Интерактивное занятие «Я и мое окружение: лайфхаки для жизни» по фильмам проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» для учащихся 7–10-х классов

8
3
Материал опубликован 9 January в группе

Аннотация

Методические рекомендации для организации интерактивного занятия (киноурока) в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» Ярославского областного отделения международного общественного фонда «Российский фонд мира» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Интерактивное занятие представляет собой воспитательное мероприятие по направлениям нравственного, социального, общекультурного развития, способствующее формированию традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования для проведения занятий, а также могут являться основой для разработки собственных методических и дидактических материалов занятия по указанной теме с учетом образовательных потребностей и интересов конкретной группы школьников.


Цель интерактивного занятия: способствовать осознанию школьниками мысли, что только сам человек может изменить свою жизнь и добиться поставленной цели.

Задачи:

  • познакомить школьников с идеей и миссией проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»;
  • развивать умение учащихся анализировать художественное произведение, находить тему и идею фильма;
  • формировать умения формулировать свою нравственную позицию по теме и проблематике фильмов;
  • воспитывать у школьников толерантное отношение к чужому мнению;
  • расширить опыт учащихся по осмыслению своих жизненных установок и представлений.


Учебно-методическое обеспечение: короткометражные фильмы «Валентинка», «Решебник», «Парусяка», созданные учащимися в рамках проекта «Простые истины».

Оборудование: мультимедиа проектор, плакаты с цитатами.

Ход занятия

Перед просмотром фильмов педагог проводит беседу с учащимися, настраивающую на просмотр фильмов и обсуждение их содержания.

Слова педагога. На этом занятии мы поговорим о том, как важно человеку верить в себя, свои силы и не давать никому усомниться в них, особенно самому себе. А помогут нам в этом фильмы, созданные вашими ровесниками. Эти команды ребят, которые участвуют в проекте «Руками детей киноальманах «Простые истины». На проекте они изучают «азбуку кинотворчества» и, вооружившись этими знаниями, создают свои собственные короткометражные фильмы. В основе каждого фильма – одна простая жизненная истина: доброта, любовь к людям, взаимопонимание, верность слову, дружба, честность, вера в себя и другие. Ребятам важно высказать свою точку зрения и показать зрителям, как поступать более правильно, более честно, так, чтобы было правильно с нравственной точки зрения.

Давайте поговорим, что же такое – вера в себя. Точнее послушаем для начала великих. Перед вами цитаты известных людей. Прочтите их и подойдите к той, какая больше всего отвечает вашему ощущению и пониманию.

Педагог размещает в разных частях кабинета три плаката с цитатами известных людей и предлагает школьникам подойти к тому, чья мысль ему наиболее близка.

  • «Если ты услышишь внутри себя голос, говорящий: «ты не можешь рисовать», – тогда рисуй, и этот голос умолкнет» Винсент Ван Гог;
  • «Мы все хотим верить тому, что проблема заключается в других людях. Это дает нам ощущение, что мы действуем правильно и что мы сами не должны ничего менять» Джон Уитмор;
  • «Человек не может чувствовать себя комфортно без собственного одобрения» Марк Твен.

Слова педагога. Эти цитаты как будто про одно и то же – вера в себя и свои силы, как основа жизненного успеха. Но все же мысль у них немного разная. Давайте обсудим, как вы понимаете каждую из них.

Ответы каждой группы учащихся

Слова педагога. В ответ хочется привести еще одну цитату, ее высказал известных психолог и писатель Дейл Карнеги: «Бездействие порождает сомнение и страх. Действие порождает уверенность и мужество. Если вы хотите победить страх, не сидите дома и не думайте о нем. Идите и займитесь делом». Именно это сделала героиня фильма «Валентинка». Давайте познакомимся с ним.

Просмотр фильма «Валентинка»

  • Хронометраж: 11 мин. 54 сек.
  • Сценарий: Арина Поштавцева, Анна Емельянова
  • Режиссер: Арина Поштавцева, Анна Емельянова
  • Производство: «Школа кино», школа № 42, г. Ярославль, 2023 год

Обсуждение фильма

Педагог предлагает учащимся высказать свои мысли и впечатления о тех ситуациях, которые увидели в фильме. Просит привести примеры, когда они сталкивались с такими же ситуациями, что чувствовали, что думали. Затем проходит обсуждение содержания фильма.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Почему главная героиня Катя решила, что одноклассники смеялись именно над ней?
  • Какую ситуацию она переживала больше, что Матвей не оценил ее стихи в валентинке или что хейтеры оставили негативные комментарии под ее стихами в Telegram?
  • Какая именно ситуация остановила Катю участвовать в конкурсе?
  • Бывали ли у вас ситуации, когда вовремя данный совет помог вам преодолеть трудности?
  • Как вы думаете, победит ли Катя в конкурсе? Важно ли это для нее?
  • Какой бы слоган вы придумали к этому фильму?


