Научно-исследовательская работа «Формирование навыков создания афиши средствами компьютерной графики у школьников старших классов»
В современном мире компьютерные технологии и информационные системы играют ключевую роль в развитии общества. Важным аспектом этого процесса является обучение молодого поколения использованию и разработке информационных продуктов и технологий. Одной из актуальных и интересных тем в области компьютерной графики является создание афиш с использованием специализированных программ и инструментов.
Формирование навыков создания афиш средствами компьютерной графики представляет собой важный элемент в обучении школьников старших классов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном обществе существует потребность в высококвалифицированных специалистах в области компьютерной графики, а формирование навыков создания афиши является важным этапом в подготовке таких специалистов. Кроме того, создание афиш способствует развитию творческих способностей учащихся, их креативного мышления и художественного вкуса. Обучение компьютерной графике также помогает школьникам адаптироваться к условиям современного информационного общества, где работа с компьютерной техникой является неотъемлемой частью профессиональной деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ АФИШИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Психолого-педагогические особенности формирования навыков создания афиши у школьников старших классов
Компьютерная графика и анимация являются важным инструментом в кино, рекламе, искусстве, архитектуре, а также в разработке компьютерных игр и образовательных программ. С появлением новых сфер применения компьютерной графики необходимы педагогические и методологические подходы к обучению будущих специалистов в этой области.
Обучение компьютерной графике – одному из ключевых направлений использования персонального компьютера – в настоящее время рассматривается как важный компонент образования и как отдельное научное направление в развитии информационных технологий.
Способность компьютерной графики быть многозначной, необычной и символичной, скрывать некие смыслы за иносказательной формой имеет большую дидактическую ценность. Применение графики в учебных компьютерных системах не только позволяет увеличить скорость передачи информации и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию образного мышления. Большое образовательное и психологическое значение имеет и тот факт, что цвет графических изображений воздействует на мысли и чувства, стимулируя воображение. Глубина, тональность и насыщенность красок способны оказать глубокое воздействие на психику человека. Графика, как и другие формы искусства, основанного на принципах гармонии, обладает способностью активизировать или расслаблять человека, снимать стрессы и стимулировать разум к сознательной творческой деятельности [1].
Обучение компьютерной графике должно основываться на единстве образования и воспитания, творческой деятельности и сочетании практической работы с развитием у школьников старших классов способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Одной из ключевых особенностей современных образовательных стандартов является новый подход к формированию учебного плана и оценке результатов обучения, основанный на принципе “от знания и умения – к знанию, умению и способности применять это на практике”.
Именно такие навыки, как способность использовать полученные знания на практике, самостоятельно ставить задачи и решать их, а также брать на себя ответственность за решение возникающих проблем, лежат в основе понятия “компетентность”. На сегодняшний день существует определенная классификация компетенций и набор компетенций, которые необходимо развивать у современных школьников.
Компетентность – это способность человека применять полученные знания, умения и навыки на практике. Она включает в себя способность самостоятельно ставить цели и задачи, принимать решения и нести ответственность за них. Базовая компетентность в области компьютерной графики формируется на основе общетеоретических знаний и небольшого количества основных инструментов графических редакторов [2].
Компетентность учителя в области компьютерной графики подразумевает не только наличие знаний, умений и навыков в использовании компьютерной графики, но и способность ориентироваться в современном потоке графической информации, готовность выбирать подходящие программные средства и эффективно использовать современные инструменты компьютерной графики в педагогической деятельности.
Накопленный опыт позволяет нам выделить два этапа обучения школьников 8-9 и 10-11 классов компьютерной графике [см. таблицу].
ТАБЛИЦА
Этапы обучения школьников 8-9 и 10-11 классов компьютерной графике
Название этапа |
Этапы общего образования |
Класс |
Форма обучения |
Назначение этапа |
Предполагаемый результат |
Основной этап |
Основная школа |
8 - 9 |
Уроки технологии, информатики, интегрированные уроки по технологии, элективный курс «Основы компьютерной графики» |
Освоение принципов, методики, алгоритма работы в графических системах: «КОМПАС», ГЕОС® K3W и др. |
Информационная грамотность |
Учебно-исследовательский этап |
Старшая школа |
10 - 11 |
Самостоятельная работа, консультации преподавателей, работа в научных и творческих секциях |
Применение основ компьютерной графики в учебно-исследовательской деятельности. Работа в графических редакторах: «Gimp», «Corel Draw», «Adobe Photoshop», «Figma» и др. |
Информационная обученность |
Основной этап обучения проходит в основной школе (8-9 классы) на уроках технологии, информатики и интегрированных уроках технологии. Он включает в себя самостоятельную работу дома и изучение элективного курса “Основы компьютерной графики”. Цель этого этапа – изучить принципы, методы и алгоритмы работы в графических программах “КОМПАС” и “ГЕОС K3W” и др., создавая графические изображения и чертежи на компьютере и сохраняя их на носителях или выводя на печать.
