обложку (рис.1), следующим слайдом является наставление второкласснику (рис.2), после чего идет памятка для родителей и памятка для детей, а так же памятка по жанрам (рис.3,4,5), «Просьба книги» - учит детей правильно читать произведение (рис.6), это делает также таблица скорости чтения, где технику чтения нужно замирять один раз в месяц (рис.7).

t1572424976aa.pngt1572424976ab.png

(рис.1) (рис.2)

t1572424976ac.pngt1572424976ad.png

(рис.3) (рис.4)

t1572424976ae.pngt1572424976af.pngt1572424976ag.png

(рис.5) (рис.6) (рис.7)

После этого идет страничка о читателе, где он заполняет своё имя и фамилию, класс, школу (рис.8). Далее слайд, где ребенок должен написать о своих интересах и увлечениях (рис.9). Затем идет тестирование проведения свободного времени ребенка (рис.10). Потом ребенку нужно составить рассказ о любимой книге (рис.11)

t1572424976ah.pngt1572424976ai.png

(рис.8) (рис.9)

t1572424976aj.pngt1572424976ak.png

(рис.10) (рис.11)

При прочтении всех произведений дети будут по гиперссылке переходить к таблицам, в которых нужно будет заполнить: автора, название произведения, количество страниц, образы героев, краткий анализ и впечатления от прочитанного (рис.12,13).

t1572424976al.pngt1572424976am.png

(рис.12) (рис.13)

Произведение 1. «Маша и медведь»

Сначала детям предстоит предположить, о чём это сказка, записать свои предположения (рис.14), после чего им предлагается ссылка для прочтения (рис.15). После прочтения дети сначала работают с таблицей (рис.12,13). А затем им нужно нарисовать иллюстрацию (рис.16).

t1572424976an.pngt1572424976ao.pngt1572424976ap.png

(рис.14) (рис.15) (рис.16)

Произведение 2. «Лиса и журавль»

Чтобы заинтересовать детей, им показывается небольшой отрывок из мультфильма «Лиса и журавль» (рис.17), после чего ребенку предстоит прочитать произведение (рис.18) и поработать с таблицей (рис.12,13). После прочтения детям предлагается разгадать кроссворд, чтобы проверить, внимательно ли они читали произведение (рис.19).

t1572424976aq.pngt1572424976ar.pngt1572424976as.png

(рис.17) (рис.18) (рис.19)

Произведение 3. «Теремок»

Ребенку предлагает порассуждать, о чём может быть эта сказка (рис.20), после этого, чтобы проверить свои предположения, ему нужно прочитать произведение (рис.21). Затем поработать с таблицами (рис.12,13) и расшифровать слова, которые говорили герои сказки (рис.22).

t1572424976at.pngt1572424976au.pngt1572424976av.png

(рис.20) (рис.21) (рис.22)

Произведение 4. Л. Воронкова «Бабушкины дела»

Младшим школьникам сначала предстоит предположить, о чём может быть это произведение (рис.23), затем прочитать произведение (рис.24), заполнить таблицу (рис.12,13) и ответить на вопросы по произведению (рис.25).

t1572424976aw.pngt1572424976ax.pngt1572424976ay.png

(рис.23) (рис.24) (рис.25)

Произведение 5. Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Детям нужно снова порассуждать, о чем произведение (рис.26), затем прочесть его (рис.27), заполнить таблицу (рис.12,13) и ответить на вопросы по произведению (рис.28).

t1572424976az.pngt1572424976ba.pngt1572424976bb.png

(рис.26) (рис.27) (рис.28)

Произведение 6. А Милн «Винни-пух и все, все, все»

Сначала детям необходимо нарисовать друзей Винни-пуха (рис.29), а чтобы убедиться, что они никого не забыли, нужно прочитать произведение (рис.30) и заполнить таблицы (рис.12,13). После чего им нужно разгадать кроссворд на понимание произведения (рис.31).

t1572424976bc.pngt1572424976bd.pngt1572424976be.png

(рис.29) (рис.30) (рис.31)

Произведение 7. «Летучий корабль»

Сначала проходит просмотр мультфильма «Летучий корабль» (рис.32), чтобы заинтересовать детей, как будет дальше развиваться сюжет, затем происходит прочтение произведения (рис.33) и заполнение таблиц (рис.12,13). Для проверки усвоения произведения детям предлагается пройти викторину (рис.34), если ребенок ответил неверно, то выскакивает «Ошибка. Подумай ещё» (рис.35), а если правильно – «Молодец!» (рис.36).

t1572424976bf.pngt1572424976bg.pngt1572424976bh.png

(рис.32) (рис.33) (рис.34)

t1572424976bi.pngt1572424976bj.png

(рис.35) (рис.36)

Произведение 8. «Иван-царевич и серый волк»

Учащимся нужно предположить, в какой последовательности развивались события в произведении по иллюстрациям (рис.37). Чтобы узнать, были ли они правы, им нужно прочитать произведение (рис.38), заполнить таблицы (рис.12,13), а затем попытаться снова, расположить события в правильной последовательности (рис.39).