Слова педагога. Ситуацию, показанную в фильме, на мой взгляд, как нельзя лучше описывает цитата Марка Твена, о которой мы уже говорили: «Человек не может чувствовать себя комфортно без собственного одобрения». Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся

Слова педагога. Давайте посмотрим еще один фильм, снятый ребятами в рамках проекта. Он называется «Решебник». Когда будете смотреть, запомните, о чем вы подумали, когда увидели таинственный решебник.

Просмотр фильма «Решебник»

  • Хронометраж: 6 мин 54 с.
  • Сценарная группа: Степан Бисев, Игорь Терпигорьев, Маргарита Иванова, Дарья Антонова, Всеволод Беляев, Анна Смирнова
  • Режиссерская группа: Дарья Антонова, Анна Смирнова, Степан Бисев
  • Производство: Студия театральных и киноминиатюр «Колибри», Центр «Солнечный», г. Рыбинск, 2023 год

Обсуждение фильма

Слова педагога. В основу идеи фильма положена притча «Чек от Рокфеллера». Она о предпринимателе, который оказался на грани банкротства. Внезапно в парке он встретил старика, с которым поделился своими проблемами. Тот сказал, что может помочь. Он спросил у предпринимателя имя, выписал чек и сунул его в руку удивленного мужчины с условием, что через год они встретятся и предприниматель сможет отдать деньги. На чеке было написано: «$500 000», а ниже было прописано имя – Джон Рокфеллер».

Предприниматель не стал тратить эти деньги. Понимание, что у него есть такая сумма придало ему уверенность. Он стал работать с энтузиазмом и за год разбогател. А через год в этом же парке узнал, что это просто старик, который воображает себя Рокфеллером.

Вот такая притча, трансформированная ребятами из Рыбинска. Давайте обсудим их фильм.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что вы подумали, когда главный герой получил в подарок решебник «Что делать»? Какое в нем, на ваш взгляд, было содержание?
  • Почему учительница советует Кеше пользоваться им «только в самых крайних случаях»?
  • Как вам кажется, почему главный герой отдает свой решебник плачущей девочке? Он ему больше не нужен?
  • Почему в решебнике написаны именно такие слова?
  • Какой бы слоган вы придумали к этому фильму?


Слова педагога. Какая из оставшихся двух цитат, с которых мы начали наше занятие, больше всего подходит под ситуацию фильма «Решебник»? (ответы учащихся)

Да, слова Ван Гога: «Если ты услышишь внутри себя голос, говорящий: «ты не можешь рисовать», – тогда рисуй, и этот голос умолкнет». Вот так простые слова решебника дали Кеше силы поверить в себя.

А фильм, который мы сейчас с вами посмотрим, называется «Парусяка». Сюжет и идею этого фильма хорошо объясняет наша третья цитата – высказывание британского бизнес-тренера, мыслителя в области лидерства Джона Уитмора: «Мы все хотим верить тому, что проблема заключается в других людях. Это дает нам ощущение, что мы действуем правильно и что мы сами не должны ничего менять». Давайте после просмотра фильма, обсудим это.


Просмотр фильма «Парусяка»

  • Хронометраж: 8 мин 15 с.
  • Автор сценария: Алексей Василенко
  • Режиссер: Ольга Байтенова
  • Производство: Студия «МыЖеДети» лицей №2, г. Рыбинск, 2022 год

Обсуждение фильма

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Так как же цитата Уитмора и идея фильма пересекаются между собой?
  • Сталкивались ли вы с ситуацией, когда никому ничего не надо, кроме вас?
  • Почему герои решили помогать другим?
  • Что было главное в их поступках: проявившаяся любовь к чтению или желание делать что-то всем вместе?
  • Кто больше выиграл в конце фильма: молодая учительница или ученики класса?
  • Какой бы слоган вы придумали для этого фильма?


Слова педагога. Наше занятие называется «Я и мое окружение: лайфхаки для жизни». Мы с вами посмотрели несколько искренних фильмов, снятых вашими ровесниками. Их обсуждение натолкнуло нас на многие интересные мысли.

А сейчас творческое задание. Давайте попробуем из обобщить в таких небольших лайфхаках. Попробуйте сформулировать несколько жизненных советов себе самому или вашим друзьям по ситуациям этих фильмов. Пусть они помогут стать мудрее, уверенней в себе, внимательней к другим. Это может быть один лайфхак, а может несколько. Главное, чтобы они отвечали вашему настроению, вашим мыслям, вашим принципам.

Учащиеся записывают советы и зачитывают их по желанию. Педагог мотивирует учащихся на чтение, не дает оценку и не разрешает оценивать.


Ссылки на фильмы:

«Решебник» – https://disk.yandex.ru/i/cuRGUvc5xPOTQQ

«Валентинка» – https://disk.yandex.ru/i/hBuWQeE0Xr7GwA

«Парусяка» – https://disk.yandex.ru/i/JRgynPVFUa79Lw


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, материал полезный!

9 January

Спасибо, Вера Сергеевна!

9 January

Какая замечательная работа! Еще раз спасибо огромное!

15 April

Похожие публикации