Презентация «Использование занимательных задач как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся»

2
0
Материал опубликован 22 October 2023

1 слайд

t1697995429aa.gif

Добрый день, уважаемые коллеги!

Галактика. Солнечная система. Планета Земля. Где-то на юге России, в Ростовской области, в Веселовском районе, в х. Нижнесоленый стоит школа – островок детства, где работаю я - Наталья Александровна Киселева, учителем информатики, вот уже 16 лет. Я являюсь участницей конкурса «Учитель года-2014»

Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы «Использование занимательных задач как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся».

2 слайд

t1697995429ab.gif

Информатика как учебный предмет была введена во все школы Советского Союза с 1 сентября 1985 г., в связи с бурным развитием ЭВМ. Новая учебная дисциплина получила название «Основы информатики и вычисли­тельной техники» (ОИВТ) и преподавалась только в старших классах (9-10 кл.). Учащиеся обучались умению: программировать на языке Бейсик и составлять алгоритмы, т.к. общаться с ЭВМ можно было лишь с помощью команд.

3 слайд

t1697995429ac.gif

А в 2004 г. с принятием Федерального компонента государственного стандарта общего образования данная школьная дисциплина стала называться «Информатика и ИКТ».

4 слайд

t1697995429ad.gif






Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место, т.к. каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития не знала ни одна школьная дисциплина.

Информатика сравнительно молодая наука (в 2013 г. исполнилось 28 лет) и она является интеграцией во всех школьных дисциплинах, т.к. общим компонентом для всех школьных дисциплин является предмет информатики - информация, т.е. информатика - междисциплинарная наука.


5 слайд

t1697995429ae.gif









В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, в котором важным продуктом стала информация, объем которой растет изо дня в день.

По определению Гендиной Натальи Ивановны, доктора педагогических наук: Информационное общество – общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

Полный переход к информационному обществу в России, по прогнозам ученых, намечается в 2050 году. Для осуществления этого перехода необходимо сформировать информационную культуру населения.

6 слайд

t1697995429af.gif

В 2009 г. в своём послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев  определил главную задачу школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни  высокотехнологичном, конкурентном мире.  

7 слайд

t1697995429ag.jpg

Если информационную культуру учащихся рассматривать на трех уровнях, то возникает вопрос, в каких классах она формируется в условиях моей школы. Я провела исследование и выявила, что:

уt1697995429ag.jpg ровень ИКТ-осведомленность. Практически все современные дети приходят в школу, уже ИКТ-осведомленными, т.е. они знают, что такое компьютер, умеют включать и выключать его, играть, рисовать, скачивать различную информацию, т.е. выполнять простейшие операции и у них возникает иллюзия, что они все знают и им нечему учиться на уроках информатики;

уровень ИКТ грамотность, У учащихся идет формирование понятий: информация и информационные процессы, основы логики, с основными внутренними и внешними компонентами компьютера. (класс 5-8)

уровень ИКТ-компетентность, характеризуется уверенным умением учащихся применять свои знания, умения и навыки для решения своих образовательных и практических задач, т.е. выпускник школы должен обладать информационно-коммуникационными компетентностями, которые строятся на базе ИКТ-грамотности. (класс 9-11)

3 уровень Информационная культура, формируется у человека в течение всей его жизни.

8 слайд

t1697995429ah.gif


Тогда я задала себе вопрос: А в чем проявляется информационная культура человека?

Изучив множество информации, определяющие эти понятие, я для себя выделила главные критерии:

В информационном обществе человек должен:

владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.

владеть информационными технологиями.

уметь извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.

уметь представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

знать различные методы обработки информации.

И конечно же, уметь работать с разными видами информации.

9 слайд

t1697995429ai.gif

Что же мы имеем?

Школьная дисциплина «Информатика и ИКТ» состоит из двух частей: теоретическая и практическая

С появлением ПК, планшетов, огромного количества разнообразных программ снизился познавательный интерес учащихся к изучению теоретической части (теория информации, основы логики, программирование), возрос интерес к практической части, т.к. у детей уже есть внутренний мотив – компьютер, который завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей.

В своей практике я убедилась, что дети ждут от компьютера занимательной и игровой деятельности и этот факт я начала использовать в теоретической части предмета. Много полезного материала я взяла из книг: «Занимательные материалы по информатике и математике» Агеева Инесса Дмитриевна, «Занимательные задачи по информатике» Босова Людмила Леонидовна.

Я поняла, что грамотно направить интерес учащихся в нужном направлении можно получить высокий познавательный интерес, а значит результат обучения.

10 слайд

t1697995429aj.gif

Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики и ИКТ позволило мне выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся. А это противоречия:

Между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности

Между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета.

Между начальным уровнем подготовки учащихся и единым требованием программы обучения.


11 слайд

t1697995429ak.gif

Следующим шагом для меня стало определение цели моей работы: это формирование информационной культуры учащихся и задач:

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

формировать положительную мотивацию к изучению информатики;

развивать самостоятельность и оригинальность, самобытный творческий характер умственной деятельности;

создавать комфортную среду, способствующая максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого ребенка, через приемы развития познавательных интересов.

