Урок русского языка в 5 классе на тему «Местоимение как часть речи»
Тема: Местоимение как часть речи.
Дорогой друг, сегодня на уроке мы будем совершать путешествие в страну «МОРФОЛОГИЯ»! Ты уже знаешь, что страна эта необыкновенная, в ней расположено множество государств. В государстве «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» ты уже побывал. Сегодня нам предстоит побывать в государстве «МЕСТОИМЕНИЕ», вспомнить, что же это за волшебная часть речи – МЕСТОИМЕНИЕ, почему эта часть речи получила такое название и какие тайны она хранит. Мы вспомним с тобой морфологические и грамматические признаки местоимения и узнаем, кто населяет это государство. А в путешествие мы отправимся на необычном современном персональном автоматическом транспорте, которому ты сам можешь дать название:
Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны выяснить, готов ли главный пилот ( а это ты) управлять этим транспортным средством. Тебе предстоит отгадать три грамматические загадки (ответ запиши строчными буквами в именительном падеже):
1. Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть. (имя существительное или существительное)
2. Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ... (глагол.)
3. Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже. (имя прилагательное или прилагательное)
Молодец! Ты верно справился с заданием и достоин вести наше сверхсовременное транспортное средство! Тогда отправляемся в путь!
Страница 1
Саша и Алик на перемене перед уроком русского языка решили выяснить, почему многие части речи носят то или иное название.
Саша: Почему существительное называется «именем существительным», а прилагательное «именем прилагательным»?
Алик: Действительно, а почему глагол не называется «имя глагол»? Давай попробуем разобраться. Вспомним все морфологические признаки каждой части речи, уже повторенной нами в начале учебного года:
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | |||
Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Постоянные признаки | Непостоянные признаки |
- собственные или нарицательные - одушевленные или неодушевленные - род | - число -падеж | ? | -род -число -падеж | - вид - спряжение | -время -лицо -число -род (если есть) |
Саша: Я кое-что заметил: у существительных и прилагательных есть общее: род, число, падеж, только с небольшой разницей: у существительных – это постоянный признак, а у прилагательных – непостоянный.
Николай Владимирович: Я услышал ваш разговор, ребята, и очень рад , что вы усвоили материал предыдущих наших уроков. Но давайте дождемся звонка на урок, и я вас познакомлю с новым государством, которое носит название «МЕСТОИМЕНИЕ». А вы подумайте, может, в этом слове тоже есть что-то общее?
Страница 2.
Николай Владимирович: Начинаем наш урок. И начинаю я его с исследования, которое провели Алик и Саша на перемене. Они искали ответ на вопрос, почему существительное и прилагательное носят название «имя существительное» и «имя прилагательное» и выяснили, что эти части речи имеют общее: род, число, падеж. Действительное, эти части речи, а также имя числительное и местоимение называются именными частями речи. А именные они, потому что в их названии есть слов «имя».
Алик: Теперь я понял, Николай Владимирович, в слове «местоимение» есть слово «имя». Но почему эта часть речи так называется?
Николай Владимирович: Чтобы узнать об этом, надо обратиться в рубрику «Это интересно». На уроках русского языка вы уже познакомились с этой частью речи. А мы уже подъезжаем с вами к государству «Местоимение». И повторим мы эту часть речи, знакомясь с городами этого государства.
Предлагаю твоему вниманию презентацию «Путешествие по государству «Местоимение» Смотри презентацию внимательно, выполняя все задания в тетради.
Презентация.
Надеюсь, ты внимательно изучил презентацию и сможешь пройти еще одно испытание, чтобы перейти к следующей странице.
Тест.
В каком ряду все местоимения?
1) мы, ты, он, дети
2) он, оно, они, я.
3) я, она, они, гулять.
4) мы, вы, она, ямы.
2. В каком ряду все местоимения множественного числа?
1) я, ты, он
2) я, вы, она
3) мы, вы, они
4) мы, вы, оно
3. В каком ряду приведены падежные формы местоимения он?
1) нас, их, его
2) вам, им, ему
3) меня, тебе, (о) нём
4) (к) нему, ему, его
4. Какая грамматическая категория есть только у глаголов и у местоимений я, мы, ты, вы, он, она, оно, они?
1) падеж
2) число
3) лицо
4) род
5. Какие личные местоимения имеют род?
