Методическое пособие

0
0
Материал опубликован 16 September

42

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СТАХАНОВ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7»









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЗАНЯТИЙ

КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ





Разработала : Евдокимова Светлана

Александровна ,

учитель географии





















Стаханов,2025г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 РАЗДЕЛ I . Значение краеведения………………………………………………..4

1.1. Подготовка педагогов и учащихся к поисковой, исследовательской краеведческой работе ……………………………………………………………. .5

1.2. Подготовка учащихся к исследованиям по краеведению…………………7

РАЗДЕЛ II. Формы и методы краеведческой работы по возрождению культурно - исторического наследия своего народа ………………………………………..13

2.1. Структура краеведческой работы……………………………………………13

2.2. Активные формы краеведческой деятельности……………………………..14

2. 3. Формы и методы краеведческой работы……………………………………18 РАЗДЕЛ III. Планирование по краеведению……………………………… ……20

3. 1. Разработки занятий по краеведению………………………………………..20

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….41



























ВВЕДЕНИЕ

В 2000 году в ГБОУ ЛНР СГ №7 г. Стаханова был создан клуб «Меридиан» для учащихся 6 -10 классов. Члены клуба занимаются туризмом, краеведением, экологией и неоднократно представляли наш город на республиканских и международных конкурсах. В ходе работы я часто сталкивалась с проблемой: что делать? Как делать? Так возникла идея создать план работы по краеведению с полной разработкой занятий. Я определила для себя причины по которым написала программу.

1. Стремление к переоценке людських ценностей и интересов учащихся в условиях нових современных технологий.

2. Формирование у учащихся понимания бать не только потребителями природы и бесконечного ее использования, но и желания жить по принципам: «Узнай! Помоги! Не навреди!»






























РАЗДЕЛ I

ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ

«Любить Отечество велит природа, Бог

А знать его - вот честь, достоинство и долг»

[журнал Отечественные записки» 1820г.]


Эти слова можно по праву отнести к краеведению в качестве зпиграфа, ибо знание своего Отечества (родного края) остается актуальним и сегодня. На современном зтапе краеведение рассматривается как уникальное общественно-образовательное явление, в основе которого - познание и передача знаний про родною землю от одного поколения к другому. Оно воспитывает у людей уважение к нашим духовньїм ценностям - языку, истории, культуре, природе. Таким образом, оно непосредственно связано с общими учебно-воспитательными задачами школы, внешкольных учреждений и содействует идейно-патриотическому, нравственному, трудовому воспитанию молодежи, а значит является одной из важных социально-педагогических проблем в нашем государстве.

Краеведение в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами образования.

Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, района, города и других поселений местного населения, для которого эта территория считается родным краем. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук - истории, археологии, этнографии, географии, геологии, экологии. При таком разнообразии объектов изучения краеведение трудно назвать наукой, скорее это конгломерат наук. Оно становится тем звеном, которое объединяет опыт, знание особенностей своего края, развитие экономики.

Школьное краеведение является важным средством связи обучения и воспитания с жизнью. Оно имеет определенную предметную направленность - историческое, археологическое, географическое, геологическое, литературное, этнографическое, экологическое и др. Важной составляющей краеведения является неразрывная связь изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью. Школьное краеведение - важный фактор нравственности, трудового, эстетического, экологического, физического воспитания молодежи. Оно способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, привлекает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает при выборе профессии, осуществляет межпредметные связи, помогает соединить обучение с жизнью, активизирует деятельность учащихся. В школьном краеведении выделяют учебное краеведение (его содержание определяется учебной программой) и внеклассное (его содержание строится в соответствии с планом воспитательной работы учебного заведения). Эти два типа краеведения находятся в тесной связи и дополняют друг друга, но между ними есть различия по содержанию, формам работы, принципам комплектования группы. Учебное краеведение связано с проведением учебных занятий, уроков; внеклассное же опирается на такие формы, как краеведческий кружок, туристические путешествия, экскурсии, экспедиции, вечера и т.п.

Учащиеся получают знания по краеведению на уроках или на занятиях краеведческого кружка в ходе преподавания учителем материала, а также в процессе поисково-исследовательской работы. Краеведческий кружок позволяет педагогу проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальными, стимулировать общественную активность учащихся. Деятельность краеведческого кружка, как одна из форм внеклассной работы, направленная на достижение тех же задач, что и урок, но на другом, конкретном материале и другими средствами. В зависимости от программы, ее содержания, специфики, особенностей, состава кружка, конкретных местных условий, педагог определяет объекты исследования, формы и методы работы, руководит занятиями и работой юных краеведов.

Повышение интереса учащихся к занятиям кружков - это повседневная забота руководителя-педагога. Этому способствует знание различных методов и приемов работы, умелое сочетание и чередование занятий теоретического и практического характера. Результативность работы кружка будет зависеть от того, насколько руководитель информирован об индивидуальных особенностях, интересах, успеваемости в школе учеников кружка. Результаты краеведческой работы по любому направлению краеведения зависят от того, насколько сам учитель, педагог компетентен в области краеведения. Организационную, консультативную и методическую помощь в работе туристическо-краеведческих кружков по выбору маршрута и проведения путешествий, экскурсий, экспедиций осуществляют центры (станции) детско-юношеского туризма и краеведения, туристские отделы домов детского творчества и других внешкольных учреждений.



1.1. Подготовка педагогов и учащихся к поисковой, исследовательской краеведческой работе

Организация и успешное проведение работы по краеведению зависит, прежде всего, от теоретической и методической подготовки педагогов, а также от практической их подготовки к краеведческим исследованиям, от знаний учителем методик проведения различных видов исследований по направлениям краеведения.

