Мастер-класс для начальных классов
Участники мастер-класса, входя в класс берут листочки разного цвета) Слайд (22)
1. Орг.момент
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
2. Мотивация к мастер-классу.
– Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывки из мультфильмов по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева. Но прошу Вас смотреть внимательно. (Слайд23)
(Просмотр отрывков). Какой общей темой объединяются все эти мультфильмы? (Тема дружбы)
– Определите, какие универсальные действия сформированы у героев? (Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом)
– Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».
3. Работа по теме
– Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас раздам Вам буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты выстроиться в соответствии цифр с буквами (буквы П,Е,Т,Р,У,Ш,Е,В,С,К,А,Я )
Из предложенных букв Вы составили фамилию писательницы (Петрушевская). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)
– Сегодня я хочу познакомить вас с произведением Людмилы Петрушевской. Вам известна эта писательница? (Нет, да)( слайд 24)
Людмила Стефановна Петрушевская - современная писательница. Она родилась 26 мая 1938 года в Москве. Окончила Московский университет, в середине 1960-х годов начала писать рассказы. В 1996 году вышло пятитомное Собрание сочинений писательницы. Сказки ее удивительны и непонятны на первый взгляд. Чтобы расшифровать их загадочные образы, нужно хорошо разбираться в русском языке, да к тому же обладать незаурядной фантазией.
(слайд 25) Для того чтобы придумать свой мир, совсем не похожий на другие, писатели используют разные средства. Одни ищут «помощи» у сказки, в которой возможны любые чудеса и превращения. Другие погружаются в мир приключений. А есть такие писатели, произведения которых не укладываются в рамки известных жанров. Эти авторы пользуются необычным, порой «неправильным» словом, чтобы выразить то, что сотворила их буйная фантазия. Они как будто делают странные опыты, эксперименты с художественным словом и с художественным миром.
– Представим, что мы находимся в научной лаборатории и являемся её сотрудниками. Предметом нашей пректно- исследовательской работы станет рассказ Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». (Слайд 25, аудиозапись)
Предлагается текст Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»: (Слайд26)
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
– На каком языке прозвучало произведение?
– На несуществующем.
– Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?
– Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит.
– Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное. В связи с этим, попробуйте сформулировать тему нашего проекта-исследования.
Тема проекта: « Слова бывают разные….»
Цель проекта: Доказать, что каждое слово несет образ и является основой воображения.
Гипотеза: все слова языка, даже искусственно придуманные,– это образы, которые индивидуальны и являются основой воображения.
Задачи:
1. Определить, что каждое слово языка построено по определенной модели;
2. Выяснить, что каждое слово несет образ и он индивидуален для каждого человека;
3. Доказать, что слово – образ – это основа воображения человека (Слайд27)
– Чтобы работа была успешной, решим несколько проблем.Нам необходимо создать 5 научных групп. Задания для каждой группы сформулированы таким образом, чтобы каждый мог выбрать для себя задачу по плечу. Для удобства работы в каждой группе необходимо выбрать ассистента, он будет обобщать ваши мысли и выступать с выводами, а вы, если нужно, дополните его. Входя в класс, вы выбрали карточку. По цвету карточек образуйте, пожалуйста, группы. Займите места за указанными столами:
1 группа-красный цвет.
2 группа-зелёный цвет.
3группа-жёлтый цвет.
4 группа- синий цвет.
5 группа- оранжевый цвет. (Сайд 28)
Внимательно послушайте задания.
Тема исследования «Речь» (1 группа)
Перевести текст на понятный язык
Тема исследования «Словообразование» ( 2 группа)
Сделать предположение, как образовались слова в этой сказке.
Какие части слова несут информацию о слове, делая их понятными.
Тема исследования «Морфология» (3 группа)
Назвать все части речи, которые встретились в данном тексте. Привести примеры.
Тема исследования «Синтаксис и пунктуация» (4группа)
Определить типы предложений.
Прочитайте этот текст выразительно, по ролям, соблюдая нормы интонации.
Тема исследования «Творческая мастерская» (5 группа)
1. Изобразить реальные образы персонажей произведения с помощью карандашей, фломастеров, пластилина (по выбору)
2. Устно дать им словесную характеристику.
Если у вас возникнуть затруднения, то не стоит волноваться. На помощь к вам приду я - ваш научный руководитель. Вы должны лишь сообщить об этом поднятием сигнальной (красной) карточки.
4 .Исследовательская работа в группах, защита работы
- Наконец пришло время для серьезной исследовательской работы. Удачи вам!
(Вернуться к 26 слайду, включить музыку)
4.1Защита работы, самоанализ .
– Работа в группах завершена.
– После заслушивания отчета о проделанной работе, ассистенты групп, по согласованию, дают оценку выступающей группе с помощью сигнальной карточки: зеленая карточка – вопрос раскрыт полностью, синяя карточка – вопрос раскрыт частично, красная карточка – вопрос не раскрыт совсем.
После тщательного исследования каждая группа рассказывает о результатах исследования
1 группа-перевод. (Слайд 29)
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся. А божья коровка говорит за опушкой: - Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
2 группа.
Для образования искусственных слов используются несуществующие в нашем языке корни и известные приставки, суффиксы, окончания.
Суффиксы, приставки и окончания передают следующую информацию о слове:
грамматическая форма (некузявая – качественное полное прилагательное в форме единственного числа женского рода именительного падежа; сяпала – глагол несовершенного вида в форме прошедшего времени единственного числа, женского рода);
морфемное строение (трямк/а/ют- корень, суффикс,окончание);
словообразовательные связи (сяпать – при/сяпать, сяпать – у/сяпать);
лексическое значение (например, сяпала -шла, присяпали – пришли, усяпали – ушли).
3 группа.
Самостоятельные части речи: существительные, прилагательные, глагол, наречие.
бутявку» - предмет, сущ.
Слова «увазила », «вздребенулся» -глагол. Прилагательные: «любые», «некузявые» - какие; наречия – «зюмо-зюмо», междометия: «оее» Служебные части речи (и, не, а, с, в, за и др.)
4 группа.
Признаки разговорного стиля: эмоционально-окрашенные обращения, междометия, побудительные, восклицательные, а также неполные предложения.
Чтение по ролям, соблюдая нормы интонации.
5 группа.
Представляют образы персонажей произведения. Устно дают им словесную характеристику.
– Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли ваши образы с образами профессиональных художников.
Демонстрация м/ф «Пуськи бятые» (Слайд 30-31)
Подведение итогов работы, выводы.
Вернуться к гипотезе. Гипотеза: все слова языка, даже искусственно придуманные,– это образы, которые индивидуальны и являются основой воображения.
Мы доказали, что все слова языка, даже искусственно придуманные, -это образы, которые индивидуальны и являются основой воображения.
Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен.
(Слайд32) Вот что по этому поводу написала сама Л.Петрушевская
«Что же касается сказок» «Пуськи бятые», то дело обстояло так: Слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь, пела, а однажды Слон Наташа стоймя торчала в кроватке, мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: «Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку». И слон Наташа поняла, засмеялась и уселась слушать».
(Слайд 33) -Если Вам понравилось работать над рассказом Людмилы Петрушевской, предлагаю прочитать другие рассказы этой писательницы.
(Слайд 34)- Спасибо за внимание!