Презентация «Использование занимательных задач как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся»
1 слайд | Добрый день, уважаемые коллеги! Галактика. Солнечная система. Планета Земля. Где-то на юге России, в Ростовской области, в Веселовском районе, в х. Нижнесоленый стоит школа – островок детства, где работаю я - Наталья Александровна Киселева, учителем информатики, вот уже 16 лет. Я являюсь участницей конкурса «Учитель года-2014» Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы «Использование занимательных задач как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся». |
2 слайд | Информатика как учебный предмет была введена во все школы Советского Союза с 1 сентября 1985 г., в связи с бурным развитием ЭВМ. Новая учебная дисциплина получила название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) и преподавалась только в старших классах (9-10 кл.). Учащиеся обучались умению: программировать на языке Бейсик и составлять алгоритмы, т.к. общаться с ЭВМ можно было лишь с помощью команд. |
3 слайд | А в 2004 г. с принятием Федерального компонента государственного стандарта общего образования данная школьная дисциплина стала называться «Информатика и ИКТ». |
4 слайд | Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место, т.к. каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития не знала ни одна школьная дисциплина. Информатика сравнительно молодая наука (в 2013 г. исполнилось 28 лет) и она является интеграцией во всех школьных дисциплинах, т.к. общим компонентом для всех школьных дисциплин является предмет информатики - информация, т.е. информатика - междисциплинарная наука. |
5 слайд | В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, в котором важным продуктом стала информация, объем которой растет изо дня в день. По определению Гендиной Натальи Ивановны, доктора педагогических наук: Информационное общество – общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. Полный переход к информационному обществу в России, по прогнозам ученых, намечается в 2050 году. Для осуществления этого перехода необходимо сформировать информационную культуру населения. |
6 слайд | В 2009 г. в своём послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев определил главную задачу школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни высокотехнологичном, конкурентном мире. |
7 слайд | Если информационную культуру учащихся рассматривать на трех уровнях, то возникает вопрос, в каких классах она формируется в условиях моей школы. Я провела исследование и выявила, что: у ровень ИКТ-осведомленность. Практически все современные дети приходят в школу, уже ИКТ-осведомленными, т.е. они знают, что такое компьютер, умеют включать и выключать его, играть, рисовать, скачивать различную информацию, т.е. выполнять простейшие операции и у них возникает иллюзия, что они все знают и им нечему учиться на уроках информатики; уровень ИКТ грамотность, У учащихся идет формирование понятий: информация и информационные процессы, основы логики, с основными внутренними и внешними компонентами компьютера. (класс 5-8) уровень ИКТ-компетентность, характеризуется уверенным умением учащихся применять свои знания, умения и навыки для решения своих образовательных и практических задач, т.е. выпускник школы должен обладать информационно-коммуникационными компетентностями, которые строятся на базе ИКТ-грамотности. (класс 9-11) 3 уровень Информационная культура, формируется у человека в течение всей его жизни. |
8 слайд | Тогда я задала себе вопрос: А в чем проявляется информационная культура человека? Изучив множество информации, определяющие эти понятие, я для себя выделила главные критерии: В информационном обществе человек должен: владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей. владеть информационными технологиями. уметь извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций. уметь представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом. знать различные методы обработки информации. И конечно же, уметь работать с разными видами информации. |
9 слайд | Что же мы имеем? Школьная дисциплина «Информатика и ИКТ» состоит из двух частей: теоретическая и практическая С появлением ПК, планшетов, огромного количества разнообразных программ снизился познавательный интерес учащихся к изучению теоретической части (теория информации, основы логики, программирование), возрос интерес к практической части, т.к. у детей уже есть внутренний мотив – компьютер, который завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. В своей практике я убедилась, что дети ждут от компьютера занимательной и игровой деятельности и этот факт я начала использовать в теоретической части предмета. Много полезного материала я взяла из книг: «Занимательные материалы по информатике и математике» Агеева Инесса Дмитриевна, «Занимательные задачи по информатике» Босова Людмила Леонидовна. Я поняла, что грамотно направить интерес учащихся в нужном направлении можно получить высокий познавательный интерес, а значит результат обучения. |
10 слайд | Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики и ИКТ позволило мне выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся. А это противоречия: Между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности Между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета. Между начальным уровнем подготовки учащихся и единым требованием программы обучения. |
11 слайд | Следующим шагом для меня стало определение цели моей работы: это формирование информационной культуры учащихся и задач: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; формировать положительную мотивацию к изучению информатики; развивать самостоятельность и оригинальность, самобытный творческий характер умственной деятельности; создавать комфортную среду, способствующая максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого ребенка, через приемы развития познавательных интересов. |