Школьное краеведение и туризм тесно связаны между собой, они прекрасно дополняют и обогащают друг друга. Именно поэтому подготовка педагога к краеведческой работе также включает и ознакомление с правилами организации и проведения туристских походов, экспедиций, экскурсий. Учителю, руководителю кружков необходимо знать содержание нормативных документов Министерства образования и науки .

На курсах повышения квалификации учителей географии, истории, биологии и др., должны всегда иметь место лекции и практические задания по вопросам организации и проведения краеведческой работы с учащимися: основные виды источников информации и методы их изучения; сущность исследовательского метода и его приспособления в школьном краеведении; формы и методы краеведческого изучения местной территории, использование краеведческого материала на уроках внеклассных занятиях. На заседаниях районных (городских) методических объединений учителей, руководителей кружков можно рассмотреть некоторые вопросы по организации краеведческой работы, темы лекций, докладов, рефератов, например:

1. Поисково-исследовательская деятельность педагога.

2.Изучение и отбор краеведческой литературы с помощью библиографических указателей, справочников и составления библиографических карточек. Приложение 1.

3.Ведение полевых документов - "Полевого дневника", "Полевого описания", "Тетради для записи воспоминаний и рассказов", "Тетради фото фиксаций"

4.Из опыта работы педагога по повышению краеведческой квалификации.

5. О подготовке и проведении туристских походов, экспедиций, экскурсий с учащимися.

Во время заседаний школьных и межшкольных объединений педагогов можно рассмотреть и такие вопросы, как:

- участие школьников под руководством педагога в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода в учебной и внеклассной работе по предмету; систематичность и последовательность проведения краеведческой работы и ее связь с содержанием учебных программ;

- методика организации и проведения поисковой, исследовательской краеведческой работы учащихся при изучении истории, географии, культуры страны;

- посещение и анализ отдельных занятий краеведческих кружков, уроков;

- обзор новинок методической литературы по вопросам краеведческой работы с учащейся молодежью.

В повышении квалификации педагогов по краеведению наиболее эффективной формой является самообразование, которую желательно проводить по определенному плану:

1. Научно - педагогические основы учебного краеведения.

2. Изучение источников получения краеведческого материала.

3. Методика сбора и изучения источников краеведческой информации.

4. Практические пути привлечения молодежи к поисково-исследовательской деятельности, ее связь с учебным процессом.

5. Формы и методы внеклассной краеведческой работы в системе комплексного изучения края.

Отсутствие системы в краеведческой работе, ее эпизодический характер свидетельствует, прежде всего, о слабом знании учителями источников информации о местной истории, культуре, природе, неумение находить и изучать материалы по тому или иному вопросу.

1. 2. Подготовка учащихся к краеведческим исследованиям.

Подготовка учащихся к краеведческим исследованиям проводится в следующей последовательности:

1. Ознакомить с основной литературой, в которой раскрываются вопросы исследований, привить навыки к ее анализу.

2. Научить детей вести дневник похода, полевую документацию, методике сбора материалов с помощью технических средств (фото-, кино-, видео-камер, магнитофонов, диктофонов).

3. Учащиеся должны знать общие принципы датировки, определения и хранения находок, уметь правильно составлять опросник для записи рассказов, быстро записывать со слов, знать основные требования к ним.

4. Научить школьников пользоваться справочниками, оперировать основными статистическими показателями работы промышленных, сельскохозяйственных и др. предприятий.

5. Научить детей чертить таблицы, схемы, графики, карты и др.

6. Прививать школьникам навыки обработки писем, воспоминаний, документов, умение сравнивать полученный материал с архивными документами и литературными источниками.

7. Научить пользоваться топографической картой, ориентироваться на местности, передвигаться по азимуту, проводить глазомерную съемку местности.

8. Учащиеся должны овладеть туристским минимумом (подготовка к походу, экспедиции, снаряжение и одежда туриста, режим питания, санитарно-гигиенические правила, порядок движения, выбор и оборудование места для привала, ночлега и др.)

Сегодня поисковая краеведческая работа по содержанию, формам и методам ее проведения все больше приближается к исследовательской работе. Проводится не только поиск материала но и определенные исследования, открытия нового. Рассмотрим некоторые аспекты исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская работа школьников. Прежде чем раскрыть вопросы по проведению и организации исследовательской работы со школьниками, следует отметить, что они возникают в связи с глобальными изменениями во многих сферах современного общества, требующих корректировки содержательных, методологических, технологических аспектов образования, пересмотра предыдущих ценностных приоритетов, целевых установок , педагогических средств.

Изменения, происходящие сегодня в современной жизни требуют от образования новых способов обучения, педагогических технологий имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у ученика универсального умения ставить и решать задачи для решения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно продумывать решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Именно этим обусловлено внедрение в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность учащихся как неотъемлемую часть образования, одно из направлений модернизации современного образования. Организация исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационного, методического, информационного, дидактического и психолого-педагогического характера. В связи с этим сегодняшним педагогам необходим определенный уровень научно-методической подготовки, владение технологией поиска и исследовательскими методами. Рассмотрим основные понятия темы. Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность учащихся, связанная с решением ими творческого, исследовательского задания с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, что является демонстрацией тех или иных законов природы) и которая предусматривает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из традиций, существующих в науке:

- постановка проблемы,

- изучение теории, посвященной данной проблематике,

- выбор методик исследования и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала,

- его анализ и обобщение;

- научный комментарий;

- собственные выводы.

Любое исследование имеет подобную структуру. Такая последовательность является неотъемлемой принадлежностью исследовательской работы, нормой ее проведения.