Учебно-исследовательский этап проходит в старшей школе (10-11 классы). Он предполагает самостоятельную работу школьников под руководством преподавателей учебного заведения, а также использование компьютерной графики в учебно-исследовательской работе. Основные принципы этого этапа – научность, добровольность и доступность, творческая реализация. Стоит сказать, что мы не можем целиком полагаться на данные этой таблицы, поскольку вопрос исследования объемный и требует более детального изучения.
Несомненно, формирование навыков создания афиши у школьников старших классов имеет свои психолого-педагогические особенности. Во-первых, это связано с возрастными особенностями старшеклассников. В этом возрасте у учащихся активно развивается самостоятельность, критическое мышление, они начинают осознавать свои интересы и предпочтения. Поэтому важно учитывать эти особенности при организации учебного процесса и выборе методов и подходов к обучению. Например, использовать проектный метод обучения, где ученики работают над созданием афиш в небольших группах, что поможет им развить коммуникативные навыки и способность работать в команде. Также можно применять индивидуальные задания, позволяющие учащимся проявлять свою креативность и независимость.
Во-вторых, формирование навыков создания афиши требует от учащихся не только знаний и умений в области дизайна и графического искусства, но и понимания основ маркетинга и рекламы. Это позволяет учащимся не только создавать качественные афиши, но и успешно применять их в будущем.
В-третьих, процесс формирования навыков создания афиши должен быть творческим и интересным для учащихся. Это может быть достигнуто за счет использования разнообразных методов и приемов обучения, таких как проектная работа, творческие задания, работа в группах и индивидуальные консультации с учителем. Творческие задания могут быть самыми разнообразными.
Например, они могут использовать различные графические элементы и шрифты для создания уникального дизайна. Также ученики могут работать над созданием анимационных афиш, которые будут привлекать внимание зрителей. Еще один пример творческого задания – это создание интерактивной афиши. Ученики могут использовать различные технологии, такие как HTML5 и CSS3 для создания веб-страницы с афишами. Они могут также добавить аудио и видео элементы, чтобы сделать афишу более интересной для зрителей.
Наконец, формирование навыков создания афиши должно быть интегрировано в общий образовательный процесс. Это позволит учащимся не только получить конкретные знания и умения, но и развить свои коммуникативные навыки, критическое мышление и способность к самообразованию.
Что касается межпредметных связей, то знания и навыки, полученные при создании афиш с помощью компьютерной графики, могут быть использованы учащимися для создания изображений для различной визуальной продукции, такой как рекламные буклеты, поздравительные открытки, школьные газеты, грамоты и рефераты. Эти знания также важны для прикладных исследований и научных работ, проводимых в рамках школьного образования в различных областях, таких как физика, химия, биология, история и др. Кроме того, знания в области компьютерной графики являются незаменимой базой для освоения программ в сфере видеомонтажа, 3D моделирования и анимации.
Способы и приёмы создания афиши в графических редакторах как средство формирования навыков у школьников старших классов
При выборе программного обеспечения для проведения занятий по теме «Компьютерная графика» в каждой школе нужно руководствоваться двумя требованиями: во-первых, возможностями имеющейся в наличии компьютерной техники и программного обеспечения, во-вторых, необходимостью раскрыть наиболее полно современные возможности обработки графической информации.
Эффективно совмещать освоение интерфейса конкретного графического редактора через выполнение упражнений и практических заданий. После этого нужно решить, какие упражнения и задания будут наиболее подходить для обучения пользователя работе в среде графического редактора. Нужно на практических примерах показать, как выполнить работу, указывая на особенности и трудности, возникающие в процессе деятельности. Характер заданий при этом должен обеспечивать достаточно широкий простор для индивидуального творчества учащихся [3].
Для формирования у школьников старших классов навыков создания афиши средствами компьютерной графики отлично подходит концепция комбинированного урока. Комбинированный урок – это форма организации учебного процесса, при которой сочетаются различные виды и методы обучения. Целью такого урока является разностороннее рассмотрение и изучение конкретной темы или проблемы, а также активизация познавательной деятельности учащихся.