t1572424976bk.pngt1572424976bl.pngt1572424976bm.png

(рис.37) (рис.38) (рис.39)

Произведение 9. «Царевна-Несмеяна»

Детям нужно сначала предположить, почему именно так названо это произведение (рис.40), чтобы узнать, верны ли предположения, детям нужно прочитать произведение (рис.41) и заполнить таблицы (рис.12,13). После этого пройти викторину (рис.42), в которой также будут использоваться слайды (рис.35,36).

t1572424976bn.pngt1572424976bo.pngt1572424976bp.png

(рис.40) (рис.41) (рис.42)

Произведение 10. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Сначала нужно предположить, почему утенок назван «гадким», и действительно ли он таким является (рис.43). Чтобы узнать оказались ли предположения верными, нужно прочитать произведение (рис.44) и заполнить таблицы (рис.12,13). После этого ответить на вопросы по восприятию произведения (рис.45) и проверить себя (рис.46).

t1572424976bq.pngt1572424976br.pngt1572424976bs.png

(рис. 43) (рис.44) (рис.45)

t1572424976bt.png

(рис.46)

Произведение 11. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Учащимся на основе иллюстрации нужно предположить, о чем это произведение (рис.47), затем прочесть его (рис.48) и заполнить таблицу (рис.12,13). После этого выполнить задания на внимательность прочтения произведения (рис.49).

t1572424976bu.pngt1572424976bv.pngt1572424976bw.png

(рис.47) (рис.48) (рис.49)

Произведение 12. К. Паустовский «Стальное колечко»

Чтобы заинтересовать учащихся, им предлагается посмотреть отрывок из мультфильма «Стальное колечко» (рис.50), затем прочесть его (рис.51), заполнить таблицы (рис.12,13) и найти ответы на вопросы по произведению в тексте (рис.52).

t1572424976bx.pngt1572424976by.pngt1572424976bz.png

(рис.50) (рис.51) (рис.52)

Произведение 13. Ш. Перро «Красная шапочка»

Учащимся предлагается посмотреть отрывок из мультфильма «Красная шапочка» (рис.53), после чего прочитать произведение (рис.54) и заполнить таблицы на понимание текста (рис.12,13). После чего разгадать кроссворд (рис.55) и проверить свои ответы (рис.56).

t1572424976ca.pngt1572424976cb.pngt1572424976cc.png

(рис.53) (рис.54) (рис.55)

t1572424976cd.png

(рис.56)


Произведение 14. П. Бажов «Огневушка-поскакушка»

Сначала предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Огневушка-поскакушка» (рис.57), затем прочитать произведение (рис.58), после этого заполнить таблицы (рис.12,13). Пройти викторину (рис. 59) с использованием слайдов (рис.35,36).

t1572424976ce.pngt1572424976cf.pngt1572424976cg.png

(рис.57) (рис.58) (рис.59)

Произведение 15. «Медвежья трава»

Учащимся нужно предположить, почему трава названа медвежьей (рис.60), а чтобы узнать, правы ли они, им нужно прочитать произведение (рис.61), заполнить таблицы (рис.12,13), после чего нарисовать иллюстрацию к этому произведению (рис.62).

t1572424976ch.pngt1572424976ci.pngt1572424976cj.png

(рис.60) (рис.61) (рис.62)

Произведение 16. «Медведь и кедровка»

Сначала нужно дать определение слову «кедровка» (рис.63), а чтобы узнать, верно ли предположение, читают произведение (рис.64) и заполняют таблицы (рис.12,13), после этого отвечают на вопросы по произведению (рис.65).

t1572424976ck.pngt1572424976cl.pngt1572424976cm.png

(рис.63) (рис.64) (рис.65)

Произведение 17. «Зайчик»

Нужно предположить, о чем это произведение, описать его сюжет (рис.66), после этого прочитать его (рис.67), заполнить таблицы (рис.12,13). И ответить на вопросы по пониманию текста (рис.68).

t1572424976cn.pngt1572424976co.pngt1572424976cp.png

(рис.66) (рис.67) (рис.68)

Произведение 18. «Морозко»

Учащимся нужно предположить кто такой «Морозко» и почему именно так названо произведение (рис.69), после этого прочитать его (рис.70), заполнить таблицы (рис.12,13) и разгадать кроссворд (рис.71), затем проверить себя (рис.72).

t1572424976cq.pngt1572424976cr.pngt1572424976cs.png

(рис.69) (рис.70) (рис.71)

t1572424976ct.png

(рис.72)

Произведение 19. «Солнце и снег»

Из произведения взята строчка, и учащимся нужно предположить, о чем говорится в ней (рис.73) и, чтобы узнать, верно ли предположение, нужно прочитать произведение (рис.74), заполнить таблицы (рис.12,13) и ответить на вопросы по произведению (рис.75).