12 слайд

t1697995429al.gif




Работая третий год над этой проблемой получены уже результаты, которые подтверждают правильность выбранного направления. Мой опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский,  поскольку данный вопрос уже рассматривался отечественными и зарубежными педагогами. Я  адаптировала наработки, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы. Мною разработана система уроков по определенным темам, которые размещены на моем сайте: http://nakiseleva.versolschool.ru

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии познавательной активности учащихся на уроках информатики средствами познавательных задач и заданий, постановкой проблемных вопросов, использование игровых моментов, выполнение творческих работ.

13 слайд

t1697995429am.gif

Основу успешного протекания учебного процесса составляет - мотивация.

Для привлечения внимания учащихся на уроках применяю различные приемы и методы занимательности.

С самого начала урока, с организационного момента стараюсь включить учащихся в активную творческую, познавательную деятельность.

14 слайд

t1697995429an.gif

Активно применяю такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательности цели, отсроченная задача. В информатике мы проходим раздел «Логические основы построения компьютера» и возникает трудность в мотивации учащихся к его изучению. Для этого ученики со мной вспоминают известных сыщиков, следователей. После этого я задую им вопрос: «Чем они занимаются?», Какие методы в работе применят? (дедукцию, логику). Вместе с ребятами мы приходим к выводу, что они решают логические задачи. Привожу пример, что все компьютеры, стоящие у них дома, в школе тоже решают самые разнообразные логические задачи. И обещаю учащимся, что я их научу создавать тесты в программе Microsoft Excel с помощью логических законов и операций.

15 слайд

t1697995429ao.gif

В своей деятельности использую такой метод стимулирования, как метод опоры на жизненный опыт учащихся. Некоторые понятия мы изучаем в сравнении: Например: палитра в Paint- краски, а рабочее поле - холст; оперативная память ПК - память человека; процессор – мозг человека и т.д.

16 слайд

t1697995429ap.gif

На уроках информатики широко применяю нетрадиционные формы: уроки- игры; уроки с групповыми формами работы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-путешествия. Цель таких уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Они снимают напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

17 слайд

t1697995429aq.gif

Освоение основных понятий информатики проходит успешнее, если я использую на уроках задания в занимательной форме, которые с удовольствием дети выполняют.

18 слайд

t1697995429ar.gif








С целью расширения и углубления знаний по информатике, развития способностей, привития интереса и вкуса к самостоятельной работе, развития инициативы, творчества учащихся, провожу внеклассные занятия: олимпиады, конкурсы, исследовательские работы.

Где ученики могут проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление.

А так же ребята с удовольствием составляют в текстовом редакторе или блокноте стихи, сказки на заданную тему.

На вашем столе представлены буклеты, в которых вы можете увидеть творчество ребят. В буклете №1 «Мы творим» показаны графические рисунки, стихи, сказки детей. В буклете № 2 «Я и мое хобби» представлен творческий рост ученика 11 класса Трегубова Евгения, и его работы начиная с 7 класса. В буклете № 3 «Мое творчество» представлены творческие работы ученика 11 класса. Быкова Алексея.


19-20 слайдt1697995429as.gif

А с работами учащихся Бухвал Ильи и Киселевой Юлией мы принимали участие в IV Всероссийской дистанционной олимпиаде по Офисным технологиям.

21 слайд

t1697995429at.gif

На уроке на решение всех занимательных задач времени недостаточно, поэтому занимательные задачи полезно и интересно использовать в рамках проведения различных внеурочных мероприятий. Так я разработаю свои сценарии следующий мероприятий: «Жить здорОво – здОрово» », «Счастливый случай для 5 классов, «Письмо виртуальному другу», «Своя игра» и т.д.

Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся, они должны носить позитивный характер. В сочетании различных методов повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и ИКТ», хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют занимательные задания, творческие проекты, участвуют во внеклассных занятиях.

22 слайд

t1697995429au.gif

Вырос уровень стремления учащихся к теоретической части по сравнению с практической.

Выпускники нашей школы: Миркина Е., Миркина С., Новиков Роман, Мустафаев Селим, Жолобов Сергей, Дьячков А., Донесевич А., Ниничук А. и др. уже специалисты в области информационных технологий, а Трегубов Е., Быков А., Дышко Е., ученики 11 класса желают продолжить свое образование в ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями.

И считаю, что это показательный результат моего опыта работы.

23 слайд

Конечно же, у каждого учителя есть свои настольные книги, есть они у меня.

Так как мы живем в информационном веке, не редко в своей работе использую и электронные книги.

Босова Л.Л. и др. Занимательные задачи по информатике. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010

Босова Л.Л. и др. Методические пособие 5-7, 8-9 кл. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010

3. Агеев И.Д «Занимательные материалы по информатике и математике»

24 слайд


Свое выступление я хочу закончить такими словами:

«Как хорошо, что в мире есть такие люди

Как хорошо, что вместе с ними я

Учителями славится моя Россия

И звонко слышно шепот губ «Учитель-я»


25 слайд

t1697995429av.gif

Желаю всем успехов! Желаю найти себя в жизни как я! А я в своей профессии счастлива, ведь мой предмет - мое призвание.

Спасибо всем за внимание!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации