Формы работы по развитию речи на уроках в начальной школе (1–4 класс)
МБОУ - Прогимназия №1 для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Формы работы по развитию речи на уроках в начальной школе» Городской семинар
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв
ФГОС НОО «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах » -требование к результатам освоения ООП НОО
Цель развития речи создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Задачи развития речи Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой деятельности и механизмов речи. Формирование у младших школьников УУД, необходимых для работы с текстом. Развитие речевой идентичности обучающихся. Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств.
Результаты работы по развитию речи Сформированность коммуникативно-речевых умений у младших школьников. Приобретение опыта творческой деятельности. Самореализация учащихся в значимых для них и социально оцениваемых видах деятельности. Приобретение детьми опыта ценностных ориентаций и социального взаимодействия, проявление их гражданской активности.
Коммуникативно-речевые умения понимание содержания речевого высказывания; понимание структуры речевого высказывания; использование языковых средств; создание и совершенствование речевого высказывания.
Требования к речи человека Правильность Ясность Чистота Точность Выразительность Богатство
Проблемы развития речи младших школьников(глазами детей): -стесняются; -не знают как сказать; -трудно придумать; -трудно запомнить; -не умеют сочинять; -трудно подбирать слова.
Развитие речи звуки предложение текст слова
звуки слова предложение текст Чистоговорки Скороговорки Шутки-рифмовки «Птичья стая» « По секрету всему свету» Лесенка слов Собери слово «Пойми меня» Найди лишнее слово «Горячий-холодный» Конструктор предложения Деформированные предложения «Словесный ручеёк» «Путаница» «Лесенка» Редактор Вопрос-ответ Пантомима Хорошо-плохо Учёный совет
Работа со звуками Ря-ря-ря------------------------ Рю-рю-рю--------------------- Ри-ри-ри----------------------- Ра-ра-ра------------------------ Ре-ре-ре------------------------ Ро-ро-ро------------------------ Ры-ры-ры----------------------- Ру-ру-ру-------------------------
«Пирамидка» РАК РЫ … РЕ ... РАКИ … РУСАЛ …
«Пирамидка» РАК РЫба РЕдис РАКИ … РУСАЛ …
«Пирамидка» РАК РЫба РЕдис РАКИта РУСАЛка
СЛОВАРЬ Ракита — ива, русское народное название некоторых деревянистых растений из рода ИВА.
«ПИРАМИДКА» РАК РЫБА РЕДИС РАКИТА РУСАЛКА
Задание: На каждую букву слова «редис» придумай слова-названия растений. Р Е Д И С
Р Е Д И С О З А Ж Е В И К А Ы Н Я В А Л И В А
Работа с предложением Задание: найди слова, которые спрятались. РОБОТРЕШИЛПЕРЕЙТИЧЕРЕЗРЕЧКУ
Работа с предложением РОБОТ РЕШИЛ ПЕРЕЙТИ ЧЕРЕЗ РЕЧКУ.
Работа с предложением Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения) Рома рисует. Рома рисует (что?)_______________ .
Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения) Рома рисует. Рома рисует (что?) ракету. Рома рисует ракету (чем?)_____________.
Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения) Рома рисует. Рома рисует ракету. Рома рисует ракету красками. Рома рисует ракету красками (где?)_________.
Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения) Рома рисует. Рома рисует ракету. Рома рисует ракету красками. Рома рисует ракету красками в альбоме.
Работа с текстом Рома и Руслан жили на даче. Мама уехала в город. Роза вышла погулять. Мальчики остались дома одни. Они легли спать. Около крыльца большой сугроб. Всё кругом белым-бело. Послышался шум. Дети быстро включили свет. Избы стояли притихшие. В углу лежал ёжик. Из труб валил дым.
Работа с текстом Рома и Руслан жили на даче. Мама уехала в город. Роза вышла погулять. Мальчики остались дома одни. Они легли спать. Около крыльца большой сугроб. Всё кругом белым-бело. Послышался шум. Дети быстро включили свет. Избы стояли притихшие. В углу лежал ёжик. Из труб валил дым.
4. Отбор материала для проведения урока развития речи в начальной школе. 1 КЛАСС