Этапы работы на уроке при системно-деятельностном подходе
Этапы работы на уроке при системно-деятельностном подходе
№ п/п | Этапы урока | Роль учителя | Оценка (по 5-балльной шкале) | Комментарий (при необходимости) |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). |
5 | Учащиеся сами формулируют («открывают») тему урока |
2. | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. | 5 | Предлагает учащимся упражнения, направленные на первичное закрепление изученной лексики: |
3. | Выявление места и причины затруднения | Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | 5 | Организует изучающее чтение текста. Учащиеся работают в группах. Групповая работа дифференцируется, исходя из объема текста. Перед прочтением каждой из четырёх частей текста учитель ставит вопрос, касающийся непосредственно содержания текста и проблемный вопрос, ответ на который учащиеся должны найти после прочтения фрагмента.
|
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. | 5 | Перед прочтением каждой из четырёх частей текста учитель ставит вопрос, касающийся непосредственно содержания текста и проблемный вопрос, ответ на который учащиеся должны найти после прочтения фрагмента. |
5. | Реализация построенного проекта | Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. | 5 | Находят в списке новых слов в словарике эквиваленты произнесенных учителем слов и словосочетаний. Выполняют задания разного уровня сложности |
6. | Первичное закрепление | Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). | 5 | Учащиеся работают в группах. Групповая работа дифференцируется, исходя из объема текста. Перед прочтением каждой из четырёх частей текста учитель ставит вопрос, касающийся непосредственно содержания текста и проблемный вопрос, ответ на который учащиеся должны найти после прочтения фрагмента.
|
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. | 5 | Выполняют упражнение и осуществляют взаимопроверку |
8. | Включение в систему знаний и повторение | Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
5 | Просматривают видеофильм и пытаются ответить на поставленный вопрос |
9. | Рефлексия учебной деятельности. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | 5 | соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей Обучающиеся на отдельных листочках упражняются в составлении синквейна. |
10 | Общая оценка урока, рекомендации учителю | | ||
1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)