Проектная деятельность ученика - совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, которая направлена ​​на достижение общего результата исследования. Неотъемлемым условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (отработка концепции, определение цели и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание планов, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предусматривающий определение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение необходимых ожидаемых результатов, оценка реализации исследований, определение необходимых ресурсов. Является организационной границей исследования. Главное содержание исследования в области образования в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение нового результата как в "большой" науке. Если в науке главной целью является приобретение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися функциональных навыков исследования как универсального способа освоения действительности, развития способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т.е. самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностно значимые для конкретного учащегося).

Поэтому при организации учебного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании, независимо от предметной области, в которой он развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется отработанными научной средой традициями с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научной среде, используется через задание системы норм деятельности. В развитии исследовательской деятельности учащихся имеются давние традиции: так, существуют детско-юношеские научно-технические общества и малые академии наук, главной целью которых является подготовка абитуриентов в вузы и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. В современных условиях, когда актуален вопрос снижения учебной нагрузки на детей, термин "исследовательская деятельность учащихся" принимает другое значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследования, и увеличивается содержание, связанное с исследовательской деятельностью как инструмента повышения качества образования.

Большое внимание во время проведения и подготовки исследовательских работ уделяют представлению своих исследований, имеющее решающее значение для всей работы, особенно на современном этапе. Наличие стандартов представления работы является характерным атрибутом исследовательской деятельности. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из этих стандартов определены характер языка, объем, структура. Во время представления руководитель и ученик должны с самого начала определиться, в каком жанре они будут работать, и придерживаться его требований. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклады В этих жанрах могут быть представлены не только исследовательские работы, но и другие виды ученической деятельности, например, рефераты.

Анализ работ, представляемых учениками на конференциях, конкурсах позволяют выделить несколько их типов:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе анализа нескольких литературных источников, предполагающие соотношение данных различных источников и на основе этого – собственное трактование поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, который описан в науке и имеет известный результат. Эти работы имеют скорее иллюстративный характер, предусматривают самостоятельное объяснение особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Особенностью этих творческих работ является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологического направления. В последнее время появилось еще одно лексическое значение термина "экология", что означает общественное движение, направленное на борьбу с антропогенным загрязнением среды. Работы, выполненные в таком жанре, часто не имеют научной основы.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере явления, которое исследовали.

Для того, чтобы создать условия для самостоятельной творческой исследовательской деятельности, учащимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени (во время проведения уроков или занятий кружков), чтобы избежать перегрузки учащихся и педагогов. Начиная работу, ученик должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной части исследований. Ему понадобятся до определенной степени сформированные специфические умения и навыки для самостоятельной работы. Новые знания в процессе проведения исследований педагог может предоставить, но в незначительном объеме и только в момент необходимости. Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (помощь и консультации специалистов), информационное (фонд и каталог библиотеки, Интернет, аудио-видео материалы, и др.), информационно-технологические ресурсы (компьютер и др.. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, работы библиотеки, доступ в Интернет), отдельное от занятий место. Все виды необходимого обеспечения должны быть в наличии до начала работы, а иначе исследования не следует начинать, или его следует адаптировать под ресурсы, что вы имеете.

Недостаточное обеспечение исследовательской деятельности не даст результата, который ожидали.

При организации исследовательской работы, следует учитывать возраст учащихся, их заинтересованность в выбранной тематике. Сегодня, как никогда ранее, актуальным является сохранение для последующих поколений традиций, обрядов, обычаев нашего народа, памятников истории, культуры, духовных достижений народа России, сохранение природы, ее красоты. Понять значимость, неповторимость украинской истории, культуры, природы подрастающее поколение сможет через непосредственное участие в поисковой, исследовательской работе по изучению своего края. Темами для исследований могут быть:

обычаи, традиции наций и народностей России, история своего населенного пункта;

истории вымирающих сел и хуторов;

изучение замков, крепостей, курганов, археологических памятников своего края;

потерянные и уничтоженные документы, рукописи, книги;

история храмов, соборов, церквей, монастырей, др. святых мест и их возрождения;

традиционно-бытовая культура народов России (традиционные народные ремесла, орудия труда, одежда, еда, фольклор, народная медицина, семейная педагогика),

фольклор своей местности;

поиск и создание генеалогических деревьев, таблиц, родословных росписей;

земляки - выдающиеся фигуры, их деяния, дела, достижения и открытия;

установление забытых фактов истории Великой Отечественной войны нахождение несправедливо забытого художественного наследия;

создания книг памяти своего края;

изучение истории природопользования;

взаимоотношения человека с окружающей средой через хозяйство, быт, национальные промыслы, народные праздники и т.п.;

исследовательская работа в национальных парках, заказниках, заповедниках, лесничествах;

составление путеводителей по живописным местам своего края;

памятники и памятные места своего края и т.д.

Далее предлагаются методические рекомендации по организации исследовательской работы по различным направлениям краеведения и некоторые методики по изучению объектов истории, культуры, природы родного края.




































РАЗДЕЛ ΙΙ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ СВОЕГО НАРОДА

Повышенный интерес к краеведению в последнее время не случаен, так как краеведческая работа, краеведение рассматривается как одна из важнейших социально-педагогических проблем в государстве, направленной на воспитание молодого поколения на лучших традициях и примерах служения своему Отечеству, народу.

Основой краеведческой работы, ее отправной точкой является поисково-исследовательская деятельность, связанная с изучением своего родного края, исторических событий, природных явлений и их оценки.

