12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
суркова Ираида Алексеевна22
3

Конспект учебного занятия к программе «Нетрадиционные техники рисования» «Цвет. Основы цветоведения».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»











Конспект учебного занятия

к программе «Нетрадиционные техники рисования»


«Цвет. Основы цветоведения».


















Выполнила: Суркова И.А.

Педагог дополнительного образования



Мичуринский район, 2019-2020 г



Тема занятия: «Цвет. Основы цветоведения».

Цель: 

Познакомить учащихся с основами цветоведения.

Дать понятие цветового круга (основные, составные и дополнительные цвета); холодные и тёплые цвета, насыщенность цвета.

Находить гармоничные цветовые сочетания.

Основные задачи:

Формирование представлений о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.

Развитие культуры зрительного восприятия.

Знакомство с теоретическими основами живописи.

Оборудование: интерактивное оборудование; схемы: образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала.

Для обучающихся: акварель, лист А4, кисти, палитра, непроливайка, тряпочка.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, хроматические и ахроматические цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.

Методы используемые на занятии: словесные – рассказ, беседа, наглядные,

методы контроля и самоконтроля, поощрения и мотивирования, практическое обучение, проблемно - поисковые методы обучения

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

Технологии обучения: личностно-ориентированная, творческая, игровая, здоровьесберегающая технология

Тип: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознавать свои интересы (изучение свойства цвета)


Дидактический

блок

План занятия

Время, мин.

Теория

Практика

I.

Включение учащихся в режим работы.

10


II.

Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

5


III.

Формулирование проблемы.

5


IV.

Поиск решения проблемы.

20



Перемена

10


V.

Выражение решения проблемы.


15

VI.

Практическая работа (поисковый метод)


25

VII.

Итог занятия. Рефлексия.


5


VIII.

Закрепление знаний

Домашнее задание

5


Всего

З

50

40


Структура и ход занятия

Дидактический блок I. Организационный момент.

Приветствие. Педагог предлагает прослушать отрывок стихотворения Владимира Абрамова известного художника и подумайте, что будет являться предметом сегодняшнего разговора

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию - оранжевой,

Желтым одуванчик.

Педагог. Ребята, что вы знаете о цвете? При этом демонстрирует картины художников Клод Моне, И. Остроухова, Куинджи, Сезанна.

Дидактический блок II. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

Мы живем в мире, где царит цвет. Представьте … что, однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое…или все зеленое, или все голубое, или все красное?! Что вы чувствуете?

Дети. Ощущение тревоги, грусти, нет энергии - на первом примере, жизнь вызывает усталость, раздражительность на других примерах, хочется видеть разноцветие.

Дидактический блок III. Формулирование проблемы.

Педагог. Вы уже поняли, что цвет влияет на наши чувства. Какой у вас возникает по поводу этого вопрос?

Дети. Как цвет влияет на наше настроение? Что нового мы можем узнать о классификации цвета.

Педагог. Вы догадались, как звучит тема нашего занятия и о чем пойдет речь.

Дети. О цвете и о его свойстве.

Дидактический блок IV. Поиск решения проблемы .

Что же такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути. В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.  Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром.

В каком порядке располагаются цвета в спектре?

t1598612142aa.png


Дети. К, О, Ж, З, Г, С, Ф. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Эти цвета можно увидеть в радуге. Мы знаем поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 

Педагог.  Как вы думаете, какие цвета нельзя получить путем смешивания с другим цветом? Своеобразными прародителями всех цветов являются: красный, желтый и синий. Они не могут быть составлены из других цветов, их назвали - основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали - составными. Попарно смешивая два основных цвета дает нам составной цвет.


t1598612142ab.jpg

Кто ответит мне на сложный вопрос? Какой цвет из всех цветов радуги не является ни основным, ни составным? (Голубой). Если эту полосу замкнуть в виде кольца, получится цветовой круг. Видите ли вы закономерность цветов в цветовом круге? (В круге цветов «составные» чередуются с основными)

t1598612142ac.jpg


Скажите, сколько цветов вы знаете? У вас может получиться очень много. Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется – «цветоведением». «Хрома, хромас» - в переводе с греческого означает «цвет». Первая группа ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. Хроматические цвета - это все остальные цвета. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодныеК теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - си­не-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне­сены то к теплым, то к холодным.

Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном слу­чае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеле­ному лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического от­тенка на сером) называются контрастнымиВ цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до­полнительными.

Перемена – 10 мин.

Дидактический блок V. Выражение решения проблемы.

Сейчас вы будете настоящими учеными, проведете эксперимент и проверите, правда ли, что из этих цветов: желтый, синий и красный можно получить другие цвета? (Применяю игровую и творческую технологию)

Итак, проводим упражнение «Палитра» путем смешивания пар:

1 колонка: красный + желтый = оранжевый

2 колонка: красный + синий = фиолетовый

3 колонка: желтый + синий = зеленый

t1598612142ad.jpg

Педагог. Как и где нам пригодятся эти знания.

Дети. Эти знания пригодятся для получения цвета, например при покраске стен, забора, лавочки, так как при смешивании, можно получить разные оттенки. Так же если нет готового необходимого цвета.

Дидактический блок VI . Практическая работа (поисковый метод)

Уровни сложности заданий

Стартовый: создание абстрактной картины своего настроения.

Базовый: фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможно­сти цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изум­рудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золо­того солнца»

Продвинутый: дополнить изображение сказочных царств фантазийными персонажами

Дидактический блок VII. Итог занятия. Рефлексия.

Выставка работ учащихся. Итак, ребята, что мы выяснили? Подвожу детей к выводу, что эмоции и настроение можно передавать цветом. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирают начало фразы.

Сегодня я узнал….

Было интересно…..

Я понял, что……

Я научился….

Я выполнял задания…..

Меня удивило…..

Мне захотелось…..

Дидактический блок VIII. Домашнее заданиепрочитать сказки, внимательно рассмот­реть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

 

Список использованной литературы.

Каменева Е.С. Какого цвета радуга.- М.: Детская литература, 2005.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. –М: Просвещение, Учебная литература,1995.

Сокольникова Н.М. Основы Живописи. – Обнинск, Титул, 1996.



6


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 28.08.20 в 14:56 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.