Конспект урока чтения для 3 класса «А.И. Куприн "Слон"»
Тема: А.И. Куприн «Слон».
Тип урока: Изучение нового материала
Класс: 3
Цель: познакомить учащихся с произведением А. И. Куприна «Слон»
Задачи:
- знакомство учащихся с биографией А.И. Куприна;
- формирование навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи).
- воспитание интереса к детской литературе; воспитание чувства сострадания к ближнему, любви к животным.
Оборудование: ноутбук с выходом в интернет, мультимедиа проектор, доска для проектора.
Планируемые результаты:
Личностные
Проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке.
Регулятивные
Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;
Коммуникативные
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку
зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с другими, договариваться о последовательности
действий и результате, представлять другим ход своей работы
и ее результат, слушать мнения других;
Предметные
Умение:
работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;
использовать в речи литературоведческие понятия;
формулировать тему, идею произведения;
давать характеристику героям;
выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
Познавательные
Умение перерабатывать полученную информацию: делать вы-
воды в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.
Ход урока:
Организационный момент
Ребята занимают свои места за партами, учитель здоровается с учениками.
Постановка цели
Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы
(Слайд 1):
К какому жанру относится новое произведение?
Кто является главными действующими героями?
Введение в тему урока.
Прочитайте хором загадку, отгадайте её.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)
( Слайд 3)
- Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)
(Слайд 4)
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. (ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740db7e1-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm) (Слайд 5) Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 6) (ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740db7f9-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm) Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и
нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
- Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем сегодня читать?
- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна «Слон». (Слайд 8)
Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд 9)
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года (сколько лет назад) в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10) (ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3430bef8-9610-4be2-abcb-739748e04a6b/Kuprin_biogr.htm)
Физкультминутка. (Слайд 11)
Словарная работа. (Слайд 12)
Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия.
Гостиная – комната для приема гостей.
Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды.
Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.
Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей.
Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком.
Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.
Первичное восприятие.
Учитель читает текст
- Подумайте, какие чувства рождает у вас этот рассказ.
Вторичное восприятие.
- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.
Комбинированное чтение отрывка из рассказа учителем и учениками.
1. Девочка нездорова.
2. Диагноз врача: Равнодушие к жизни.
3. Мрачное, больное состояние девочки.
Опишите словами из текста это состояние.
Так чем же больна девочка? (Ей не интересно жить).
– Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа
4. Переживания папы.
Используя глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки:
• быстро ходит;
• курит, курит;
• садится на край кровати;
• тихо поглаживает ноги Нади;
• встает, отходит к окну;
• плечи трясутся;
• торопливо прикладывает платок к глазам;
• бегает из угла в угол;
• курит, курит, курит.
(Растерян, нервничает, переживает, не знает, как помочь.)
5. Сон девочки. (Надин сон).
6. Не та покупка.
Найдите и прочитайте описание игрушки.
Почему игрушечный слон не устраивает Надю? (Как живой, но нет души.)
– А теперь ребята посмотрите на доску. Напишите мечту больной девочки. Слайд 15
– “настоящий, живой…”
– “маленького, но живого…”
– “хоть слоненышка…”
– “мне бы слоника, настоящего…”
("Живой", однокоренное слово – "жизнь".)
– Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? (Папа)
Папа озадачен. Он в отчаянии –что делать?
7. Мгновенное решение отца.
8. Жители зверинца.
9. Просьба о помощи.
Итак, ребята, делимся на три группы. На слайде перед вами вопросы. Каждая группа должна подготовить ответ. Слайд 16.
А вы знаете, что по произведению Куприна «Слон» сняли мультфильм? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма. (ЦОР: http://www.youtube.com/watch?v=iP7eqVFco6Q)
Домашнее задание:
-Дома разделить рассказ на части.
Итог урока. Рефлексия.
Ребята, предлагаю вам подвести итог нашего сегодняшнего урока с помощью волшебной яблони, которая изображена на доске. (Ребята по желанию подходят к яблоне и срывают прикрепленные с помощью магнита карточки в виде яблока, на которых написаны вопросы к пройденной теме и отвечают н них).
- К какому жанру относится новое произведение? Докажите. (Слайд)
- Кто является главными действующими героями? (ответы детей)
- Какой вывод можем сделать, после знакомства с произведением «Слон»?
- Что повлияло на выздоровление девочки?
- Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”?
- Что хотел сказать автор этим произведением?
Учитель: «Молодцы ребята, поставленную задачу выполнили! Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
ЭОР №1
Форма предъявления информации – фотография африканского слона
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740db7e1-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
ЭОР №2
Форма предъявления информации – фотография индийского слона
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740db7f9-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
ЭОР №3
Форма предъявления информации – фотография и биография Александра Ивановича Куприна
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3430bef8-9610-4be2-abcb-739748e04a6b/Kuprin_biogr.htm
ЭОР №4
Форма предъявления информации – мультфильм «Девочка и слон»