Доклад «Исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей»

2
0
Материал опубликован 4 October 2023

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования выступает необходимым звеном, направленным на развитие и формирование разносторонне развитой личности, способной к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений. На современном этапе развития общества ведущей деятельность педагога является включение его в инновационную деятельность, которая становится обязательным компонентом педагогической системы.

слайд 2. Термин «инновация» означает новшество, изменение, введение чего- либо нового. Применительно к педагогическому процессу это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащихся.

В дополнительном образовании посещение занятий учащимися строится на добровольной основе и для стимулирования интереса большую роль играет повышение уровня профессиональной компетентности педагога, его стремление к получению новых знаний, к самовыражению, к развитию творческого потенциала. Для организации учебно-воспитательного процесса, творческого и нестандартного подхода к решению возникающих проблем, педагоги дополнительного образования применяют в своей практике инновационные технологии. Одной из таких технологий является исследовательская технология.

слайд 3.Исследовательская деятельность при правильной ее организации позволяет ребёнку показать свои знания и умения, попробовать свои силы, проявить себя, а так же принести пользу в результате достигнутой цели и решения проблемы, сформулированной самими учащимися.

Педагоги, экологического центра, исследовательской деятельностью занимаются уже более 20 лет, поэтому сложилась своя система обучения, показывающая стабильные положительные результаты. В 2022-2023 учебный год из 13 программ естественно-научной направленности,  6 программ – программы исследовательской деятельности, объединения Малая Академия Наук..

слайд 4. Исследовательская деятельность начинается с поисковой активности. В детях она заложена и им свойственно изучение окружающей действительности, присуща жажда познания. В начальной школе полно почемучек, им свойственна исследовательская деятельность. Ребёнок совместно с педагогом становится в исследовательскую позицию и только тогда у него развивается и формируется исследовательский тип мышления, исследовательская компетенция, то есть развивается личность. А творческий процесс и форма организации совместной деятельности педагога и ребёнка по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование мировоззрения – это и есть  исследовательская деятельность. Например, исследовательская работа «Комплексное исследование участка реки Калаус» предполагает проведение  оперативной общественной оценки на основе анализа информации по теме. Для этого используются данные краеведческого музея, районной библиотеки, социологического опроса местного населения, а так же изучения гидрологических параметров водного объекта и определения органолептических свойства воды выбранного участка реки. Эта работа предполагает изучение большого объёма информации, на основе которого будет составлен экологический паспорт реки.

слайд 5.В марте, по традиции, проводится районная научно-практическая конференция «Эколого-краеведческие проблемы земли Петровской». Ребятам необходимо представить не только саму работу, но и ее защиту. В этом году на конференцию заявлено 37 исследовательских работ, не только детского экологического центра, но и из 8 других образовательных учреждений города и района. Работы представлены в пяти номинациях: историческое краеведение, экологическое краеведение, биология (зоология и ботаника), экология, культурология.

слайд 6.Кроме того, в течение учебного года учащиеся  МАН принимали активное участие в конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня, в том числе и заочном (дистанционном формате). Результаты участия учащихся МАН в мероприятиях различного уровня за 2022-2023 учебный год, можно увидеть на слайде.слайд 7.Многие учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвуют в чатах и т.д.слайд 8

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная  образовательная технология.  Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального воспитания потенциала общества. Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.

Слайд 9.Таким образом, внедрение новых инновационных технологий в систему дополнительного образования детей объединений  естественно- научной направленности позволяет более полно раскрыть возможности педагога, сделать образовательный процесс более творческим, гуманным и направленным на саморазвитие и самообразование личности учащихся.

Когда исследовательская компетенция сформирована, человек способен определять и решать любую проблему (как жизненную, так и профессиональную), предлагать творческие варианты.






Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации