Диагностические материалы дополнительной общеразвивающей программе «Ментальная арифметика» (6–7 лет)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
6-7 лет (1 группа)
дополнительной общеразвивающей программе
«Ментальная арифметика»
Создание и внедрение мониторинга стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Изучение опыта в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что система педагогического мониторинга является объединяющим началом для осмысления реальных возможностей, осуществления анализа, прогнозирования и проектирования воспитательно-образовательного процесса. Диагностика образовательных результатов как форма сбора, хранения и обработки информации даёт возможность получить объективные, достоверные сведения о состоянии прохождения дополнительной общеразвивающей программы. Использование данных диагностических методик позволяет на более высоком качественном уровне строить процесс обучения. Информация, полученная в ходе диагностики,
способствует корректировке, обновлению и совершенствованию образовательного процесса, созданию условий для развития личностных качеств учащихся.
условиях гуманизации и демократизации образования педагог и учащийся изменяются, взаимодействуют и вместе участвуют в обновлении образования. При этом педагогический мониторинг делает это сотрудничество более осмысленным и эффективным.
Содержание диагностического материала программы позволяет отследить теоретические и практические знания и умения, навыки учащихся по данной программе.
Диагностика - один из важных разделов образовательной программы. Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
учащихся.
Результативность усвоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается путём проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики:
1 этап - предварительный (первоначальный).
Цель его - определение уровня имеющихся у учащихся знаний, умений, навыков в начале обучения.
Формы проведения: наблюдение.
2 этап - текущий (промежуточный).
Цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся.
Формы проведения, показатели, критерии разрабатываются индивидуально по направлению деятельности.
3 этап - итоговый учёт. Подведение итогов года.
Цель - подведение итогов обучения, оценка эффективности образовательной программы и работы педагога.
Формы проведения: практическая самостоятельная работа.
При оценке результатов работы учащихся выделяются такие аспекты, как критерии и форма оценки результата подготовки каждого учащегося. Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна
отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий).
ходе проверки результатов работы обращается внимание на наличие
учащихся необходимых теоретических знаний и
практических умений
При учёте знаний, умений и навыков соблюдаются следующие
требования: объективность, индивидуальность, дифференциация, систематичность.
Сегодня актуальным является внедрение тестов. Тесты используются в процессе обучения для контроля усвоения базового уровня в тематическом контроле, а также в целях диагностики ошибок. Тесты позволяют получить объективную картину усвоения учащимися той или иной темы, понятия, оценить эффективность использования педагогической технологии, методики, учебного пособия.
Предложенный диагностический материал позволяет выявить:
динамику изменения уровней мастерства учащихся; уровень мотивации выбора и устойчивости интереса;
уровень творческих способностей учащихся.
Проведённое диагностирование позволяет сделать необходимую корректировку дополнительной общеразвивающей программы, степень
результативности, определить целесообразность применения средств, форм, методов обучения.
Главное, чтобы у учащихся формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующихся на стремлении к достижению большего.
Программа и критерии аттестации учащихся
Цель:
определение уровня образованности и воспитанности учащихся.
Задачи:
определение уровня практической подготовки;
определение уровня теоретической подготовки;
отслеживание личностного роста.
Определение теоретических знаний и практических навыков проводится в течение года, по окончанию тематического блока.
Формы аттестации:
Контрольная работа 1
Контрольная работа 2
Контрольная работа 3
Контрольная работа 4
Контрольная работа 5
Контрольная работа 6
Контрольная работа 7
Итоговая контрольная работа: Обобщающая практическая работа.
Критерии оценки:
Уровень усвоения теоретического материала:
низкий (до 50%) – справляется с заданиями только с помощью педагога;
средний (51-80%) - справляется с заданиями только с незначительной помощью педагога;
высокий (81- 100%) – справляется с заданиями самостоятельно.
Уровень усвоения практических навыков:
низкий (до 50%) –неумение решать примеры на соробане и ментально;
средний (51-80%) - медленное решение примеров на соробане и ментально с ошибками;
высокий (81- 100%) – решение примеров на соробане и ментально на высокой скорости.
