Дидактические игры на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе I-II видов
Дидактические игры на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе I-II видов
Выполнила учитель русского языка и литературы Иршенко Л.Г.
2016 г.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающа огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка со слуховой депривацией? Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости неслышащего школьника. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. По структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно. Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивают обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей. Следующим структурным элементов дидактической игры на уроках русского языка является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Специфика игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения. В дидактических играх на уроках русского языка всегда две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках русского языка, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Иногда даже в названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность. Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществлении игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры. Только при таком условии дидактическая игра на уроках русского языка может давать полезные плоды и считаться средством обучения. Игровые действия – составляют основу дидактической игры- без них нет игры. Это, своего рода, рисунок сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи урока русского языка. Игровые действия иногда не являются тождественно-реальными: они раскрывают лишь их внешнюю сторону, даже при отражении реальных явлений и действий. Игровые действия и не всегда практически внешние действия, когда что-то необходимо тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать это, в свою очередь, и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного на уроках русского языка (умственные действия выражаются в процессах мышления). Следующим составным элементом дидактической игры на уроках русского языка является правила игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Учителю на уроках русского языка правила помогают управлять игрой, процессами игровой деятельности, поведением детей. Правила имеют обучающий характер и организационный характер, но чаще они сочетаются между собой. Обучающие правила раскрывают перед детьми суть игры (что и как делать). Правила организуют познавательную деятельность детей: что либо рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность, взаимоотношения детей на уроках русского языка. Правила будут правилами, если будут соответствовать следующим положениям: 1) правила игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал должен быть посилен; 2) дидактический материал прост по изготовлению и применению; 3) игра на уроках русского языка будет интересна в том случае, если в ней принимает участие каждый ребенок; 4) подведение итогов игры должно быть четким и справедливым. Все эти структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них разрушает игру. Заключительным элементом игры является подведение итогов, которое проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; Определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей по русскому языку. При проведении игр на уроках русского языка необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры на уроках русского языка знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок русского языка противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки по русскому языку. Взаимоотношения между детьми и педагогов определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры. Итак, игра – не просто любимое занятие детей. Она способствует повышению эффективности учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей, является основой прочного и осмысленного усвоения программного материала по русскому языку. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет вещи». Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж, ш, ч, щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж, ш, ч, щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди. Дидактическая игра «Кто быстрее, кто точнее». Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж, ш ,ч, щ и умение вычленять эти звуки. Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж,ш,ч,щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность. Дидактическая игра «Будь внимателен». Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
Жили в хижине чижи,
Жилет, животное , живот, Дидактическая игра «Словознайкин, дай ответ».
Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление , речь. Например:
Пословицы и поговорки: Дидактическая игра «Одним словом». Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу. щу.
1. Обрубок дерева - …(чурбан). Дидактическая игра «Все наоборот». Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Дидактическая игра «Замени букву».
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Дочка ручка Дидактическая игра «Назови один предмет».
Цель: отработка способов проверки безударных гласных. Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д. Дидактическая игра «Большая буква».
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
В букве большой- Дидактическая игра «Полминутки для шутки».
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных. Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили- были дед, да баба Дидактическая игра «Составь слово».
Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А, Л, С, М, Ь, О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше слов. Дидактическая игра «Найди ошибку».
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.
Примерный материал: Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Дидактические задания и упражнения.
Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление. Дидактическая игра «Заполни квадрат». Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова.
Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка. |
Ивлиева Наталия Алексеевна
Суздалева Инна Геннадьевна