Инклюзивное занятие для детей на тему: "почва"
государственное автономное нетиповое образовательное учреждение
Свердловской области
«Дворец молодежи» (ГАНОУ СО «Дворец молодежи»)
Структурное подразделение
Детский технопарк «Кванториум г.Ирбит»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической и естественно научной направленности
«Кванториум 1.0»
Стартовый уровень
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по проведению
Инклюзивного занятия
«Почва – Живая кожица Земли»
модуль
Агроквантум
Разработчик: Н.В. Каюкова, педагог
дополнительного образования
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возраст: 11-12 лет
Время: 90 минут (1 час 30 минут)
Цель: Сформировать у обучающихся представление о почве как о сложном, живом организме, основном ресурсе для жизни на Земле.
Задачи:
Личностные: Воспитать бережное отношение к почве, понимание ее ценности.
Предметные: Дать определение понятию «почва»; Сформировать представление об основном свойстве почвы – плодородии.
Метапредметные: Познакомить с составом почвы (минеральные вещества, перегной, вода, воздух, живые организмы);
Регулятивные: Научить планировать и выполнять задания в группе, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: Развить умение работать в сотрудничестве, договариваться, учитывать мнение партнера.
Познавательные: Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, работать с информацией в разных форматах (текст, схема, натуральный объект).
Принципы инклюзивного образования, реализуемые на занятии:
Дифференциация: Задания разного уровня сложности.
Мультисенсорность: Задействованы зрение, слух, осязание, обоняние.
Работа в малых группах: Совместная деятельность, поддержка.
Чередование видов деятельности: Предотвращение утомляемости.
Наглядность и опоры: Использование карточек-заданий, схем, алгоритмов.
Оборудование и материалы:
Для педагога: компьютер, настенный экран, презентация, музыка для релаксации.
Для обучающихся (на каждую группу): Лабораторный стакан с образцом почвы;
стакан с водой; стеклянная палочка или ложка для размешивания; белый лист бумаги; увеличительное стекло (2-3 шт.); салфетки.
Дидактические материалы (прилагаются):
Карточка-инструктор «Правила работы в группе».
Карточка-задание для практической работы «Юный почвовед».
Карточки с терминами и определениями для игры «Найди пару».
Карточки «Состав почвы» (схема-пазл).
Лист саморефлексии «Лестница успеха».
Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (5 минут)
Действия педагога:
Ребята, здравствуйте! Я рада видеть ваши умные и любознательные лица. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте встанем в круг. (Если в группе есть ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, который не может встать, круг формируется вокруг него/нее).
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы – одна команда. Сегодня нас ждет удивительное путешествие в тайны, которые находятся прямо у нас под ногами.
Чтобы настроиться, повторяйте за мной движения:
Капля дождя упала на землю (постучать одним пальцем по ладони).
Потом вторая, третья (постучать тремя пальцами).
Начался настоящий ливень! (похлопать ладонями по коленям).
Солнышко выглянуло, и мы увидели... (поднять руки вверх, образуя «солнце»).
...то, без чего не было бы жизни. (сесть на места).
Отлично! Садитесь, пожалуйста, поудобнее. Наше путешествие начинается.
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. (10 минут)
Действия педагога:
Ребята, посмотрите на этот слайд. (слайд)