2. 1. Структура краеведческой работы:

Во-первых – это часть учебно-воспитательного процесса в школе и внешкольных учреждений, а значит непосредственно связана с общими учебно-воспитательными задачами школы и содействуют идейно-патриотическому, нравственному, трудовому, эстетическому и другими видами воспитания молодежи.
Во-вторых – Это такая форма деятельности, которая предполагает гармоническое сочетание краеведческой работы с выполнением полезного задания, т.е. изначально активизирует работу классного руководителя, учителя, учащихся, наполняя ее конкретным содержанием, а значит интересными и полезными делами.
Что же касается функциональных особенностей краеведения, то они сводятся к следующему:

1.Краеведческая работа осуществляет систему беспрерывного обучения и воспитания, при которой формируется культурный потенциал, как высшая цель нации – личность гражданина России с развитым национальным самосознанием.

2.Краеведческая работа удовлетворяет личность в творческой самореализации и дает ей дополнительное образование.

3.В формировании многогранности личности большую роль играет комплексный подход к обучению и воспитанию, в основе которой лежит вариативность форм и методов краеведческой работы.
Объединяя эти три пункта можно сказать: воспитание развития личности осуществляется через систему форм и методов воспитательной работы в т.ч. краеведческой.
В последнее время суммируется термин обновления системы внешкольного образования и воспитания. И это не лозунг, не декларации, а действительность и обусловлена она рядом причин:
- возрастанием роли личности;
- интеллектуализацией учебного процесса;
- экономической нестабильностью в государстве и семье;
- уменьшением объема знаний в школе;
- сокращением времени пребывания в школе;
- снижением рождаемости.


Все эти причины и ставят остро вопрос об обновлении системы форм и методов воспитательной работы, которые помогут Личности выжить в измененных условиях, помочь ей в познании своей индивидуальности, своих желаний, целей. Помочь познать условия жизни в природе, обществе, от которых она зависит, и которые так или иначе нами воздействуют.
Таким образом суть обновления воспитательной и краеведческой работы, в частности, состоит:

- в утверждении духовности;
- в утверждении национальной культуры;
- приобретении физического и интеллектуального потенциала;
- формированию гармонических отношений с окружающим миром;
Все эти задачи будут успешно осуществлены, если будут созданы соответствующие условия:
- кружки, клубы, краеведческие объединения, музеи;
- крепкая материальная база этих учреждений;
- взаимодействие всех структур города (дома творчества, школа, центры туризма и краеведения);
- комплексный подход к обучению и воспитанию, т.е. изучения своего края, его истории, географии, экологии, народоведения и т.д.

По форме деятельности всю краеведческую работу можно разбить на 4 группы:
1.Общественно-полезная форма: участие в движениях, акциях, экспедициях, трудовых праздниках, археологических раскопках.

2. Познавательно-развивающие: викторины, турниры, диспуты, игры эрудитов, брейн-ринги, литературныестудии, клубы, конкурсы, празники-встречи, кругле столы, выставки, дниоткрытых дверей.

3. Художественно-эстетические: вечера, фестивали, ярмарки, КВН, концерты.

4. Военно-спортивные: соревнования, игры, фестивали.

Через эти формы и должно проходить развитие мышления, практическая направленность, использование активных методов.


2. 2. Активные формы краеведческой деятельности

Походы, экскурсии. В этом виде деятельности не только выработка умений и навыков, не только приобретение дополнительных знаний об объекте, явлении природы, но они стимулируют такие качества личности как чувства дружбы, взаимовыручки и имеет большое значение в изучении родного края. Кроме того, это не только форма общественно-полезного руда, итогом которой является отчет-документ, по которому оценивается качество проведенного похода, но и методическое пособие для других.
Тематика походов и экскурсий должна быть разнообразной. Так например можно провести поход-викторину «Знаешь ли ты свой край?» или фото путешествие «В объективе - Родина».
Конкурс – вид краеведческой деятельности, в котором демонстрируются знания на высок уровне, в игровой форме.
Например: Интеллект-шоу с использованием заданий из разных отраслей знаний(по типу телепередачи «Слабое звено»).

Конференция – позволяет самостоятельно выбрать тему, готовить небольшие исследования и выступить по их результатам. Обычно на выступление отводится 5-7 минут. Особое внимание уделяется личному вкладу учащихся, а не переписанному материалу из источника..

Лекция, семинар – самостоятельное получение знаний с помощью разнообразных источников и с последующимих в коллективе обсуждением на основе информации. Так кружок «Юные музееведы» могут провести семинар «История основания Луганского краеведческого музея»

Диспут - форма работы, возводимая на основе заранее подготовленной дискуссии и предлагает обсуждение противоречивых вопросов. Предметом дискуссии может быть: информация, факты, явления, элементы которых является истиной на первый взгляд, но вызывают спорное суждение. Например: при обсуждении романа Фадеева «Молодая гвардия» можно обсудить ряд вопросов, по которым в настоящее время множество противоречивой информации. Дискуссионными могут быть темы: «Фадеев - писатель, Фадеев-политик – 2

грани одной трагедии».
Интересные диспуты на экологическую тему «Экология родного края». Дискуссионными вопросами могут быть: «Целесообразность исследования новых технологий и их внедрение в повседневной жизни».


Исследовательская работа – самый сложный, но благородный вид краеведческой деятельности. Это форма работы предполагает участие школьных групп, объединений, экспедиционных отрядов в школе или в классе. Каждая группа с учетом возрастных особенностей, а также умений и навыков может выполнить определенное задание. Например: объектом изучения выбран храм или уникальная церковь (группа №1 составляет карту, расположение объекта, оборудование; группа №2 собирает теоретический материал; работает в архиве, собирает и систематизирует материал о людях, населяющих этот край, их верования; группа №3 собирает информацию про этнические группы(евреи, цыгане, католики, христиане, иудеи) группа №4 собирает задания, связанные с оформлением материалов и т.д.)
Деловые игры – обеспечивают максимально эмоциональное и практическое приобщение к контрастной игровой ситуации, помогает развитию организаторских способностей. Деловая игра дает коллективное принятий решений в тех случаях, когда в реальных условиях это невозможно. Условия игры можно привязать к истории изучения родного края. Например: по историческому краеведенью по теме: «Заселение Луганщины» раздаются роли. 1.Кто впервые обратил внимание на лучшее месторасположение? 2.Люди, не имеющие нормальных условий для жизни! 3.Основание заводов и т.д.
Главное во всех формах работы – это заинтересовать детей, научить их умению видеть, сравнивать, разнообразить методы подачи материала и все это для того, чтобы как говорил известный немецкий просветитель 19 века Лессинг «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога - размышляйте и хоть криво, но сами».

