12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3635
Россия, Вологодская обл., Череповец


Кроссво́рд (англ. Crossword — пересечение слов) — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. 

Материал кроссворда составлен на основе повести Анатолия Алексина «А тем временем где-то…», может быть полезен при подготовке к заданию № 12 ОГЭ по русскому языку.

1677643789_papik-pro-p-bezumnaya-yevdokiya-illyustratsii-k-povest-29.jpg

Пояснительная записка

Предмет – Русский язык

Класс – 7 - 9 классы

Тема – «Кроссворд «Лексический анализ слова - 3»

Цель работы:

Проверить умения учащихся:

- определять лексическое значение слова;

- характеризовать слово с точки зрения употребления (общеупотребительная или лексика, ограниченная в употреблении);
- подбирать синонимы к заданным словам.

Выявить уровень знаний учащихся по теме и определить области, которые требуют дополнительного изучения и закрепления.

Работа может быть использована на уроках в 7 - 9 классах на этапах повторения изученного материала при подготовке к ОГЭ (задание № 12). Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.


Инструкция

На решение кроссворда отводится 20 минут (время может быть увеличено). Кроссворд состоит из 14 вопросов.

Внимательно прочитайте каждое задание. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали его.

Выполняйте задания в любом порядке. Если какой-то вопрос вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь заполнить те клетки кроссворда, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным вопросам вы сможете вернуться, если у вас останется время.



По горизонтали:

3. Замените разговорное слово РАСПАХНУЛА из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Она РАСПАХНУЛА платяной шкаф. Должно быть, раньше вещи Шурика заполняли шкаф целиком: теперь он был почти совершенно пуст. Нина Георгиевна присела на стул. Так мы сидели с ней друг против друга, в пальто, застёгнутых на все пуговицы.


5. Найдите в приведённом ниже тексте разговорное слово (употр. в перенос. значении), синонимами которого будут слова «ПОЯВЛЯЛИСЬ БЕСПОРЯДОЧНО И В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ». Выпишите его в сетку кроссворда.

И волосы его не были аккуратно зачесаны назад, […]– нет, волосы его беспорядочно толпились, спадали на лоб и на уши, которые показались мне очень большими, потому, должно быть, что лицо было худым и узким. На щеках были даже неглубокие ямочки, которых я никогда раньше не замечал.


8. Найдите в приведённом ниже тексте синоним (книжн.) к словам «СПРАВИТЬСЯ С КЕМ-ЛИБО, ЧЕМ-ЛИБО». Выпишите его в сетку кроссворда.

Если мне нужно было преодолеть какую-нибудь трудность, я начинал убеждать самого себя в том, что делать это совершенно необязательно и даже вовсе не нужно. Так было и сейчас.


11. Замените разговорное слово НАВРАЛИ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Вот мы, например, очень уважаем учительницу литературы. Мы даже любим ее! Недавно она спрашивает в начале урока: «Я вам задавала домашнее сочинение?» А мы все хором орём: «Не задавали!» Она говорит: «Склероз начинается: всё позабыла». А у неё никакого склероза нет. Просто мы ей НАВРАЛИ. Вот видите: уважаем, а всё равно наврали!


12. Найдите в приведённом ниже тексте синоним (книжн.) к словам «ОТЧАЯНИЕ, ОТСУТСТВИЕ ВСЯЧЕСКИХ НАДЕЖД». Выпишите его в сетку кроссворда.

Слова «тяжело» и «плохо» они произносили так, будто знали, что очень скоро всё будет легко и хорошо. Грустные слова эти звучали у них без малейшего намека на безнадежность.


13. Найдите в приведённом ниже тексте просторечное слово, лексическое значение которого «ДЛИННЫЕ ВЗЛОХМАЧЕННЫЕ ПРЯДИ ВОЛОС». Выпишите его в сетку кроссворда.

У нас с ним была одна фамилия. Это мне не понравилось. И еще я заметил, что от висков у него, словно свалявшийся войлок, свисали белесые космы, которые он еще не брил. И от этого его красивое лицо сразу стало казаться мне неприятным.


14. Найдите в приведённом ниже тексте синоним (разговорн.) к стилистически нейтральным словам «СТРАДАЛ, ПЕРЕЖИВАЛ, МУЧИЛСЯ». Выпишите его в сетку кроссворда.

Наш классный руководитель не ломал себе голову над причиной Антоновых неудач. Тут все ему было ясно: Антон был выходцем из неблагополучной семьи – его родители развелись очень давно, и он ни разу в жизни не видел своего отца. Наш зоолог был твердо убежден в том, что, если бы родители Антона не развелись, мой школьный друг не смущался бы понапрасну, не маялся бы у доски и, может быть, даже не заикался.



По вертикали:

1. Замените разговорное слово СМЫВАТЬСЯ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Она ведь почти ничего не видит. И вежлива очень. Даже если не верит, не решается этого показать, чтоб не обидеть. «Не ранить!» – как она говорит. Ребята, конечно, этого не знали. Ну, а я подсказал им по-дружески: если, мол, хотите СМЫВАТЬСЯ с уроков, делайте это законно, по всем правилам. Подсказал им, что если сесть от нее хотя бы на расстоянии трех шагов, взять градусник и потихоньку настукивать температуру, она ничего не заметит. У нас, помню, целыми классами настукивали. Особенно перед контрольными.


2. Найдите в приведённом ниже предложении просторечное слово, синонимами которого будут слова «ГЛУПЕЦ, БЕЗДЕЛЬНИК». Выпишите его в сетку кроссворда.

