Интерактивное занятие на тему «Права и обязанности» (3–6 классы)

8
1
Материал опубликован 14 February в группе

 

Аннотация

Методические рекомендации для организации интерактивного занятия (киноурока) в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» Ярославского областного отделения международного общественного фонда «Российский фонд мира» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования для проведения занятий, а также могут являться основой для разработки собственных методических и дидактических материалов занятия по указанной теме с учетом образовательных потребностей и интересов конкретной группы школьников.

Цель интерактивного занятия: обобщить и систематизировать представление учащихся о правах и обязанностях детей и взрослых в обществе.

Задачи:

познакомить школьников с идеей и миссией проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»;

активизировать понимание детьми важности семьи в их жизни, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи;

способствовать формированию правовой культуры детей через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности.

Учебно-методическое обеспечение: короткометражный фильм «Права человека».

Хронометраж: 05 мин. 50 сек.

Сценарист и режиссер: Дарья Щербакова

Производство: Городской центр технического творчества, г. Ярославль, 2023 год

Оборудование: мультимедиа проектор.

Ход занятия

Перед просмотром фильма педагог проводит беседу с учащимися, настраивающую на просмотр фильмов и обсуждение их содержания. Принимаются абсолютно любые ответы обучающихся без оценочных суждений со стороны педагога.

Слова педагога. Ребята, как вы видите из названия нашего занятия, речь пойдет о правах и обязанностях каждого из вас. Но для начала мы с вами посмотрим фильм, который сделали такие же школьники, как вы. Это команда из Ярославля, которая участвовала в проекте «Руками детей киноальманах «Простые истины». Такой проект реализуется в Ярославской области. Школьники изучают, как делается кино – пишут сценарии, учатся снимать и монтировать. А затем создают свои собственные небольшие короткометражные фильмы.

А в основу идеи и сюжета фильма всегда лежит какая-то мысль о том, как надо правильно поступать. Например, быть честным, справедливым, не обманывать, верить в себя и так далее.

Вот и в фильме, который мы сейчас с вами посмотрим, тоже есть одна простая истина. А какая? Узнаем. Внимание на экран.

Просмотр фильма «Права человека».

Слова педагога. Вот такой получился фильм у команды из Городского центра технического

творчества Ярославля. Давайте им поаплодируем.

Но прежде чем поговорить о фильме и о том, какую истину он открывает, давайте уточним – кто такой омбудсмен, о котором рассказывает маме Костя? (Учащиеся отвечают)

Омбудсмен – такая должность. Человек, который ее занимает, контролирует соблюдение всех законных прав людей и защищает, если эти права нарушаются. Такой омбудсмен или как его еще называют, уполномоченный по правам ребенка, есть и у детей. Он строго следит, чтобы соблюдались права и обеспечивались интересы каждого из вас.

А какие есть права у детей? Вспомните, какие свои права перечисляет маме Костя? (учащиеся отвечают)

Правильно, он говорит, что у него есть право на личную жизнь, на неприкосновенность – нельзя его бить и ругать, и есть еще личные права – нельзя задерживать после уроков. Так Косте и его одноклассникам объяснил на встрече омбудсмен.

А знаете ли вы, какие есть права у детей? Давайте проверим.

Сейчас у вас будет 7 минут, чтобы написать у себя в тетрадях, какие права есть у ребенка. Начали.

Учащиеся выполняют задание

Давайте проверим, что у вас получилось. А проверять ваши ответы мы будем по важному документу, он называется Семейный кодекс. В нем описаны все права, которые есть у каждой семьи в Российской Федерации. Давайте сравним ваши ответы с законодательством.

Педагог зачитывает права (или демонстрирует на экране). По каждому пункту происходит обсуждение, у кого из учащихся записано то или иное право, почему это право так важно и т.д.

Ребенок имеет право:

  • носить имя, отчество и фамилию
  • на гражданство
  • жить и воспитываться в семье
  • получать заботу родителей
  • иметь медицинское обслуживание
  • посещать детский сад, затем ходить в школу, заниматься в учреждениях дополнительного образования
  • иметь собственное мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы
  • участвовать с 8 лет в детских общественных объединениях
  • распоряжаться деньгами, которые дают ему взрослые
  • совершать мелкие бытовые сделки (например, что-то самостоятельно покупать)
  • иметь на правах собственности имущество
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав

Это права у ребенка с рождения до 14 лет. С получением паспорта и до совершеннолетия права становятся шире и серьезнее.