Комбинированные уроки обычно включают в себя следующие этапы:
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, объявление темы и целей урока).
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, индивидуальные ответы, работа с карточками или тестами).
Актуализация знаний (повторение пройденного материала, установление связей между новыми и старыми знаниями).
Объяснение нового материала (лекция, рассказ, демонстрация наглядных пособий, просмотр видеоматериалов).
Закрепление новых знаний (решение задач, выполнение упражнений, работа с учебником или рабочей тетрадью).
Контроль усвоения нового материала (тестирование, контрольные работы, самооценка и взаимооценка учащихся).
Подведение итогов урока (рефлексия, обсуждение достигнутых результатов, определение домашнего задания).
Комбинированный урок позволяет преподавателю использовать различные методы и приемы обучения, а учащимся – лучше усваивать материал и развивать свои навыки и умения. Такой урок является результативным подходом к изучению компьютерной графики, поскольку он обладает рядом достоинств. Он обеспечивает частую смену видов активности и обратную связь, поддерживает индивидуальный подход к обучению и создает условия для оперативного применения новых знаний. В процессе изучения компьютерной графики можно выделить три ключевых вида учебной деятельности: демонстрация, коллективная работа, фронтальная работа и практикум.
Демонстрация на уроках компьютерной графики может быть использована для различных целей, например, таких как:
Объяснение новых понятий;
Демонстрация примеров работы с различными инструментами и программами;
Сравнение различных подходов и методов;
Показ результатов работы других учащихся или учителей;
Помимо этого, для демонстрации на уроках компьютерной графики могут использоваться различные материалы, такие как:
Презентации в PowerPoint или других программах;
Видеоуроки и обучающие видео;
Интерактивные материалы, такие как виртуальные доски или онлайн-сервисы для совместной работы;
Скриншоты и другие изображения.
Важно выбирать материалы, которые соответствуют уровню знаний учащихся и помогают им лучше понять изучаемый материал.
Что касается коллективной работы на уроках компьютерной графики, то она помогает школьникам старших классов развивать коммуникативные и командные навыки, а также получать больше опыта в области новых технологий. Это происходит благодаря тому, что в процессе коллективной работы учащиеся обмениваются друг с другом информацией и делятся полученными знаниями.
Коллективная работа на уроках компьютерной графики может включать в себя различные виды деятельности, такие как:
— обсуждение и обмен идеями: учащиеся могут обсуждать свои идеи и предложения, обмениваться опытом и помогать друг другу находить решения задач;
— оценка и критика работ других учащихся: учащиеся могут оценивать работы своих одноклассников и давать им обратную связь, помогая улучшить их навыки и знания;
Важна и фронтальная работа на уроке – это вид учебной деятельности, при котором учитель работает со всем классом одновременно. Этот метод обучения позволяет учителю контролировать работу всех учащихся, а также обеспечивает активное участие каждого ученика в процессе обучения.
При фронтальной работе учитель может использовать различные методы, такие как объяснение нового материала, опрос учащихся, выполнение заданий и т. д.
Одним из преимуществ фронтальной работы является то, что она позволяет учителю быстро оценить уровень знаний учащихся и корректировать учебный процесс в зависимости от их ответов. Кроме того, фронтальная работа способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, так как они должны слушать и понимать объяснения учителя, отвечая на его вопросы.
Однако, следует отметить, что фронтальная работа может быть менее эффективной для некоторых учащихся, которые испытывают трудности в участии в общей дискуссии или в выполнении заданий. В таких случаях учитель может использовать индивидуальные или групповые формы работы, чтобы помочь в усвоении материала.
Большое значение в формировании навыков создания афиши у школьников старших классов имеет практическая работа. Практика на уроках компьютерной графики – это комплекс заданий и упражнений, направленных на закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков работы с программным обеспечением.
Практика может включать в себя:
– Создание и редактирование изображений с помощью графических редакторов (Adobe Photoshop, GIMP и др.);
– Работа с 3D-моделями и анимацией (Autodesk 3ds Max, Blender и др.);
– Разработка веб-сайтов с использованием технологий HTML, CSS, JavaScript и других;
Во время практической работы учащиеся должны выполнять задания, связанные с решением конкретных задач в области компьютерной графики, таких как создание логотипов, баннеров, иконок, 3D-моделей, анимаций, веб-страниц и других графических элементов.