Вопрос 1: Что объединяет эти картинки? (Земля, поверхность).
Вопрос 2: А чем они различаются? (На одной все растет, на другой – нет).
Вопрос 3: Как вы думаете, почему на одной земле пшеница колосится, а на другой ничего не растет? (Ответы обучающихся: одна земля хорошая, жирная, черная, а другая – сухая и мертвая).
Вы абсолютно правы! Та плодородная, «жирная» земля, на которой хорошо растут растения, называется ПОЧВА.
Сегодня мы с вами будем почвоведами – учеными, которые изучают почву. И мы попробуем ответить на главный вопрос: «Почва – это просто грязь под ногами или нечто большее?». Ответ на этот вопрос мы запишем в конце занятия.
Изучение нового материала. (45 минут)
Практическая работа в группах «Исследуем почву» (25 минут)
Ребята, настоящие ученые работают в лабораториях. Сейчас и мы превратимся в научные группы. У вас на столах есть образцы загадочного вещества. Ваша задача – изучить его со всей тщательностью.
Обучающиеся делится на 4 группы.
На столах у каждой группы лежит Карточка-инструктор «Правила работы в группе» и Карточка-задание «Юный почвовед».
Карточка-инструктор «Правила работы в группе»:
Работаем вместе, помогаем друг другу.
Говорим по очереди, не перебиваем.
Каждое задание выполняет кто-то один, но советуются все.
Если не понял – спроси у товарища или педагога.
Карточка-задание «Юный почвед» Приложение №2
Рассмотри образец почвы на белом листе с помощью лупы. Что ты видишь? (Например: корешки, камешки, песчинки, сухие травинки, возможно, маленьких насекомых) В почве есть разные частицы и живые организмы.
Понюхай почву. Есть ли у нее запах? (Почва пахнет землей, лесной подстилкой) Запах придают остатки растений и микроорганизмы.
Брось щепотку почвы в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки воздуха) В почве есть воздух.
Размешай почву в воде палочкой и оставь на 5 минут. Что наблюдаешь? (Образуются слои: песок, глина, сверху – органические частицы) В почве есть песок, глина, перегной.
Дифференциация:
Для детей, которым сложно писать, можно предложить зарисовывать наблюдения в графе «Что наблюдаем?».
Для быстро справляющихся групп – дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, для чего нужен воздух в почве?» (Для дыхания корней растений и почвенных животных).
После окончания работы – обсуждение результатов.
Итак, что же вы обнаружили в составе почвы? (Педагог фиксирует выводы детей на доске в виде схематичного рисунка или записей: перегной, песок, глина, воздух, вода, живые организмы).
Беседа и работа со схемой «Состав почвы» (15 минут)
Вы, ребята, сделали настоящее научное открытие! Почва – это не однородная масса, а сложная смесь. Давайте соберем всю информацию в единую схему.
Педагог раздает группам конверты с карточками «Состав почвы» (это пазл, который нужно собрать).
Физкультминутка «Жизнь в почве» (5 минут)
А теперь представим, что мы сами – обитатели почвы!
Дождевой червяк – лежим на полу и извиваемся.
Муравей – быстро-быстро перебираем ногами на месте.
Крот – присели, делаем вид, что роем землю.
Семечко – сидим на корточках, «спим».
Солнышко пригрело, дождик прошел – медленно тянемся вверх, «растем».
IV. Закрепление материала. Игра «Найди пару». (15 минут)
Ребята, чтобы наши знания стали крепче, поиграем. У вас на столах лежат карточки. На одних написаны термины, на других – их определения. Ваша задача – быстро и правильно найти для каждого термина свою пару.
Дидактический материал: Карточки для игры «Найди пару»
Почва – верхний, плодородный слой земли.
Плодородие – главное свойство почвы, способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой.
Перегной (Гумус) – органическое вещество почвы, образующееся из остатков растений и животных.
Почвовед – ученый, который изучает почву.
Дифференциация:
Для детей с трудностями в чтении можно сделать карточки с картинками-подсказками (например, рядом со словом «плодородие» нарисовать колосок).
V. Рефлексия. Подведение итогов. (10 минут)
Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вернемся к нашему главному вопросу: «Почва – это просто грязь под ногами или нечто большее?».
Что вы теперь ответите? (Выслушиваются ответы детей). Совершенно верно! Почва – это удивительный, живой мир, основа жизни на нашей планете.
А теперь оцените свою работу. У вас на столах лежит «Лестница успеха».
Дидактический материал: Лист саморефлексии «Лестница успеха»
Лестница успеха
/\
/ \ Я все понял(а), могу объяснить другому (Вершина)
/____\
/ \ Я хорошо поработал(а), но еще есть вопросы (Середина)
/________\
/ \ Мне было трудно, нужно еще позаниматься (Нижняя ступень)
/____________\
Раскрасьте ту ступеньку, на которой вы себя чувствуете после нашего занятия.
Спасибо вам всем за прекрасную работу! Вы были настоящими учеными: внимательными, дружными и любознательными. Помните: почва – это богатство, которое мы с вами должны беречь.
Домашнее задание (по выбору):
Творческое: Нарисуй плакат-листовку на тему «Береги почву!».
Исследовательское: Попробуй найти на даче или в парке место с самой плодородной почвой и опиши ее (цвет, запах, есть ли в ней червяки).
Научное: Подготовь небольшое сообщение (на 2-3 минуты) о дождевом черве и его роли в образовании почвы.



Работаем вместе, помогаем друг другу.
Говорим по очереди, не перебиваем.
Каждое задание выполняет кто-то один, но советуются все.
Если не понял – спроси у товарища или учителя.
Работаем вместе, помогаем друг другу.
Говорим по очереди, не перебиваем.
Каждое задание выполняет кто-то один, но советуются все.
Если не понял – спроси у товарища или учителя.
Работаем вместе, помогаем друг другу.
Говорим по очереди, не перебиваем.
Каждое задание выполняет кто-то один, но советуются все.
Если не понял – спроси у товарища или учителя.
Приложение №2
№ | Что делаем? | Что наблюдаем? | Вывод |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
№ | Что делаем? | Что наблюдаем? | Вывод |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
№ | Что делаем? | Что наблюдаем? | Вывод |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение №3





ученый, который изучает почву.
органическое вещество почвы, образующееся из остатков растений и животных.
главное свойство почвы, способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой.
верхний, плодородный слой земли.
Приложение №4

Почва

Плодородие

Перегной

Почвовед
Приложение 6
Лестница успеха
/\
/ Я все понял(а), могу объяснить другому \ (Вершина)
/____\
/ Я хорошо поработал(а), но еще есть вопросы \ (Середина)
/________\
/ Мне было трудно, нужно еще позаниматься \ (Нижняя ступень)
/____________\