Изучение любой темы состоит из трех частей:

1. Подготовка включает: изучение старых и новых знаний по данному вопросу, овладение соответствующей исследовательской методикой, изготовления оборудования, составление плана.

2. Проведение исследования темы состоит в точном выполнении исследовательской работы по намеченному плану, в фиксации результатов наблюдений в сборе материала, в использовании литературы, картографических и архивных данных, записи старожилов, ведение дневника и т. д.

3. Обработка собранного материала. Необходимо систематизировать материалы исследования, проанализировать данные, сделать выводы, изложить в письменном виде, суть научного значения проведенного исследования, оформить материалы для пополнения школьного музея.

Краеведческий кружок, в отличии от географического работает над изучением лишь определённой части своего края, что дает возможность исследовать его географические комплексы и выяснить процессы и внутренние изменения, которые помогут при изучении и более больших территорий.

Организация и проведение внеклассной работы по краеведению зависит от интересов учеников и самого учителя географии и может отрабатываться как в широком, так и в узкоспециализированном плане.

Занятия по краеведению как практические, так и теоретические должны быть интересными, доступными детям школьного возраста, связаны с жизнью с общественно-полезным трудом.

Следует использовать различные методы и способы развязывания проблем краеведческого характера.

1. Внеклассное (индивидуальное или групповое) чтение географической, краеведческой, художественной или другой литературы о своем крае, составление краеведческой библиографии.

2. Сбор картографического материала о своем городе, области, районе.

3. Географические наблюдения и исследования.

4. Экскурсии, походы, путешествия во время каникул.

Краеведческие походы могут иметь особые названия:

а) походы-встречи с выдающимися людьми своего района, встречи с краеведами других кружков района

б) «эстафетные походы» - совместная работа краеведов города, района по определенной тематике, когда собранный материал одним кружком передается другому, дополняется и т.д. пока не дойдет, например, до краеведческого музея.

5. Городские, областные слёты и конференции краеведов.

6. Организация краеведческо-туристических лагерей во время каникул.

7. Организация в школе краеведческого уголка, музея.

8. Географические вечера.

9. Семинары и сборы на краеведческие темы.

10.Выпуск краеведческих журналов, бюллетеней, стенгазет, монографий.


2. 3. Формы и методы краеведческой работы

Краеведческое направление во внешкольной работе с учащимися является популярной потому, что базируется на свободном виборе того занятия, того дела, которое бы удовлетворяло личность в творческой самореализации, а следовательно имеет большой потенциал воспитательних, образовательних и развивающих возможностей.

Составными частями краеведческой работы являются:

- деятельность кружков, зкспедиционних отрядов, школьных музеев;

- проведение походов, зкскурсий;

- участие в Российских и республиканских краеведческих зкспедициях и акциях;

- сбор краеведческого материала для предметних кабинетов и музеев.

По форме деятельности всю краеведческую работу можно разбить на группы:

1. Общественно - полезная: участие в краеведческих зкспедициях, трудовых праздниках, акциях, археологических раскопках ит.д.

2 Познавательно - развивающая: турниры, диспуты, игры эрудитов, брейн-ринги, литературные студии, клубы, конкурсы, праздники-встречи, круглые столы.

3. Художественно-зстетическая: вечера, ярмарки, КВН, концерты, выставки.

4 Военно-спортивная: соревнования, игры, фестивали.

Именно через вариативность форм и методов краеведческой работы и формируется национально-сознательная, гармонично-развитая личность, наделенная глубокой гражданской ответственностью, патриотическими чувствами.

Одним из звеньев учебно-воспитательной работы, обеспечивающей получение учащимися дополиительных знаний по краеведению, является краеведческий кружок. «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы... Прочная постановка внеклассной работы может быть гарантирована только кружком» - писал Н.Н. Баранский1.

Работу учащихся в кружке нужно всегда оценивать и вести учет. Для этой цели следует на каждого кружковца завести учетную карточку, которая должна состоять из двух частей:

Данные о кружковцах;

Сведения о его работе в кружке (зто поможет руководителю определить степень участия в том или ином полезном деле, а для учащихся - это стимул в работе).

Основные методы в работе кружка - это различние виды самостоятельной (индивидуальной или групповой) работы кружковцев, которая содействует проявленню их творческой инициативы. В процессе такой работы учащиеся овладевают умениями и навыками поисково-исследовательской деятельности. Целесообразно привлечение учащихся к библиографированию. Они могут участвовать в составлении библиографических карточек, каталогов собранных материалов и др.

Для зтой цели полезно ознакомить их в библиотеке с методикой составления карточек, аннотированием и библиографированием краеведческой литературы. Основным методическим требованием к работе с краеведческим материалом должен быть постепенный переход от простых и общедоступных источников к более сложным.

2.4. Планирование по краеведению


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1,2,3

Вводное занятие по теме «Краеведение» Краеведческая библиография

3

2

1

4,5

Рельеф. Минералы и горные породы края. Полезные ископаемые своей местности.