Проведение практической работы помогает учащимся лучше понять и освоить теоретические знания, полученные на уроках, а также развить практические навыки, необходимые для успешной работы в области компьютерной графики и дизайна.
Создание афиши в графических редакторах у школьников старших классов – это отличный способ развивать творческое мышление, умение работать с цветом, композицией и графическими элементами.
Следующие приемы и способы помогут учащимся создать качественную и эффектную афишу:
Определение цели и аудитории: перед тем как начать работу, важно понять, для кого будет создана афиша и с какой целью. Например, если афиша предназначена для рекламы школьного мероприятия, то она должна быть привлекательной и акцентировать внимание на дате, времени и месте его проведения.
Подбор шрифтов: выбор подходящего шрифта является важным аспектом создания афиши. Шрифты должны быть читаемыми и сочетаться с общей стилистикой афиши. Для заголовков можно использовать более крупные и эффектные шрифты, а для основных текстов – более нейтральные, но все равно интересные.
Использование цветовых решений: цвета играют важную роль в создании афиши. Они должны соответствовать выбранной теме и привлекать внимание. Яркие и контрастные цвета могут быть использованы для привлечения внимания к главным элементам, а спокойные и приглушенные цвета работают лучше для фона и второстепенных элементов.
Создание композиции: композиция определяет расположение графических элементов на афише. Она должна быть удобочитаемой и логичной. Важно помнить о главном фокусе афиши и разместить его в соответствующем месте, чтобы привлечь внимание зрителя.
Использование графических элементов: иллюстрации, фотографии и другие графические элементы могут быть использованы для улучшения визуального впечатления афиши. Важно выбрать подходящие изображения, которые подчеркнут тему и сообщение, которое вы хотите передать.
Эффекты и фильтры: графические редакторы позволяют использовать различные эффекты и фильтры, чтобы придать афише дополнительный стиль. Например, можно применить эффект размытия или обработки фотографий, чтобы сделать афишу более интересной и запоминающейся.
Использование текстур и фонов: добавление текстур и фоновых рисунков может помочь создать уникальный внешний вид афиши. Это может быть, например, использование текстуры дерева для афиши о экологическом мероприятии или текстуры картона для афиши о школьном спектакле.
Комбинирование этих приемов и способов позволит создать уникальные и творческие афиши на уроках компьютерной графики в старших классах. Они помогут учащимся развивать навыки визуального искусства, а также учиться передавать информацию с помощью графических элементов.
Конечно, создание афиши в графических редакторах может быть выполнено различными способами и приемами, в зависимости от задачи и индивидуальных предпочтений учащегося. Несколько основных шагов, которые важно помнить и применять на практике при создании афиши:
Задача и анализ. Этот пункт подразумевает необходимость определить цель создания афиши и анализ потребности аудитории, на которую она рассчитана. Т. е. решить, какую информацию нужно передать и в каком стиле оформить афишу.
Выбор графического редактора. Прежде чем приступить к созданию афиши, нужно выбрать подходящий графический редактор. Примеры популярных программ включают Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign, GIMP и Canva. Выбор зависит от навыков и предпочтений учащихся.
Размер и композиция. Важно определить необходимый размер афиши, учитывая место ее применения и формат печати. Элементы афиши располагаются таким образом, чтобы общий вид и информация были легко воспринимаемыми.
Фон и цвет. Цветовая палитра выбирается исходя из темы афиши. Подходящие цвета для афиши, – это те, которые сочетаются между собой и легко читаются. Можно использовать однотонный фон или градиентную заливку.
Текст. Определить шрифты для заголовков и основного текста. Выбрать шрифты, которые хорошо читаются в разных размерах и подходят к общему стилю афиши. Думать о структуре текста и его условном разделении на блоки.
Визуальные элементы и изображения. Важно работать над графическими компонентами, которые будут привлекательными и информативными: фотографии, иллюстрации, элементы векторной графики.
Логотипы и контактные данные. Если вы создаете афишу для бизнеса или организации, следует включить логотип и контактные данные. Размещать их необходимо в удобном месте, чтобы они были видны, читаемы и легко находились для зрителя.
Финальная проверка и экспорт. Всегда афиша просматривается на предмет ошибок, опечаток и несоответствий. Нужно убедиться, что все тексты читаемы и изображения выглядят качественно. При необходимости вносятся корректировки и экспортируется готовый дизайн в нужном формате (например, JPEG, PNG или PDF).