Приложение 1
Контрольная работа. ПСиВ 1Д
Ф.И.О___________________________________________________
Группа__________________________
Примеры на соробане
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 9 | 2 | 1 | 5 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 |
2 | -2 | 2 | 1 | 4 | -1 | 5 | -1 | 1 | -4 |
5 | -1 | -1 | 7 | -2 | 3 | 1 | 8 | 5 | 6 |
1 | 1 | -2 | -3 | -6 | -2 | -4 | -8 | -4 | 1 |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
7 | 7 | 4 | 4 | 3 | 9 | 8 | 3 | 4 | 5 |
1 | -6 | 5 | 5 | 5 | -6 | 1 | 5 | 5 | 1 |
1 | 1 | -5 | -8 | 1 | -1 | -4 | 1 | -3 | -1 |
-4 | -1 | -1 | 7 | -7 | 5 | 4 | -5 | -1 | 4 |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
3 | 5 | 2 | 6 | 2 | 5 | 7 | 7 | 9 | 4 |
-2 | 2 | -1 | 2 | -1 | 3 | 2 | -5 | -5 | -4 |
2 | 1 | 7 | -2 | 8 | 1 | -4 | -1 | -1 | 8 |
6 | 1 | -5 | -5 | -9 | -3 | 3 | 1 | 1 | 1 |
-1 | -4 | -2 | 3 | 3 | -1 | -1 | 5 | -3 | -9 |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
1 | 6 | 7 | 6 | 8 | 1 | 3 | 8 | 5 | 2 |
7 | 1 | 1 | 1 | -6 | 2 | -2 | -2 | 3 | -1 |
1 | 2 | 1 | 2 | 6 | 6 | 1 | 3 | -7 | 3 |
-5 | -1 | -7 | -4 | 1 | -9 | -1 | -1 | 5 | -4 |
5 | 1 | -1 | 4 | -8 | 3 | 7 | 1 | -5 | 1 |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Решено_____ Из них правильно_____ Время_____
Примеры ментально
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 1 | 3 |
1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 4 | 5 | -2 | 5 | -2 |
-1 | -1 | 1 | 2 | -5 | -1 | -2 | 3 | -5 | 2 |
5 | 5 | -1 | -3 | 2 | 1 | 2 | -4 | 1 | 1 |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 5 | 2 | 5 |
5 | 3 | -1 | -1 | -1 | -4 | -1 | 1 | -1 | 4 |
-3 | 5 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | -1 | 3 | -3 |
3 | -3 | 5 | -2 | 5 | 3 | 5 | 2 | -4 | -5 |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
1 | 4 | 4 | 5 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 2 |
1 | -4 | 5 | 3 | -4 | 1 | 5 | -1 | 5 | 2 |
5 | 2 | -4 | -3 | 2 | -1 | -5 | -2 | -3 | 5 |
2 | 1 | 4 | 4 | -1 | 3 | 1 | 2 | 2 | -4 |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Решено_____ Из них правильно_____ Время_____
Итог:_______ баллов
Дополнительно
Расположи рисунки каждый раз в новой последовательности
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ответы
Примеры на соробане
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9 | 7 | 1 | 6 | 1 | 2 | 5 | 1 | 5 | 7 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
5 | 1 | 3 | 8 | 2 | 7 | 9 | 4 | 5 | 9 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
8 | 5 | 1 | 4 | 3 | 5 | 7 | 7 | 1 | 0 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
9 | 9 | 1 | 9 | 1 | 3 | 8 | 9 | 1 | 1 |
Примеры ментально
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6 | 8 | 8 | 5 | 3 | 9 | 9 | 0 | 2 | 4 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
9 | 6 | 8 | 1 | 9 | 4 | 9 | 7 | 0 | 1 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
9 | 3 | 9 | 9 | 1 | 4 | 2 | 3 | 8 | 5 |
Контрольная работа 2. Прямое +/- 2Д, Прямое 1Д
Ф.И.О______________________________________
Группа__________________________
Примеры на соробане
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 26 | 65 | 51 | 13 | 35 | 52 | 23 | 35 | 55 | 55 |
23 | 32 | 23 | 36 | 64 | 45 | 56 | 64 | 42 | 22 | |
-14 | -46 | -62 | -29 | -99 | -97 | -74 | -47 | -76 | -67 | |
61 | 13 | 36 | 67 | 77 | 79 | 92 | 27 | 78 | 89 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 53 | 31 | 12 | 21 | 15 | 56 | 62 | 26 | 66 | 65 |
25 | 58 | 87 | 77 | 73 | 33 | 32 | 22 | 21 | 11 | |
-71 | -14 | -44 | -47 | -77 | -76 | -63 | -37 | -72 | -26 | |
91 | 11 | 11 | 12 | 27 | 75 | 58 | 88 | 83 | 38 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
№ | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
3 | 52 | 23 | 32 | 25 | 53 | 35 | 56 | 62 | 23 | 32 |
17 | 71 | 11 | 14 | 41 | 14 | 41 | 15 | 51 | 17 | |
-68 | -82 | -21 | -14 | -44 | -43 | -32 | -27 | -72 | -26 | |