2

2

1

6,7,8

Сбор образцов горных пород и полезных ископаемых своего региона, оформление коллекции полезных ископаемых.


3

2

1

8,9

Почвы края.


2

1

1

10,11

Водные ресурсы своего края.


2

1

1

12,13

Растительный и животный мир своего края

2

1

1

14,15

Исторические памятники, памятники природы

2

2


16

Этнография. Исследование своей местности

2

1

1







































РАЗДЕЛ III

РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ


Занятия № 1,2,3 «2 теоретическое + 1 практическое»

Вводное занятие по теме «Краеведение». Краеведческая библиография.


Цель: обозначить роль и значение краеведения в изучении школьных дисциплин; сделать обзор архивного и печатного материала о своем крае.

Содержание: Понятие «краеведение» в системе географии и истории. Кто

мы? Сколько нас? Географическое и историческое краеведение. Обзор картографического и печатного материала о своем районе, городе(может провести библиотекарь). Можно провести встречу с местным писателем, журналистом.


Методические рекомендации

Один из недостатков в работе краеведов то, что материалы по изучению своего края чаще всего не сохраняются должным образом, нет последовательности в работе, в результате чего часто каждому учителю приходится всё начинать сначала.

Раздел историческое краеведение может включать материал по истории своего населенного пункта в прошлом (его основание, кем и когда основан, почему?) материал о выдающихся людях своего края, о выдающихся событиях в крае. Такой материал можно оформить по разделам:

Анкета:

- название места;

- место расположения, административное подчинение.

2. Вступление (история возникновения, основания).

3. Современное состояние.
4. Выдающиеся для данной местности события.

5. Главные памятные места.

6. Подбор использованной литературы.


Начинать работу следует с периодической печати истории края.

Например: на одном из занятий кружковцам дается свежий номер газеты и предлагается найти в ней исторический материал, который можно включить в реферат или статью на указанную тему. Затем на занятиях кружка детально рассмотреть эти материалы, определить положительные и отрицательные сторони этой работы, указать на недостатки, рассказать как лучше выполнить это задание. Таким образом, в связи с запланированными темами кружка учащимся дается, на основе работы с периодической печатью, задания для сбора и обобщения краеведческого материала, который обязательно должен храниться в специальных папках. Составляется список собранного материала или заводится картотека.

Следующим этапом исследовательской деятельности по предложенным историко-краеведческим темам может быть изучение мемуарной литературы - произведений, составленных по воспоминаниям авторов, о событиях личной и современной жизни.

Одним из путей сбора историко-краеведческого материала является переписка с интересными людьми, архивами, военкоматами, музеями и другими учреждениями. Несмотря на кажущуюся ее легкость, она требует определенной методики. Переписке предшествует большая подготовительная работа - тщательное изучение вопроса по общедоступной литературе.

Нужно стремиться к тому, чтобы поиск обогащал взаимно переписывающихся. Следует оказывать помощь, заботу, внимание людям, с которыми ведется переписка, и прежде всего, с ветеранами Великой Отечественной войны. Желательно завести "Книгу учета" переписки, иметь общую папку на каждого человека, особенно если ведется длительная переписка. В папке хранится и тетрадь учета всей полученной информации и всех материалов: когда и от кого получено письмо, кто и когда писал ответ, имя руководителя. редактировавшего ответы на письмо, и как краеведы выполнили просьбьы, советы и рекомендации абонента. В папке, в специальном конверте, должна храниться копия письма. Наиболее ценные письма заносятся в основной фонд школьного музея и используются в зкспозиции.

В процессе работы с архивами нужно отбирать такой материал, который будет содействовать наиболее зффективному решению учебно-воспитательных задач. Приступая к поиску по архивным документам, нужно определить тему, направление отбора фактического материала, уточнить хронологические рамки исследования и установить все изменения, которые произошли в административном делении того или иного района.

Большое исследовательское значение имеют материалы текущего делопроизводства государственных учреждений, предприятий, колхозов, совхозов. С помощью руководителя зти материалы, по мере необходимости, заносятся на карточки и используются в кружковой работе. Поиск, исследование, как правило, заканчивается написанием реферата или других творческих работ по истории родного края.

Но географам всегда ближе темы географического краеведения – изучение природы родного края: рельефа, полезных ископаемых, вод, климата, растительного и животного мира.

На первом занятии по краеведению желательно выявить и сделать обзор печатного материала (книг, журналов, газетных статей) рукописей о своем крае. Можно сделать карточки с краткой аннотацией каждого издания. Лучше всего эти карточки озаглавливать «Геология нашего края», «Климат края» и т.д.

Можно просмотреть фильм о своем крае, подборку фотографий. Провести встречу с библиотекарем, который поможет подобрать этот материал, с работниками архива, местным поэтом, художником, или просто с человеком, который хорошо знает свой край, изучал его прошлое и настоящее.


Д/з. Записать воспоминания старшего поколения о каком-то событии, связанных со своей местностью. Обязательно указать

- место записи (область, район, город, село)

- кто рассказчик Ф.И.О, год рождения , место рождения, национальность, образование

- домашний адрес

- давно ли он здесь проживает

- кто и когда сделал записи

- от кого слышал или узнал рассказчик ту информацию, которую рассказал ученикам.

Правила записи

Определить цель беседы, составить план вопросов.

Записи ведутся группой в 2-3 человека, один ведет беседу, другие записывают.

Уточняют час действий и фактов, о которых идет речь, даты, фамилии, географические названия. Сложные названия и фамилии пусть запишет сам рассказчик.

Записи надо прочитать рассказчику для проверки.

Факты и действия, которые вызывают сомнения , необходимо уточнить у других информаторов.

Проверенные записи записывают в специальную тетрадь воспоминаний.