1) 1-го лица
2) 2-го лица
3) 3-го лица
4) все личные местоимения
«5» - 5 верных ответа
«4» - 4 верных ответы
«3» - 3 верных ответа
«2» - 1-2 верных ответа.
Молодец! Если у тебя возникли трудности – это не беда. Попробуй еще раз, и я уверена: у тебя все получится!
Чтобы продолжить урок, нажми кнопку "Далее"
Для завершения урока нажми кнопку "Завершить урок".
Страница 3.
1. «ИДУ НА ВЫ!» ИЛИ ИНТЕРЕСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНИХ МЕСТОИМЕНИЙ
Если ты перешел на эту страничку, значит, ты настоящий любитель русского языка. Страница эта – особенная. Я хочу, чтобы мы сейчас с тобой отправились в прошлое и узнали, а какими были местоимения в древнерусском языке?
В древнерусском языке все местоимения делились только на два разряда: ЛИЧНЫЕ и НЕЛИЧНЫЕ. Многие личные местоимения имели краткую форму – ЭНКЛИТИКИ. («Узелок на память» .пункт 1) . Эти энклитические формы сохранились только в устойчивых сочетаниях.
я ТЕ ДАМ. еДЯТ ТЯ МУХИ. вОТ ТЕ НА.
Знаменитое выражение князя Святослава «Иду на вы!» – это не что иное как энклитическая форма местоимения «вас».
2. В употреблении 2-го лица местоимения, обращенного к собеседнику, в русском языке есть такая особенность: к старшим по возрасту и по положению и к незнакомым людям нужно обращаться на «Вы». Таковы этические нормы, сложившиеся в нашем обществе, обусловленные социальным и семейным укладом, культурными традициями.
Алик: Саша, скажи, пожалуйста, а как ты обращаешься к своей маме или своему папе: «ТЫ» или «ВЫ»?
Саша: Я к своим родителям обращаюсь на ТЫ. А как принято у тебя в семье, Алик?
Алик: В нашей семье принято к родителям обращаться на ВЫ. И я с этим согласен. Они же старше нас, так мы, дети, выказываем свое отношение к ним. А давай спросим у Николая Владимировича, как будет правильно?
Николай Владимирович: Вы оба правы. Местоимение 2-го лица множественного числа по отношению к одному человеку активно и довольно последовательно начинает употреблять Пётр I.
К началу XX века обращение на ВЫ полностью утвердилось в своих правах, но его ждало ещё одно испытание: грянула революция 1917 года, и местоимение ТЫ стало единственно возможным, так как широко начали употреблять слово «ТОВАРИЩ».
И лишь к концу 20-х годов XX века вежливое обращение на ВЫ стало возрождаться. Именно с этого времени стало принято писать данное местоимение с прописной буквы.
В каждой семье есть свои традиции. Обращение к родителям на ТЫ или на ВЫ – выбор семьи. Но к тем, кто старше тебя, всегда надо обращаться на ВЫ. Это правило этикета.
Сегодня ты узнал много интересного, мой юный путешественник. Наше занятие подходит к концу, но у нас остается самое последнее испытание. Если ты его выполнишь правильно, значит, ты хорошо усвоил урок.
Упражнение. «Интересная загадка!».
Задание: необходимо правильно употребить местоимения в тексте. (необходимо местоимение из правого столбика перенести в левый столбик на место пропуска.
Однажды _____ шёл по лугу. Ко ____ пристала ласточка. ____ кружилась около ___ . Ласточка задевала ____ за плечо, кричала жалобно, словно ____ отнял у ____ птенца, словно просила отдать ____ обратно. ___ не понимал, что ____ нужно. Я рассказал об этом деду, и ___ все объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет ___ в траве, а летает около человека и ловит ___ на лету. | ей, их, мне, она, меня, неё, я, ей, их, я, меня, кто-то, он. |
Молодец! Если у тебя возникли трудности – это не беда. Попробуй еще раз, и я уверена: у тебя все получится!
В качестве домашнего задания я предлагаю тебе расширить твои знания по теме «Местоимение» и прочитать лингвистическую сказку в рубрике «ЭТО ИНТЕРЕСНО». Если тебе захочется самому сочинить сказку, то ты можешь это сделать, да и тема для сказки есть: «Почему местоимение так называется?»
Для завершения урока нажми кнопку "Завершить урок".
Язенина Ольга Анатольевна