12 слайд | Работая третий год над этой проблемой получены уже результаты, которые подтверждают правильность выбранного направления. Мой опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже рассматривался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы. Мною разработана система уроков по определенным темам, которые размещены на моем сайте: http://nakiseleva.versolschool.ru Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии познавательной активности учащихся на уроках информатики средствами познавательных задач и заданий, постановкой проблемных вопросов, использование игровых моментов, выполнение творческих работ. |
13 слайд | Основу успешного протекания учебного процесса составляет - мотивация. Для привлечения внимания учащихся на уроках применяю различные приемы и методы занимательности. С самого начала урока, с организационного момента стараюсь включить учащихся в активную творческую, познавательную деятельность. |
14 слайд | Активно применяю такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательности цели, отсроченная задача. В информатике мы проходим раздел «Логические основы построения компьютера» и возникает трудность в мотивации учащихся к его изучению. Для этого ученики со мной вспоминают известных сыщиков, следователей. После этого я задую им вопрос: «Чем они занимаются?», Какие методы в работе применят? (дедукцию, логику). Вместе с ребятами мы приходим к выводу, что они решают логические задачи. Привожу пример, что все компьютеры, стоящие у них дома, в школе тоже решают самые разнообразные логические задачи. И обещаю учащимся, что я их научу создавать тесты в программе Microsoft Excel с помощью логических законов и операций. |
15 слайд | В своей деятельности использую такой метод стимулирования, как метод опоры на жизненный опыт учащихся. Некоторые понятия мы изучаем в сравнении: Например: палитра в Paint- краски, а рабочее поле - холст; оперативная память ПК - память человека; процессор – мозг человека и т.д. |
16 слайд | На уроках информатики широко применяю нетрадиционные формы: уроки- игры; уроки с групповыми формами работы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-путешествия. Цель таких уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Они снимают напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом. |
17 слайд | Освоение основных понятий информатики проходит успешнее, если я использую на уроках задания в занимательной форме, которые с удовольствием дети выполняют. |
18 слайд | С целью расширения и углубления знаний по информатике, развития способностей, привития интереса и вкуса к самостоятельной работе, развития инициативы, творчества учащихся, провожу внеклассные занятия: олимпиады, конкурсы, исследовательские работы. Где ученики могут проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление. А так же ребята с удовольствием составляют в текстовом редакторе или блокноте стихи, сказки на заданную тему. На вашем столе представлены буклеты, в которых вы можете увидеть творчество ребят. В буклете №1 «Мы творим» показаны графические рисунки, стихи, сказки детей. В буклете № 2 «Я и мое хобби» представлен творческий рост ученика 11 класса Трегубова Евгения, и его работы начиная с 7 класса. В буклете № 3 «Мое творчество» представлены творческие работы ученика 11 класса. Быкова Алексея. |
19-20 слайд | А с работами учащихся Бухвал Ильи и Киселевой Юлией мы принимали участие в IV Всероссийской дистанционной олимпиаде по Офисным технологиям. |
21 слайд | На уроке на решение всех занимательных задач времени недостаточно, поэтому занимательные задачи полезно и интересно использовать в рамках проведения различных внеурочных мероприятий. Так я разработаю свои сценарии следующий мероприятий: «Жить здорОво – здОрово» », «Счастливый случай для 5 классов, «Письмо виртуальному другу», «Своя игра» и т.д. Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся, они должны носить позитивный характер. В сочетании различных методов повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и ИКТ», хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют занимательные задания, творческие проекты, участвуют во внеклассных занятиях. |
22 слайд | Вырос уровень стремления учащихся к теоретической части по сравнению с практической. Выпускники нашей школы: Миркина Е., Миркина С., Новиков Роман, Мустафаев Селим, Жолобов Сергей, Дьячков А., Донесевич А., Ниничук А. и др. уже специалисты в области информационных технологий, а Трегубов Е., Быков А., Дышко Е., ученики 11 класса желают продолжить свое образование в ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями. И считаю, что это показательный результат моего опыта работы. |
23 слайд | Конечно же, у каждого учителя есть свои настольные книги, есть они у меня. Так как мы живем в информационном веке, не редко в своей работе использую и электронные книги. Босова Л.Л. и др. Занимательные задачи по информатике. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010 Босова Л.Л. и др. Методические пособие 5-7, 8-9 кл. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010 3. Агеев И.Д «Занимательные материалы по информатике и математике» |
24 слайд | Свое выступление я хочу закончить такими словами: «Как хорошо, что в мире есть такие люди Как хорошо, что вместе с ними я Учителями славится моя Россия И звонко слышно шепот губ «Учитель-я» |
25 слайд | Желаю всем успехов! Желаю найти себя в жизни как я! А я в своей профессии счастлива, ведь мой предмет - мое призвание. Спасибо всем за внимание! |