Конкурсная программа «Папа, мама, я — читающая семья» (2–4 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Сердобска
Адресат:
Учащиеся 2 – 4 классов и их родители
Составитель:
Косякова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
г. Сердобск, 2019 г.
Конкурсная программа «Папа, мама, я – читающая семья!»
Цель: развитие интереса и любви к чтению.
Задачи:
1. Изучить читательскую ситуацию в семьях, познакомиться с кругом детского чтения;
2. Расширить социальное партнёрство, привлечь детей и родителей к чтению.
3. Развивать творческие способности.
4. Выявить самую читающую семью.
Оформление зала.
На стенах зала висят картины с изображением литературных героев, плакаты: «Кто много читает, тот много знает», «Книги читать –век не скучать», «Ум без книги, что птица без крыльев», «Испокон века книга растит человека», « Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишённому души». (Цицерон)
Ход мероприятия
Учитель:
- Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Сегодня мы поведём разговор о книге, её ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашего класса.
Ученик:
Имеют голос дрозд и чижик,
И дождь, и ветер, и река…
А есть ли голоса у книжек?
Конечно, есть!
Наверняка!
У этой книжки – голос папы,
Когда начнёт он мне читать.
У этой книжки – голос мамы,
Когда я спать ложусь в кровать.
Стихи учить я не ленюсь,
Я расскажу их наизусть.
Тогда не чей-то,
Не чужой –
У книжки будет голос мой!
Ученик:
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем.
Ученик:
Я слышу тебя, я иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
С тобою дорога моя далека –
В любую страну и в любые века.
Ученик:
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны земли и движенья планет…
С тобой ничего непонятного нет.
Ученик:
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, себя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Учитель: Да, замечательно, что свете есть книги, наши добрые друзья. И есть читатели – верные друзья книг. Но ещё лучше, когда с книгой дружит вся семья.
Учитель:
Зерно прорастает в земле
Дитя прозревает в семье.
И если семья любит книги читать,
То станет ребёнок быстрей прозревать.
А конкурс сегодня поможет узнать,
Какая семья любит книги читать.
- Итак, объявляем начало конкурса: «Папа, мама, я – читающая семья».
А сейчас аплодисментами встречаем тех, кто в наш век телевизоров и компьютеров не расстаётся с книгой.
(Звучит песня «Неразлучные друзья», участники занимают свои места)
Встречайте семью Шутовых: Дмитрия Алексеевича, Олесю Сергеевну и их сына Семёна.
Не заморские причуды
Любит Шутовых семья.
Всем известная окрошка
Льется в доме в три ручья.
Пицца, борщ и винегрет
Подается на обед.
Они любят все мечтать:
Миллионерами бы стать!
Ну а больше, чем мечтать,
Любят все они читать.
Встречаем семью Пахомовых: Олега Вадимовича, Елену Владимировну и Арину!
Мама с дочкою идет,
Папочку с собой ведет.
Любят Пахомовы жизнь простую,
Но счастливую, такую,
Чтоб вареники лепить,
Чай с дымком в палатке пить,
Чтоб на море побывать,
С пальмы финики срывать.
Ну, а вечерами книжку почитать.
Приветствуем семью Янкиных: Дмитрия Анатольевича, Юлию Анатольевну и их сына Михаила!
Расскажу я вам, друзья,
Как Янкиных живёт семья:
Читая книжки, свой ум развивают,
О поездке в заморские страны мечтают.
А гости нагрянут – никто не хмурится,
А сразу в духовке готовят курицу.
Встречаем семью Бровкиных: Кирилла Сергеевича, Елену Евгеньевну и их дочь Валерию!
Мама Елена и дочка Валерия
Книги предпочитают рукоделию.
Лера папу своего Кирилла
В конкурсе участвовать заманила
Увлеченье у них ещё –
Всей семьей смотреть кино.
О здоровье родных мечтают,
Счастливыми всех видеть желают.
- Итак, все участники готовы! А сейчас пришло время представить самых мудрейших из мудрейших, читающих из читающих наших уважаемых членов жюри:
Ольгу Борисовну Баранову, педагога – организатора,
Ираиду Борисовну Потапову, библиотекаря,
и учитель русского языка и литературы Воронцову Надежду Ивановну.
Учитель:
Итак, начинаем наш конкурс!
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится - тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны.
1 конкурс «Визитная карточка»
(представление семьи, 5 баллов)
2 конкурс «Разминка»
(за каждый правильный ответ 1 балл. Вопросы для детей, родители помогают)
1.Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
2.Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
3.Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
4.Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
5.Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
6.Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
7.Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
8.Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)
9.Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
10.Что болело у бегемотиков? (Животики)
11.Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)
12.Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
3 конкурс «Парад литературных героев»
(за каждый правильный ответ 1 балл)
- А сейчас я вас приглашаю на парад литературных героев. Ваша задача по описанию узнать участника нашего парада.
- Впереди колонны гордо шагает «тощий, смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками» («Старик Хоттабыч» Л.Лагин)
- Следующий участник парада литературных героев: владелец кукольного театра. У него очень длинная борода. Он очень злой и коварный человек. Заставляет кукол работать, обижает и бьёт их. (Карабас Барабас «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстой)
- Рядом с ним вприпрыжку бежит «маленькая девочка…в красивых серебряных башмачках с золотыми пряжками». (Элли из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
- Решительно и зло вышагивает «суровая пожилая дама высокого роста, грузная…У нее несколько подбородков и злющие глаза». Она может быстро «вышколить» собаку, а детей сделать «шелковыми». (Фрекен Бок. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
4 конкурс «Библиотека»
(за каждое правильно выбранное произведение 1 балл)
- Уважаемые участники, а сейчас я предлагаю вам посетить библиотеку. Вам нужно будет собрать книгу известного детского писателя. Для этого в обложку с фамилией автора вставьте карточки с названиями его произведений. (Приложение 1)
5 конкурс «Поэтический» (за каждый правильный ответ 1 балл)
- Посоревнуемся на знание любимых стихов! Я зачитываю начало строчки, а вы продолжаете. Кто первый поднимает руку, тот и отвечает.