t1572424976cu.pngt1572424976cv.pngt1572424976cw.png

(рис.73) (рис.74) (рис.75)

Произведение 20. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Перед тем, как приступить к прочтению, нужно посмотреть отрывок из мультфильма «Дед Мазай и зайцы» (рис.76), затем прочитать (рис.77). После этого заполнить таблицы (рис.12,13) и соединить отрывок с его иллюстрацией (рис.78).

t1572424976cx.pngt1572424976cy.pngt1572424976cz.png

(рис.76) (рис.77) (рис.78)

Произведение 21. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Учащиеся смотрят отрывок «Сказка о царе Салтане» (рис.79), затем читают произведение (рис.80) и заполняют таблицы (рис.12,13). После этого отгадывают кроссворд (рис.81).

t1572424976da.pngt1572424976db.pngt1572424976dc.png

(рис.79) (рис.80) (рис.81)

Произведение 22. Е. Пермяков «Хитрый коврик»

Сначала учащимся нужно поразмышлять, почему коврик назван «хитрым» и что в нём может быть не обычного (рис.82). После этого, чтобы узнать, верны ли их предположения, им нужно прочитать произведение (рис.83) и заполнить таблицы (рис.12,13). Затем ответить на вопросы по произведению (рис.84).

t1572424976dd.pngt1572424976de.pngt1572424976df.png

(рис.82) (рис.83) (рис.84)

Произведение 23. Н. Носов «Огурцы»

Учащимся предложена пословица, и им нужно извлечь из неё смысл и подумать, как эта пословица связана с произведением (рис.85), затем прочитать произведение (рис.86) и заполнить таблицы (рис.12,13). После этого им нужно пройти викторину на понимание текста (рис.87) с использованием слайдов (рис.35, 36).

t1572424976dg.pngt1572424976dh.pngt1572424976di.png

(рис.85) (рис.86) (рис.87)

Произведение 24. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Мотивирующим моментом является отрывок из мультфильма «Серая шейка» (рис.88). Чтобы узнать продолжение, учащимся нужно будет прочитать произведение (рис.89) и заполнить таблицы (рис.12,13). После этого нужно нарисовать иллюстрацию к произведению (рис.90).

t1572424976dj.pngt1572424976dk.pngt1572424976dl.png

(рис.88) (рис.89) (рис.90)

Произведение 25. Ю. Коваль «Соловьи»

Сначала нужно будет нарисовать иллюстрацию, которая могла бы быть к этому произведению (рис.91), затем прочитать его (рис.92) и занести всё в таблицу (рис.12,13). После этого пофантазировать, как еще могли бы развиваться события в произведении (рис.93).

t1572424976dm.pngt1572424976dn.pngt1572424976do.png

(рис.91) (рис.92) (рис.93)

Произведение 26. В. Астафьев «Радость первого полёта»

Сначала у учащихся спрашивается о чьей радости полёта может говориться в произведении (рис.94). Чтобы узнать об этом, им предлагается прочитать произведение (рис.95) и заполнить таблицы (рис.12,13). После чего нарисовать иллюстрацию к произведению (рис.96).

t1572424976dp.pngt1572424976dq.pngt1572424976dr.png

(рис.94) (рис.95) (рис.96)

Произведение 27. А. Толстой «Сорока»

Перед тем, как приступить к чтению, учащимся предлагается посмотреть мультфильм про жадность и подумать, как он может быть связан с нашим произведением (рис.97). После этого приступить к прочтению (рис.98) и заполнить таблицы (рис.12,13). Затем ответить на вопросы по тексту (рис.99).

t1572424976ds.pngt1572424976dt.pngt1572424976du.png

(рис.97) (рис.98) (рис.99)

Заключительными слайдами идет подведение итогов, где дети отвечают на вопросы по работе с электронным читательским дневником за весь год (рис.100) и напутствие от «полочки умных книг» (рис.101), а так же задание на лето (рис.102).

t1572424976dv.pngt1572424976dw.pngt1572424976dx.png

(рис.100) (рис.101) (рис.102)

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что электронный читательский дневник влияет на формирование читательской компетентности младшего школьника, т.к. учащиеся учатся: осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Благодаря читательской компетентности и формируется читательская культура младшего школьника.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 30.10.19 в 17:51 1Ответить Пожаловаться
Екатерина Евгеньевна, хотелось бы увидеть саму презентацию, а не только картинки слайдов. И ещё вопрос: как второклассники работают с заданиями ресурса - "написать", "нарисовать"? Как я поняла, прямо на слайдах. Это реально для детей такого возраста?
Голдина Лилия Вильевна, 03.11.19 в 10:25 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию, Екатерина Евгеньевна. Поддерживаю вопросы Натальи Юрьевны. Хотелось бы узнать ответы на них. Есть ещё вопрос: а какой электронный дневник у вас? Каким образом там размещается читательский дневник? У нас вот "Сетевой город. Образование" и я не смогу там разместить подобный читательский дневник.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.