Иногда, бывало, просто отдохнуть невозможно: придет какой-нибудь охламон из «неполной средней» и раздевается тут до пояса, дышит, как паровоз, то носом, то ртом.


4. Найдите в приведённом ниже тексте синоним (книжн.) к стилистически нейтральным словам «ЗАМЫСЛОВАТЫЕ, ЗАТЕЙЛИВЫЕ, НЕОБЫЧНЫЕ». Выпишите его в сетку кроссворда.

Я проехал две остановки на автобусе, прошел немного пешком и остановился возле двухэтажного желтого домика. Над его окнами нависли витиеватые лепные украшения, на которых, как сосуды на лицах пожилых людей, выступили толстые трещины. На таких старых домах часто, будто заплатки из другого, нового материала, сверкают мрамором и золотом мемориальные доски: «Здесь жил… Здесь бывал… Здесь родился… Здесь умер…» На этом доме доски не было…


6. Найдите в приведённом ниже тексте слово (разговорн.), синонимами которого будут слова «СДВИНУЛАСЬ, СМЕСТИЛАСЬ, НЕ УДЕРЖАЛАСЬ НА СВОЁМ МЕСТЕ». Выпишите его в сетку кроссворда.

Дверь мне открыл парень лет пятнадцати. Увидев его, я поправил свою шапку-ушанку, которая одним ухом всегда упрямо сползала мне на лицо, и, хоть был не на улице, застегнул пальто на все пуговицы. Парень был аккуратный, прибранный. И красивый.


7. Замените разговорное слово ОРОБЕЛ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Я долго разглядывал желтое, выцветшее здание, потому что вдруг ОРОБЕЛ. И что я скажу той женщине, мне было вовсе не ясно. Все вдруг мне стало интересно. Я разглядывал вату между оконными рамами, грязную, запыленную, с редкими кружочками конфетти: залетели, должно быть, сюда из комнаты в новогоднюю ночь. Я на все обращал внимание: на просаленные свертки, выставленные в форточки, на сосульки, которые нависли над окнами, тоже как украшение, только новенькое, хрустальное. Что я скажу? Как начну разговор?...


9. Найдите в приведённом ниже тексте разговорное слово, синонимами которого будут слова «ПРИШЕДШИЙ В ВЕТХОСТЬ, ПОТЁРТЫЙ, ПОЛИНЯВШИЙ». Выпишите его в сетку кроссворда.

Почта не отличалась такой безупречной аккуратностью, как мои родители: письма, отправлявшиеся ими словно по расписанию, попадали в наш облезлый почтовый ящик то утром, то вечером. Но чаще все-таки утром… Я сам вытаскивал их и прочитывал по дороге в школу.


10. Найдите в приведённом ниже тексте синоним (разговорн.) к стилистически нейтральным словам «ЧУШЬ, ГЛУПОСТЬ, МЕЛОЧЬ». Выпишите его в сетку кроссворда в им. падеже.

На душе у меня было легко и беспечно… И какие бы ни случались неприятности, я быстро успокаивался – любая неприятность казалась ерундой в сравнении с главным: у меня лучшие в мире родители! Или, по крайней мере, лучшие в нашем доме и в нашей школе!..





Использованные ресурсы:

https://4italka.su/detskoe/detskaya_proza/122401/fulltext.htm?ysclid=lp466ah0j317374171

https://quick.apkpro.ru/widgets

https://papik.pro/izobr/uploads/posts/2023-03/1677643789_papik-pro-p-bezumnaya-yevdokiya-illyustratsii-k-povest-29.jpg


Ссылка на онлайн- кроссворд на бесплатном цифровом сервисе «Опросникум»

https://quick.apkpro.ru/crossword/4469

t1700328148aa.png




Ключ

По горизонтали:

3. ОТКРЫЛА

5. ТОЛПИЛИСЬ

8. ПРЕОДОЛЕТЬ

11. ОБМАНУЛИ

12. БЕЗНАДЕЖНОСТЬ

13. КОСМЫ

14. МАЯЛСЯ



По вертикали:

1. СБЕГАТЬ

2. ОХЛАМОН

4. ВИТИЕВАТЫЕ

6. СПОЛЗАЛА

7. ИСПУГАЛСЯ

9. ОБЛЕЗЛЫЙ

10. ЕРУНДА



a1700328735.png
Опубликовано


Комментарии (24)

сменить сортировку
Кияйкина Наталья Федоровна, 18.11.23 в 21:41 6Ответить Пожаловаться
Интересный ресурс! Благодарю!
Юлия Васильевна Воробьева, 19.11.23 в 10:34 4Ответить Пожаловаться
Наталья Федоровна, спасибо за внимание!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.11.23 в 00:00 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, интересная работа!
Юлия Васильевна Воробьева, 19.11.23 в 10:35 4Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, благодарю за Ваше внимание!
Елена Владимировна, 19.11.23 в 02:59 7Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Спасибо, Юлия Владимировна, за творческий подход!
Юлия Васильевна Воробьева, 19.11.23 в 10:36 4Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо за добрые слова! Очень приятно!
Ирина Владимировна Казарцева, 19.11.23 в 03:06 6Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, спасибо за творчество! Отлично!
Юлия Васильевна Воробьева, 19.11.23 в 10:36 5Ответить Пожаловаться
Ценю Ваше внимание, Ирина Владимировна! Спасибо!
Куликова Ирина Геннадьевна, 19.11.23 в 03:35 6Ответить Пожаловаться
Очень интересно, Юлия Васильевна, спасибо!
Юлия Васильевна Воробьева, 19.11.23 в 10:37 5Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо, Ирина Геннадьевна, за добрый комментарий!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.