Манина Ольга Борисовна
Учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска
Физкультминутки как необходимое условие здоровьесбережения учащихся на уроке
Передай мяч.
Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, называя слова по определённой теме: например растения семейства розоцветные, шляпочные грибы, животных отряда хищные, названия кислот. И т.д.
Найди меня
В старших классах учащиеся неохотно выполняют физкультминутки. Поэтому на уроках химии перед уроками, посвященным изучению основных классов неорганических веществ наклеиваю листочки с формулами веществ. Учащимся нужно на уроке эти формулы найти, подойти к доске и наклеить свой листочек в таблицу классификации неорганических веществ.
Физкультминутки с использованием стихов
Ветер
Осторожно ветер
Из калитки вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,(постучать пальцами по парте)
Пробежал по крыше; ,(постучать пальцами по парте)
Поиграл немного
Ветками черёмух, (руки поднять вверх, махи руками вправо- влево)
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых. (погрозить)
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.( махи руками)
М. Исаковский
Волны.
У реки волна речная ( подъём рук)
У реки волна речная.( волнообразные движения руками)
У ручья волна – ручная( поглаживающие движения)
У лесной тропинки
Мы к ручью присядем ( приседания)
И по мокрой спинке
Мы ручей погладим. ( поглаживающие движения)
Автор: С. Махотин
Разминка
На доске написаны слова по изучаемой теме.
При указании на слова темы учащиеся ,выполняют какое – либо движение: приседают, поднимают руки, делают махи.
Ванька – встанька.
1.Встаньте столько раз, сколько химических элементов входит в состав серной кислоты.
2. Повернитесь вправо столько раз, сколько лепестков в цветке шиповника.
3. Повернитесь влево сколько семейств в отряде грызуны и т.д.
Перекличка
Учащимся предлагается задумать название на заданную тему. Учитель называет ответы, учащиеся встают, если прозвучало задуманное слово.
Например :
Задумать одно растение ,растущее в республике Хакасия.
Называю: кипарис, купальница азиатская, водосбор, венерин башмачок и т.д. Включаю и заведомо неправильные ответы.
Учащиеся, загадывают какой – то металл.
Называю свойства этого металла: серебристо - белый, тугоплавкий, взаимодействует с водой, не реагирует с концентрированной серной кислотой и т.д. Учащиеся делают хлопок над головой , если прозвучал правильный ответ.
Рисование носом
Закрыв глаза нарисовать химическую формулу, весёлого человечка, контур цветка, животного
Многие предложенные мной физкультминутки органично связаны с изучаемым материалом, при этом не теряется логика урока, они занимают немного времени. Вместе с тем развивают память, воображение. Снимают физическое и эмоциональное напряжение, повышают работоспособность, не допускают переутомления. Благодаря им на уроке происходит смена видов деятельности. А для учителя это простор для развития фантазии Каждый учитель предметник может наполнить эти разминки содержанием своего предмета.