12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Потамошнева Наталья Алексеевна80667
Учитель начальных классов, ВКК.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Методические разработки»
12

Фрагмент урока по теме "Сочинение по репродукции картины И. Я Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"". 3 класс.

Тема:    Сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Класс: 3. УМК: «Школа России»  (автор учебника В. П. Канакина)

   Цель:   развитие коммуникативно-речевых умений, направленных на создание собственного текста,  умения анализировать живописное произведение, составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя), 

 Задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Билибина, учить понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание;

воспитывать интерес и бережное отношение к культуре своего народа;

  • развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста.

Тип урока: развитие  речи

Планируемые  результаты:

     Предметные:        

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных  монологических высказываний и письменных текстов.

    Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.  

  Универсальные учебные действия  (метапредметные):

    Познавательные:

общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи;

логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:  проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности.

Коммуникативные:  адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Формы организации деятельности детей:  коллективная, индивидуальная.

Основное содержание темы, понятия и термины: Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине

Оборудование:   компьютер, мультимедийный проектор;  мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);

Образовательные ресурсы:  Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»,

Сообщение учителя:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Когда так говорят? (ответы детей)

Догадались о чем пойдет речь на уроке?

Давайте  сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём:

Иван Яковлевич Билибин (16 августа 1876, Тарховка, Санкт-Петербургский уезд – 7 февраля 1942, Ленинград) – русский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин, в том числе сказок Александра Пушкина, театральный оформитель, участник группы «Мир искусства».

Особенности творчества Ивана Яковлевича Билибина: Билибин по сей день остается самым известным книжным иллюстратором, мастером русской сказочной темы. Его контурно исполненные рисунки, раскрашенные акварелью, зачастую обрамленные нарядным орнаментом, стали эталоном иллюстрации детской книги. Стиль художника стали называть «билибинский», ему немало подражали. Нередко применительно к творчеству художинка можно встретить выражение «русский модерн». Иван Билибин перенес свои художественные решения работ в промышленную графику, а затем и в оформление театральных постановок. Он оформил самые знаковые и известные русские спектакли, оперы и балеты, в том числе: «Золотой петушок» (1909) (123), «Садко» (1914), «Сказка о царе Салтане» (1929), «Князь Игорь» (1930), «Борис Годунов» (1930). Художник сотрудничал с такими известными театральными антрепренерами, как Сергей Дягилев и Анна Павлова. Русская былинная и сказочная тема, русская старина были излюбленными темами работ Ивана Билибина. Издания русских сказок с яркими, волшебными иллюстрациями Билибина стали любимыми книжками для многих советских детей и их родителей. 

Самые известные работы Ивана Билибина: художник, в первую очередь, знаменит книжными иллюстрациями к русским сказкам «Василиса Прекрасная» (123), «Сказка о царе Салтане» (1) и «Сказка о золотом петушке» (12), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1) А.С.Пушкина, «Марья Моревна» (1), «Царевна-лягушка» (12). 

Далее рассматривание картины, чтение вопросов и ответы на них из учебника с. 41 упр. 73

Учитель:

«Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».

Далее дети составляют текст-описание. Записывают в тетради для творческих работ.

Несколько сочинений зачитывают сами обучающиеся по окончании выполнения работы.

ПРИМЕРЫ ИНТЕРЕСНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

1. Иван С. "Мне понравилось то, что стрела попала именно в болото. А удивило то, что Иван так далеко выстрелил из лука"

2. Евгений В. "Понравилось, что картина украшена рамой с изображениями жуков, растений и стрел. Очень реалистично показано болото с своей растительностью".

3. Вадим Ш. " Мне понравилось и удивило, что именно лягушка поймала стрелу. Не хотел бы я оказаться на месте главного героя."

Источники:


https://artchive.ru/ivanbilibin


https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-kollektivnoe-sochinenie-po-reprodukcii-kartini-i-ya-bilibina-ivancarevich-i-lyagushkakvakushka-871709.html

Опубликовано в группе «Методические разработки»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.02.20 в 11:07 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за отзыв. Были очень неожиданные описания детьми картины. Но с каждым набором детей - все меньне воспринимающих картинные образы и самостоятельно раскрывающих замысел художника.
Елена Владимировна, 06.02.20 в 14:59 3Ответить Пожаловаться
Да, Наталья Алексеевна, учителям начальной школы и русского языка предстоит большая работа.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.02.20 в 21:57 3Ответить Пожаловаться
В ответ Елена Владимировна
А что делать? Будем работать)))
Ильина Оксана Геннадьевна, 06.02.20 в 13:03 2Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна,спасибо за качественный материал!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.02.20 в 21:58 3Ответить Пожаловаться
Оксана Геннадьевна, спасибо за отзыв)
Елена Иванова, 07.02.20 в 14:42 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересные заключения!
Anna, 09.02.20 в 18:56 2Ответить Пожаловаться
Классно!
Колышкина Елена Владимировна, 18.08.23 в 15:16 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Алексеевна, за интересный фрагмент урока!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 18.08.23 в 15:31 0Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, благодарю за внимание и отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.