Если надо записать фольклор, мелодию можно применить диктофон, кинокамеру.


Занятия № 4, 5 (1 теоретическое+1 практическое) Рельеф. Минералы и горные породы края. Полезные ископаемые своей местности.


Цель: Изучить формы рельефа, минералы, горные породы и полезные ископаемые своего края.

Содержание: Изучить основные формы рельефа своего района. Напомнить такие понятия, как минералы и горные породы. Ознакомиться с коллекцией минералов горных пород. Определить основные свойства минералов: блеск, цвет, цвет черты, твердость. Разделить горные породы на основные группы:

магматические, осадочные, метаморфические. Составить коллекцию горных пород своей местности. Назвать полезные ископаемые своего района.


Методические рекомендации

Изучение темы идет по плану:

Общая характеристика местного рельефа: равнинный, равнинно-волнистый, моренный, равнинно-балочный, равнинно-холмистый и т.д.

Нанести на карту местности важнейшие формы рельефа.

Происхождение рельефа своей местности.

Какими горными породами сложены главные формы рельефа, как они возникли.

Наивысшая и наинизшая отметки местности над уровнем моря. Относительные высоты.

Куда идет основной склон местности? Почему?

Определить основные водоразделы края, определить их характер.

Какие факторы влияют на современное состояние рельефа местности, что изучается, какие изменения возможны в будущем?

Как люди используют отдельные формы рельефа и изменяют их?

Как связаны между собой рельеф, его геологическое строение, гидрология, климат.


Занятия № 6, 7,8 (2теоретическое + 1 практическое ) Сбор образцов горных пород и полезных ископаемых своего региона, оформление коллекции полезных ископаемых.

Цель: Знакомство с горными породами и полезными ископаемыми своего

региона.

Содержание: Дать понятие горные породы, минералы, полезные ископаемые, произвести отбор образцов. При наличии горного обнажения - сделать его описание. Оформить коллекцию горных пород полезных ископаемых.


Методические рекомендации


В гражданском строительстве, для развития промышленности, сельского хозяйства важно знать геологию своего края. Для развития экономики страны первостепенное значение имеют полезные ископаемые. Их поисками занимаются специалисты – геологи, но зная каждый уголок своего края, школьники могут приходить на помощь специалистам. Под руководством опытных учителей они не редко открывают место рождения полезных ископаемых, которые имеют промышленное значение.

При поисках полезных ископаемых необходимо иметь в виду:

а) что определенные полезные ископаемые связаны с определенными геологическими отложениями. Зная геологическое строение своей местности, можно ориентировочно решить, что искать;

б) что на глубинах до 5 метров чаще всего находят гончарные, каолиновые, кирпичные глины, строительный гравий, кварцевый песок для стекольной промышленности, известняки и мел, фосфориты, бокситы, железные руды, уголь; на болотах торф, болотную руду;

в) что обломочный материал встречается, как правило, в долинах рек.


Ниже приведен образец записи обнажения. Приложение 1

Описание обнажения сопровождаются взятием образцов с каждого слоя для дальнейшего изучения его минерального состава. Размеры образцов должны быть диаметром порядка 10 см. Также из слоя должен быть отобран максимально полный палеонтологический материал. Каждый образец должен иметь номер, который указывается в описании. Перед упаковкой образца к нему обязательно прикладывается этикетка размером примерно 4 x5 см следующего содержания:


Горный компас и определение элементов залегания пород

При описании наклонных пластов (слоев) указываются их элементы залегания, определяющие положение этих слоев в пространстве - линия простирание, линия падения и угол падения.

Угол падения - это угол между горизонтальной плоскостью и плоскостью слоя.

Линия падения - это линия, лежащая в плоскости слоя и направленная в сторону его наибольшего уклона. Положение этой линии легко определить, если капнуть водой на наклонную плоскость слоя. След течения по плоскости слоя и будет линией его падения.

Линия простирания - это любая горизонтальная линия, лежащая в плоскости слоя, перпендикулярная линии падения.

Сами по себе эти элементы лишь принадлежат каждой определенной наклонной плоскости, но не определяют ее положения в пространстве. Для того чтобы сориентировать плоскость в пространстве, необходимо определить положение ее линии простирания и линии падения относительно сторон света, т. е. определить углы между этими линиями и направлением на север. Эти углы называются азимутами, соответственно азимутами простирания и азимутом падения. Замеры азимутов простирания и падения на местности проводят горным компасом.

Горный компас в отличие от географического имеет некоторые особенности, облегчающие работу с ним. Эти особенности заключаются в следующем:

1.В большинстве случаев (но не всегда) горный компас крепится на прямоугольной подставке таким образом, что ее длинные стороны параллельны оси С- Ю на компасе.

2. На лимбе компаса, т.е. круговом циферблате, разделенном на 360°, деления оцифрованы от 0 (С) до 360° в порядке, обратном движению часовой стрелки, т. е. положения В и 3 на компасе, обратные по отношению к действительному расположению этих частей света. Для чего это сделано, будет ясно из дальнейшего изложения.

3. Для замера вертикальных углов, т.е. углов падения плоскостных элементов, в горном компасе имеются специальный отвес (клинометр) и полукруглая шкала для него, расположенная параллельно шкале лимба. Посередине этой шкалы обозначена отметка 0°, совпадающая с обозначением 90° (В) на лимбе. От 0° в обе стороны располагаются деления до 90° соответственно. Отвес свободно колеблется только при вертикальном положении пластины компаса и нажатой кнопке фиксатора.

4. Для приведения площадки компаса в строго горизонтальное положение в нем имеется специальный уровень.