  • появляется право на работу в свободное от учебы время
  • можно совершать сделки с согласия родителей
  • распоряжаться своими доходами
  • вносить вклады в банк и распоряжаться ими
  • с 16 лет есть право вступать в брак (при определенных обстоятельствах и если получено официальное разрешение)
  • можно получить права на управление мопедом
  • можно заключать трудовой договор с согласия родителей.

Слова педагога. Права ребенка – это права человека, не достигшего совершеннолетия, то есть 18 лет.

В фильме главный герой говорит, что у него есть права и для него это становится открытием. Мы с вами сейчас выяснили, что у всех детей с рождения и до 18 лет есть множество прав, которых по мере взросления становится все больше и больше.

Но вместе с правами у человека, и у каждого ребенка в том числе, появляются обязанности. Термин «обязанность» относится к ответственности, ожидаемой от каждого человека. Он выполняет свои обязанности, а взамен получает права и их защиту.

А давайте вспомним, говорит ли в фильме Костя про то, что у него есть обязанности? (учащиеся отвечают).

Правильно не говорит. Наверняка омбудсмен об этом говорил, но Костя невнимательно слушал. Помните лист, который он предъявил маме? Что там было указано? (учащиеся отвечают).

Правильно. Там было написано: мыл посуду – 20 рублей, два раза ходил за хлебом – 30 рублей, убирал в комнате – 30 рублей, выбрасывал мусор - 20 рублей.

Не кажется ли вам, что он написал свои обязанности, только поставил за них цену. Вот то, что он делал и написал об этом, как можно назвать эту обязанность? (учащиеся отвечают).

Да, помогать родителям и выполнять домашнюю работу – это обязательно для каждого члена семьи и дети, не исключение. Как сказал один великий человек: «Обязанности – это цена, которую мы платим за свои права» и еще «Обязанности – это то, что мы должны делать, чтобы защитить свои права».

Давайте снова обратимся к документам и посмотрим, какие обязанности есть у каждого из вас, у каждого ребенка. У вас снова есть несколько минут, чтобы написать обязанности ребенка. И помните, что обязанностей, как и прав, с каждым годом у ребенка становится все больше и больше. Можете приступать.

Учащиеся выполняют задание

Проверяем ваши ответы.

Педагог зачитывает обязанности ребенка (или демонстрирует на экране). По каждому пункту происходит обсуждение, у кого из учащихся записана та или иная обязанность, почему так важна и т.д.

Итак, какие обязанности есть у ребенка:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание
  • соблюдать правила поведения, установленные в детском саду или школе, дома или в общественных местах
  • каждый обязан получить основное общее образование (9 классов)
  • соблюдать учебную дисциплину (сюда относится выполнение домашнего задания, например) и правила внутреннего распорядка школы
  • соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения
  • с 14 лет, когда ребенок устроится на работу, то ему надо выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора трудового кодекса
  • с 17 лет у юношей появляется обязанность встать на воинский учет.

И еще одна очень важная обязанность. У каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека и ребенка тоже.

Слова педагога. Вспомним, чем заканчивается увиденный нами фильм (учащиеся отвечают).

Да, мама в ответ написала, как она заботилась о сыне все эти годы и что она делала, чтобы ему было хорошо и комфортно. А как вы думаете, то, что она делала, это ее права или обязанности? (учащиеся отвечают).

В Семейном кодексе, о котором мы с вами уже говорили, сказано, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за их воспитание и развитие. Обязаны заботиться об их здоровье и благополучии. И именно родители обеспечивают соблюдение прав и интересов детей.

Права и обязанности – это две стороны семейной ответственности: дети выполняют свои обязанности, помогая родителям выполнять свои обязанности и соблюдать права детей.

Вспоминая, чем завершился фильм «Права человека», можете ли вы сказать, в чем его «простая истина», смысл, идея? (учащиеся отвечают).

 

Педагог вместе с учащимися делает вывод, суть которого сводится к тому, что права и обязанности родителей и детей взаимосвязаны, а главное, что должно двигать каждым членом семьи – это любовь и уважение друг к другу.

В завершении занятия педагог предлагает учащимся продолжить фразы:

  • Я занятии я узнал, что…
  • Меня удивил тот факт …
  • Мне осталось непонятно…
  • Мне захотелось больше узнать о…
  • После это занятия я буду больше…​​​​​​​

Ссылка на фильм «Права человека» – https://disk.yandex.ru/i/C1Hlf6GsDbCu3g

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Актуальный и содержательный ресурс!

14 February

Похожие публикации