86 | 65 | 56 | 64 | 48 | 82 | 21 | 14 | 42 | 21 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
№ | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
4 | 26 | 61 | 15 | 56 | 61 | 16 | 61 | 15 | 55 | 51 |
71 | 16 | 64 | 42 | 25 | 53 | 37 | 72 | 23 | 37 | |
-65 | -57 | -73 | -32 | -26 | -65 | -53 | -32 | -25 | -58 | |
17 | 78 | 81 | 11 | 19 | 95 | 51 | 13 | 35 | 52 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
Решено_____ Из них правильно_____ Время_____
Примеры ментально
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 1 | 6 | 3 | 5 | 7 | 5 | 8 | 8 | 4 | 3 |
2 | -5 | 1 | 3 | -1 | 2 | -7 | -3 | -2 | 6 | |
-2 | -1 | -1 | -2 | -1 | -1 | 8 | 3 | 5 | -5 | |
5 | 2 | 6 | 2 | 3 | 1 | -6 | -6 | -6 | -3 | |
-5 | 2 | -7 | -7 | -3 | 2 | 1 | 5 | 5 | 1 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 3 | 9 | 7 | 1 | 6 | 1 | 2 | 7 | 2 | 1 |
-3 | -4 | -2 | 1 | -5 | 1 | -2 | -6 | 5 | 1 | |
8 | 1 | 3 | 6 | 8 | -1 | 4 | 6 | -6 | 7 | |
-7 | 2 | -7 | -2 | -4 | 2 | -3 | -5 | 2 | -5 | |
-1 | -3 | 2 | -1 | 1 | -1 | 3 | 5 | 1 | -3 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
3 | 9 | 7 | 5 | 7 | 5 | 6 | 4 | 2 | 1 | 6 |
-7 | -5 | 2 | -6 | 3 | -5 | -3 | 1 | 3 | 1 | |
5 | -1 | -6 | 6 | -5 | 8 | 1 | -1 | -2 | -6 | |
2 | 6 | 2 | 1 | 6 | -8 | 6 | 1 | -1 | 7 | |
-8 | -1 | 6 | -7 | -7 | 2 | -7 | 6 | 6 | -7 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
4 | 2 | 7 | 4 | 8 | 7 | 2 | 5 | 1 | 9 | 1 |
7 | -2 | -1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 | -4 | 6 | |
-3 | 2 | -2 | -8 | -7 | 1 | -1 | 6 | 2 | -6 | |
2 | 2 | 6 | 8 | 6 | -5 | 3 | -2 | -6 | 2 | |
-7 | -2 | -2 | -8 | -6 | -2 | -1 | -1 | 5 | 1 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
5 | 9 | 3 | 2 | 6 | 6 | 4 | 7 | 9 | 1 | 6 |
-4 | -3 | 6 | -5 | -5 | -1 | -6 | -3 | 5 | -5 | |
2 | 1 | -5 | 1 | 3 | -3 | 1 | 3 | -5 | 3 | |
-2 | 2 | -2 | -1 | -1 | 8 | -1 | -5 | -1 | 5 | |
3 | -1 | 2 | 7 | 5 | -5 | 3 | -1 | 8 | -5 | |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решено_____ Из них правильно_____ Время_____
Итог:_______ баллов
Тест
Основы Ментальной Арифметики
Вопрос №1
Как переводится слово «соробан» с японского языка?
A) Счетная доска
B) Книга
C) Арифметика
D) Косточки
Вопрос №2
Каким пальчиком набираем нижние косточки на спице единиц?
A) Указательным
B) Средним
C) Большим
D) Безымянным
Вопрос №3
Из чего состоит соробан?
A) Рамки со спицами, косточками и перекладины
B) Рамки со спицами, без косточек, и перекладины
C) Рамки со спицами, косточками, без перекладины
Вопрос №4
Слева от спицы единиц расположена спица..
Вопрос №5
Верхнюю косточку на спице единиц набираем ... пальчиком
Вопрос №6
Решите пример ментально
2
2
5
-6
A) 4
B) 8
C) 3
D) 0
Вопрос №7
Решите пример ментально
3
1
-2
4
A) 6
B) 1
C) 2
D) Ловушка
Правильные ответы, решения к тесту:
Вопрос №1
Правильный ответ — A
Вопрос №2
Правильный ответ — C
Вопрос №3
Правильный ответ — A
Вопрос №4
Правильный ответ — Десятков
Вопрос №5
Правильный ответ — Указательным
Вопрос №6
Правильный ответ — C
Вопрос №7
Правильный ответ — D
Ответы
Контрольная 1
Примеры на соробане
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
96 | 64 | 48 | 87 | 77 | 79 | 97 | 29 | 99 | 99 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
98 | 86 | 66 | 63 | 38 | 88 | 89 | 99 | 98 | 88 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
87 | 77 | 78 | 89 | 98 | 88 | 86 | 64 | 44 | 44 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
49 | 98 | 87 | 77 | 79 | 99 | 96 | 68 | 88 | 82 |
Примеры ментально
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 4 | 2 | 1 | 5 | 9 | 4 | 7 | 6 | 2 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
0 | 5 | 3 | 5 | 6 | 2 | 4 | 7 | 4 | 1 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
1 | 6 | 9 | 1 | 2 | 3 | 1 | 9 | 7 | 1 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
1 | 7 | 5 | 1 | 1 | 2 | 7 | 5 | 6 | 4 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
8 | 2 | 3 | 8 | 8 | 3 | 4 | 3 | 8 | 4 |