1.Белеет парус одинокий… (в тумане моря голубом)
2.Белая береза под моим окном …. (принакрылась снегом, точно серебром)
3.У Лукоморья дуб зеленый … (златая цепь на дубе том)
4.Однажды в студеную зимнюю пору … (я из лесу вышел, был сильный мороз)
5.Травка зеленеет, солнышко блестит … (ласточка с весною в сени к нам летит)
6.Черемуха душистая с весною расцвела…(и ветки золотистые, что кудри, завила)
7.Ласточки пропали, а вчера зарёй…(всё грачи летали, да как сеть мелькали)
8. Мороз и солнце; день чудесный! …(Еще ты дремлешь, друг прелестный)
6 конкурс «Прошлое –настоящее» (за каждый правильный ответ 1 балл)
Ваша задача к предметам из прошлого подобрать современные аналоги.
Огниво – зажигалка.
Кольчуга – бронежилет.
Гусли – гитара.
Клубок – путеводитель, компас.
Ступа – вертолет, ракета.
Корыто – стиральная машина.
Ковер – самолет – дельтаплан.
Теремок – коммунальная квартира, общежитие.
Галчонок из Простоквашино – автоответчик.
7 конкурс «Герой-невидимка» (за каждый правильный ответ 1 балл)
- Я вам сообщаю информацию о каком-то герое, вы должны узнать этого героя, назвать из какого он произведения, и автора этого произведения.
1. Если он брался за какое-нибудь дело, то делал его не так как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот. Читать он научился по складам, а писать умел печатными буквами. Конечно, соображал он плохо, но ботинки надевал на ноги, а не на голову, - на это тоже нужно соображение. А ещё у него была прекрасная шляпа с большими полями. (Незнайка, «Приключение Незнайки», Н.Носов)
2. Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я всё стал видеть злым и безобразным. (Кай, «Снежная королева», Г.-Х.Андерсен)
3. Мимо летел майский жук. Девочка показалась ему очень милой, он схватил её своей сильной лапой и унёс на дерево. От высоты у неё закружилась голова. (Дюймовочка, сказка «Дюймовочка», Г.-Х.Андерсен)
4.Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок и до того он был безобразный – с большой головой и длинной шеей, - что птицы не приняли его в свою семью. (Гадкий утёнок, сказка «Гадкий утёнок», Г.-Х.Андерсен)
8 конкурс «Буриме» ( максимум – 5 баллов)
- Я предлагаю вам игру «Буриме». Суть этой игры заключается в сочинении стихов на заданные рифмы. В течение 3-х минут вы должны сочинить четверостишие, используя данные рифмы.
………………………….книга
………………………….мир
………………………….двигать
………………………….кумир
Конкурс для болельщиков
- Итак, пока команды работают, я предлагаю вам подобрать все возможные рифмы к слову «книга». Победит тот, кто назовёт последнее слово.
9 конкурс «Художественный музей» (максимум 5 баллов)
- Участникам сейчас предстоит оживить картины известных художников. А соперники должны угадать название картины и её автора. Подсказка: картины написаны по мотивам известных сказок. (участники разбирают конверты с названиями картин) (Приложение 2)
1. В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»
2. В.М. Васнецов «Богатыри»
3. В.М.Васнецов «Алёнушка»
4. В.М.Васнецов «Царевна – лягушка»
Учитель: Предоставляем слово нашему уважаемому жюри (подведение итогов, награждение участников. Победителям вручаются медали (Приложение 3)
- Друзья, наш конкурс закончился. Очень приятно было видеть, что действительно дружны с книгой.
Ученик:
Мы к вам обращаемся, взрослые, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ученик:
Закончен праздник, он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
Используемая литература и интернет – источники:
https://infourok.ru/konkursnaya-programma-papa-mama-ya-chitayuschaya-semya
http://vokrugknig.blogspot.com/2017/05/35_14.html
http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-knigi-i-chtenie/
https://globuss24.ru/doc/konkurs-chitayushtaya-semyya
https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1005
http://pedsovet.su/template/knigi/54799
Приложения
Приложение 1
Сергей Владимирович Михалков
«Дядя Стёпа» |
«А что у вас?» |
«Моё щенок» |
«Прививка» |
«Тридцать шесть и пять» |
Самуил Яковлевич Маршак
«Вот какой рассеянный» |
«Двенадцать месяцев» |
«Кошкин дом» |
«Багаж» |
«Автобус номер двадцать шесть» |
Корней Иванович Чуковский
«Телефон» |
«Краденое солнце» |
«Мойдодыр» |
«Федорино горе» |
«Путаница» |
Агния Львовна Барто
«Любочка» |
«Разлука» |
«На уроке» |
«Шуточка про Шурочку» |
«Мы с Тамарой ходим парой» |
Приложение 2
В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» |
В.М. Васнецов «Богатыри» |
В.М.Васнецов «Алёнушка» |
В.М.Васнецов «Царевна – лягушка» |
Приложение 3
Голдина Лилия Вильевна
Косякова Марина Николаевна
Спицына Любовь Ивановна
Косякова Марина Николаевна