12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Поль Лариса78
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
4

Урок по литературному чтению на тему «Обобщение по разделу «Постигаем секреты сравнения сказок», УМК «Перспективная начальная школа»

МБОУ «Гимназия № 41» г. Кемерово


 

Урок по литературному чтению в 3 классе «В» на тему:

Обобщение по разделу «Постигаем секреты сравнения сказок»

УМК «Перспективная начальная школа»

 

Подготовила учитель начальных классов:

Поль Лариса Николаевна

 

Кемерово – 2014 г.


 

Цель:

Систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории).

Задачи:

- учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;

- продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

- развивать устную речь детей.


 

Ход урока

Орг. момент

Уж прозвенел звонок.

Поговорить о сказке

Все в класс приглашены.

- Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок?

(Японские стихи хокку)

Япония находится очень далеко от нас, но сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Покажите на карте Мира Японию. Итак, я предлагаю вам сегодня:

. вспомнить всё самое главное

. применить свои знания

. проявить себя с лучшей стороны


 

Классификация сказок. Слайд №1

- Что мы знаем?

а) В каком разделе мы находимся? (Постигаем секреты сравнения). б) Вспомните, какую тему изучаем? (Сказки народов Мира) Посмотрите на выставку книг.

- Чему мы научились?

а) Сравнивать тексты сказок; б) определять их жанровую принадлежность и временной период; - Какие бывают сказки? (народные, авторские, волшебные, сказки о животных)

Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказочные истории о животных по временному периоду и по содержанию. (Задания даются каждой группе составить кластер).

. Составление кластера (работа в четвёрках)

- Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с информацией на экране)

Слайд №2

Вспомним признаки сказок и попытаемся назвать несколько примеров сказок Пусть каждая группа объяснит один признак.

1 - ая группа:

Самые древние (Швец Валера)

Примеры сказок: «Откуда пошли болезни и лекарства?», «Гиена и черепаха»…

Эти сказки объясняли всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в Мире происходит; по построению – эта сказка цепочка.

Вывод: Это Самые древние сказки.

 

2- ая группа:

Просто древние (Леоненко Кирилл)

Примеры сказок: «Два жадных медвежонка», «Как барсук и куница судились»…

Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

Вывод: Это Просто древние сказки.


 

3 – ья группа:

Менее древние (Бондарева Карина)

Примеры сказок: «Черепаха, кролик и удав – маха», «Хитрый шакал»…

Эти сказки учат человека быть добрым и справедливым.

Вывод: Это Менее древние сказки.


 

4 – ая группа:

Бродячие сказки (Емелина Валерия)

Примеры сказок: «Золотая рыба», «Волшебное кольцо»…

В этих сказках добро побеждает зло. Они рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.

Вывод: Это Бродячие сказки.


 

Расположение сказки на ленте времени. Слайд №3.

- Мы уже знаем, что некоторые сказки имеют черты и Просто древней и Менее древней сказок. («Хитрый шакал» Индийская сказка) Покажите Индию на карте Мира. – Какая черта характера связывает шакала с Просто Древней сказкой? (хитрость) - А какое качество шакала доказывает, что он уже герой Менее Древней сказки? (доброта и справедливость) Показ ленты времени уч.с.101


 

Физминутка

(Упражнение на релаксацию и внимание на ковриках)

- Если я называю глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседаете, если нельзя – распрямитесь и сделайте хлопок над головой.

Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.


 

Что нам осталось ещё узнать в этом разделе?

Чтение сказок Снег и Заяц и Как птицы царя выбирали.

- Откройте учебник, найдите сказки, которые мы ещё не прочитали из этого раздела. Определите их жанровую принадлежность (сказки о животных); к какому временному они относятся? Можно сразу ответить на этот вопрос?

- Какую цель поставим?

а) Прочитайте самостоятельно сказку «Снег и заяц»

- Кто герои? Какая беда приключилась с зайцем? Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку) – К какому временному периоду относится эта сказка? ( Самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой). – Докажите словами из текста.

б) Прочитайте по цепочке в четвёрках сказку «Как птицы царя выбирали». (Используем Хрестоматию по Окружающему миру) О чём эта сказка? Что отражено в названии: тема или главная мысль? ( В названии отражена тема сказки). – Кто метил в Цари? (прочитайте) – По какому признаку птицы предлагали свою кандидатуру? – Прочитайте, как выглядел сокол? – Почему же выбрали орла? (Орёл прикормил ворону и сороку, и они всех громче кричали – предлагали его кандидатуру) – К какому временному периоду относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царём птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орёл, почему сокол затаил злобу на всех птиц).

. Может ли Костя включить эти сказки в свой сборник «Сказки народов России»? Обоснуй свой ответ. ( Костя может включить эти сказки в этот сборник так как Бурятия и Хакассия входят в состав России) Уч. с.97


 

Сценка по сказке «Ласточка и комар» сказка народов Сибири (Т. с. 17-18) – К какому временному периоду относится эта сказка? Докажите.


 

Рефлексия.

«Коврик настроений» ( Каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратиков: - зелёный, ты всё понял, тебе всё удалось, всё понравилось; - жёлтый, есть вопросы, на которые ты хотел бы поискать и найти ответ; - красный, тебе было трудно).


 

Подведение итогов урока.

- Какой раздел мы закончили изучать? – Какие произведения больше понравились? – Чему научили вас эти сказки?

Оценки за чтение и работу на уроке…


 

Домашнее задание: сделать рисунок понравившейся сказки, дать ответ на вопрос: К какому временному периоду она относится и почему?


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.