Важно помнить, что создание афиши – это творческий процесс, и учащиеся могут экспериментировать с различными приемами и стилями, чтобы достичь наилучшего результата.
В контексте создания афиши для культурного мероприятия, важно учитывать, что чрезмерное количество текста может затруднить восприятие информации аудиторией. Если количество исполнителей или участников превышает пять, то указание их полных имен и фамилий не является обязательным и может быть заменено ссылками на социальные сети или средства массовой информации, где будет доступна более подробная информация. Таким образом, афиша останется лаконичной и эффективной для привлечения внимания аудитории к мероприятию.
Что касается композиции афиши, то в ходе многочисленных исследований было установлено, что человеческий мозг обладает большей склонностью к восприятию информации, представленной в правой части зрительного поля. В связи с этим, при составлении афиши рекомендуется размещать наиболее значимую информацию в соответствующих областях. Например, если основной задачей является продвижение определенного бренда, логотип и название бренда следует разместить в правом верхнем углу. Если же акцент делается на дате проведения мероприятия, соответствующую информацию следует поместить в нижнем правом углу. В случае использования изображений артистов, необходимо учитывать степень их популярности и узнаваемости среди аудитории. Самого известного или значимого артиста следует расположить в правой или центральной части изображения.
Помимо этого, в процессе психологических исследований было выявлено, что человеческий мозг склонен к восприятию асимметрии. В связи с этим при создании афиши рекомендуется размещение текста на различных уровнях визуального поля (см. приложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример симметричной и асимметричной композиции в афише
Даже если концепция афиши предполагает идеальную симметрию (например, изображение круга в центре квадрата), допустимо небольшое отклонение от симметрии, например, путем вынесения одного небольшого элемента за пределы круга. Исключением является случай, когда используется асимметричное, динамичное изображение. В этом случае текст на афише может быть центрирован и расположен симметрично.
Следует сказать о том, что, проанализировав степень востребованности компьютерной графики для успешной учебной и научной деятельности учеников в школе или взрослой жизни, можно сделать вывод о необходимости раннего освоения таких программ, как, например, GIMP, Corel Draw, Figma и др.
Подводя итог, можно сказать, что одной из приоритетных задач при формировании навыков создания афиши в общеобразовательной школе является задача формирования самостоятельности учащегося. На современном этапе развития общества учащемуся для реализации своих жизненных приоритетов требуется проявление личной инициативы и творческой самостоятельности. При выборе программного обеспечения для преподавания “Компьютерной графики” в школе необходимо учитывать возможности имеющегося оборудования. Важно эффективно совместить освоение интерфейса графического редактора через упражнения и практические задания. На практических примерах следует показать, как выполнять работу, обращая внимание на особенности и сложности, возникающие в этом процессе. Уроки должны быть организованы в форме комбинированных уроков, целью которых является всестороннее рассмотрение темы, активизация познавательной деятельности учащихся и формирование у них навыков создания афиш с помощью компьютерной графики.
Сочетание различных методов и приемов позволит создать уникальные и креативные афиши в рамках уроков компьютерной графики для школьников старших классов. Это поможет учащимся развивать навыки в области визуального искусства и учиться передавать информацию с использованием графических элементов.
Создание афиши в графических редакторах можно выполнить различными методами и техниками в зависимости от задачи и предпочтений учащегося. Но существует ряд ключевых шагов, которые следует помнить и применять при создании афиши всегда: постановка задачи и анализ, выбор графического редактора, размер и композиция; работа с фоном, цветом, текстом и изображением; проверка и корректировка афиши.
Обучение компьютерной графике является важным направлением в образовании и развитии информационных технологий, так как этот инструмент широко используется в различных сферах – от кино и рекламы до архитектуры и разработки игр. Способность графики быть многозначной и символичной имеет большую дидактическую ценность, способствуя развитию образного и творческого мышления.
Процесс формирования навыков должен быть интересным и творческим для учащихся, что может быть достигнуто путем использования разнообразных методов обучения, таких как творческие задания, проектная или групповая работа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр “Академия”, 2005.
Компьютерная графика как средство формирования профессиональных компетенций. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyu-ternaya-grafika-kak-sredstvo-formirovaniya-professio-nalnyh-kompetentsy (дата обращения: 20.12.2023).
Особенности методики преподавания компьютерной графики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodi-ki-prepodavaniya-kompyuternoy-grafiki (дата обращения: 20.12.2023).