«Кинетический песок, как инструмент в работе по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
«Кинетический песок, как инструмент в работе по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Статья посвящена обзору основных вопросов формирования и обогащения словарного запаса у детей, имеющих тяжелые нарушения речи в процессе игр с кинетическим песком . В работе описаны методики применения кинетического песка в работе по обогащению словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи, просвещения педагогических работников, условия, материалы и общая специфика проведения игр с кинетическим песком.
Ключевые слова: дети с ТНР, кинетический песок, словарный запас, дошкольный возраст, обогащение, активизация.
Проблема формирования словарного запаса значима и актуальна, так как от его сформированности зависит, как полнота познания окружающего мира, так и становление сознания, успешность обучения в школе и развитие гармоничной личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям, имеющим нарушение в развитии речи
Словарный запас – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарным запасом является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются ошибки в образовании числительных и порядковых. Например, дети не понимают, как правильно употребить порядковые, почему «первый», «второй», «третий» и т.д. Также, у дошкольников возникают трудности с окончаниями существительных при подборе числительных. Возникают ошибки и при употреблении, подборе предлогов. Дошкольники путаются в подборе пространственных предлогов, не могут выразить словом, помогая себе жестами, указывая на объект пальцем. У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи несформированные в большей степени антонимические ряды, имеется большое количество лексических трудностей при выполнении заданий на подбор антонимов, возникали трудности при подборе антонимов к глаголам, существительным и прилагательным.
Активный словарный запас – это часть словарного состава языка, которая не только понятна определенному человеку, но и свободно употребляется им в повседневной жизни.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.
Методика словарной работы предусматривает решение следующих задач:
Обогащение словаря (усвоение новых слов и новых значений уже известных слов);
Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно;
Активизация словаря (перевод слов из пассивного словаря в активный).
Способы объяснения значения нового слова: Наглядные (натуральные) приёмы: демонстрация предметов, их действий и признаков, организация активного наблюдения за ними.
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.
Центральное место – овладение смыслового содержания лексических единиц.
Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных интересов и познавательных способностей. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал.
Например, игры, с природными материалами (с кинетическим песком). В ходе таких игр, у детей развивается не только речевая деятельность, но еще и двигательная (мелкая моторика), познавательное развитие, формируется и пополняется словарный запас. В процессе игры логопед задает наводящие вопросы ребенку:
«Какой песок?» (Холодный, теплый, сыпучий, сырой, сухой и т.д.)
«Какой еще бывает песок?»
«На что похож песок?» (Если песок кинетический, то можно сказать, что он похож на тесто, мох, глину. И т.д.)
«Кинетический песок» — это инновационная техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое.
В последнее время кинетический песок достаточно популярен среди педагогов, активных родителей и детей. КП – это кварцевый песок (98%) с добавлением силикона (2%), который связывает между собой песчинки в одну однородную массу. За счет этого песок приобретает новые свойства: он может и сохранять форму, и рассыпаться; слипается как мокрый и рассыпается как сухой, плотный и воздушный одновременно.
Санитарно-гигиенические характеристики кинетического песка:
- не прилипает к рукам и одежде, легко собирается, если случайно рассыпался, разлетелся;
- не попадает в глаза, так как не имеет мелкую фракцию, как сухой, не теряет своих свойств при соприкосновении с водой;
- им можно играть не только на специальном поддоне, но и на любой гладкой горизонтальной поверхности;
- не высыхает, срок годности неограничен не нуждается в специальных условиях хранения.
Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития детей разного возраста, работы со взрослыми. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.
Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, поэтому упражнения для рук способствуют активизации речи. Работа над развитием активного словаря идет, когда ребенок, отвечая на вопрос: «Какой песок?», «Что делает?», «Что я делаю с песком?», «На что похож?» описывает с помощью прилагательных, глаголов, существительных свойства песка, свои возможности с песком и т.п.
Занятия проводились, направленные на обогащение словарного запаса через игры с песком
В работе использовали принципы построения педагогического процесса:
1) принцип системности работ;
2) принцип от простого к сложному;
3) принцип индивидуального подхода;
4) принцип коллективизма (взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
5) принцип самостоятельности (ребенок имеет право выбора, право принятия самостоятельного решения);
6) принцип интеграции (взаимодействие художественного руда оригами с другими видами деятельности детей: трудовая, игровая, театрализованная);
7) принцип тематических циклов.
Проводились организованная образовательная деятельность (ООД), различные дидактические игры, упражнения, направленные на:
- ознакомление с песком, его особенностями;
- формирование первичных представлений о природе, природных явлениях;
- умение словесно обозначать расположение предметов в песочнице соответствующими терминами: справа, слева, впереди, посередине, сзади, вверху, внизу.
- умение обобщать предметы в группы (домашние и дикие животные, морские обитатели т.д.).
- обогащение глагольного словарного запаса.
- умение соотносить числительное с существительными.
- умение образовывать притяжательные прилагательные.
- умение соотносить прилагательные с существительными.
В ходе занятий используются фигурки животных, маленькие камешки Марблс, природные материалы (маленькие камешки, ракушки, деревянные палочки), фигурки людей. Применение фигурок помогает детям лучше узнать и понять окружающий мир.
Хочется отметить, что кинетический песок является эффективным инструментом не только в работе над лексической стороны речи, но и в подготовке к обучению грамоте. Например, дети выкладывают букву «А» из палочек или камней Марблс и придумывают слова на заданный звук (Апельсин, ананас, автобус).
С целью повышения компетенции педагогов и родителей в вопросе формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста можно использовать разные формы работы: консультации, семинары, открытые занятия, мастер-классы. Были проведены консультация, мастер – класс для родителей на темы: «Пополнение словарного запаса с помощью игр с песком дома», «Расширение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через обогащение сенсорного опыта».
Для воспитателей была проведена консультация на тему «Активизация словаря детей с тяжелыми нарушениями речи через игры с природным материалом».
Также разработаны картотеки дидактических игр по формированию атрибутивного и глагольного словарного запаса с помощью кинетического песка.
Считаю, что игры с природным материалом, а именно с кинетическим песком, обогащают не только словарный запас, но и представление об окружающем мире в целом, что благотворно влияет на развитие ребёнка в целом.
Библиографический список
Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. / А. Л. Битова // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. — Москва: Центр лечебной педагогики, 1999. — 44-52 с.
Бородич А. М. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Учебно-методическое пособие для учителей - дефектологов дошк. учреждений / А.М. Бородич— 2-е изд. перераб. — Москва: Просвещение, 1981 — 255 c.
Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 — 316 c.
Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда [Текст]: (учебно-методическое пособие) / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2014. - 191 с.
Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / [Г.В. Чиркина и др.]; Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - 3. изд., доп. - Москва : АРКТИ, 2003 - 239 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Фрейдкин, И. С. Ознакомление с неживой природой / И. С. Фрейдкин / Умственное воспитание детей дошкольного возраста; под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 120-146.