5. Северный конец магнитной стрелки компаса всегда ориентируется на северный магнитный полюс, а азимуты отсчитываются от северного географического полюса. Для устранения этого разногласия во многих моделях горных компасов имеется устройство для ввода поправки на магнитное склонение.

При замере азимутов компас в горизонтальной плоскости ориентируется значением 0 на лимбе (осью Ю-С) по направлению, азимут которого надо взять. В этом случае отсчет значения азимута берется по северному концу магнитной стрелки. Азимут простирания слоя можно замерять по любому из направлений линии простирания. Значения будут отличаться на 180°.

Замеряют также азимут залегания и уголов падения слоев горных пород.




Занятия № 9,10 (1 теоретическое + 1 практическое) Почвы края.

Цель: Выявить особенности почв своего края (знакомство с почвами можно провести во время

экскурсии, по почвенным картам, по документам, фотографиям почв и почвенных горизонтов).

Содержание: Выявить в районе площади с отдельными видами почв; составить карту почв. Определить факторы почвообразования и причины своеобразия местных почв Обогащение почв органическими, минеральными, химическими удобрениями Мелиоративные работы. Лесополосы, их роль. Описание одного из типов почв.


Методические рекомендации

Почвы образуются из горных пород под влиянием воды, воздуха, живых организмов, особенно растений. Отмершие части растений разлагаются микроорганизмами и обогащают почву перегноем. Растения берут из почвы калий, азот, и другие питательные вещества.

На корнях растений бобовых (горох, бобы и др.) образуются бульбочковые бактерии, которые усваивают атмосферный азот и обогащают им почву.

Плодородие почв зависит от присутствия в ней питательных веществ, структуры, от состава, влажности, кислотности и др. физических, химических и биологических свойств.

Для улучшения плодородия почв люди обрабатывают почвы, производят мелиоративные работы (осушение, орошение, внесение удобрений).

Различные зоны Земли имеют определенные преобладающие типы почв (латеритные, черноземы, сероземы, торфяно-болотные и другие), но и в одном и том же районе они могут быть разными.

Изучение почв своего района проводится для того, чтобы найти и предложить пути увеличения их плодородия. В разных регионах – различные актуальные агрономические проблемы, например, где-то первоочередная задача – искусственное орошение, где-то – осушение, а где-то наиболее современные методы обработки.

Руководителю кружка необходимо выбирать темы для изучения соответственно местных условиям


Изучение свойств почв в полевых условиях .

Характеристика типов почв приведена в таблице. Приложение 2


Изучение и описание почв проводится по грунтовыми разрезами, которые закладываются в пределах природного комплекса с учетом: средней крутизны склона, особенностей микрорельефа, средней каменистости почв, наиболее типичного растительного покрова. В условиях равнинного рельефа для закладки почвенного разреза выкапывается шурф глубиной 1,5-2,0 м до почвообразующих пород (в Донбассе глубина будет значительно меньше), длиной до 2 м и шириной 0,7-0,8 м. Стенка шурфа, на которую попадает больше света, остается прямой, по ней проводится описание почвенного разреза. Противоположная стенка спускается к днищу лестницей.

Описание грунтового профиля начинается с выявления генетических почвенных горизонтов и определения их мощности. Почвенные горизонты выделяются на основе комплекса признаков: цвета, механического состава, структуры, плотности, влажности и др. Указанного комплекса морфологических признаков достаточно для уточнения границ грунтовых признаков.

Почвенные горизонты индексируются и описываются. При описании почвенных профилей, для каждого горизонта отмечается: мощность, цвет, влажность, механический состав, структура, новообразования, включения, выраженность перехода горизонта в горизонт и характер нижнего предела В почвенном профиле выделяются следующие горизонты:

Ао - пахотный горизонт. На всех пахотных почвах образуется за счет верхних слоев почвы.

АП-подстилка, грубый гумус. В лесу - это опадающие листья, хвоя, ветки и др., На лугах и в степи - травянистый волок (стебли, листья и др.).

Ад - дерновый горизонт. Верхняя часть гумусового слоя целинных и залежных земель под травянистой растительностью, сильно переплетенной корневой системой растений.

А - гумусовый, перегнойно-аккумулятивный горизонт. Формируется в верхней части почвенного профиля, в нем накапливаются органические вещества разлагаются. Окрас, в сравнении с другими горизонтами, более темный.

Аг - элювиальный горизонт растворения и вымывания различных веществ в ниже лежащие слои. В разных почвах элювиальный горизонт может иметь различные названия: подзолистый, оподзоленный, солонцеватый и т. д.

В - горизонт постепенного перехода от аккумулятивного горизонта до почвообразующих породы. В нем откладываются вещества, которые выносятся из вышележащих горизонтов. Поэтому этот горизонт чаще называют элювий или горизонтом вымывания.

О - глеевый переувлажненный горизонт;

С - почвообразующая порода;

Д - коренная порода подстилающей поверхности.

Мощность горизонтов определяют в сантиметрах с помощью мерной ленты («сантиметра»), протянутой вниз по вертикальной стенке почвенного разреза. мощность сказывается двумя числами, которые показывают положение верхней и нижней границы горизонта от поверхности. Например, Ад-0-7, АИ -7-32 и т.д. В знаменателе иногда указывают общую мощность горизонта:

А, 7-237-23 и т.д.

Цвет практически определяют на глаз, путем сравнения с общеизвестными предметами, для унификации цветовых определений. В полевых условиях желательно иметь образцы цветовых шкал. Цвет обозначаются одним словом или словосочетанием. В последнем случае основной (доминирующий) цвет ставится в конце, например, буровато-серый. В случае неравномерного окрашивания горизонта, необходимо указать характер распределения окраски (пятнистая, полосатая, заплывами и т.п.). Следует иметь в виду, что цвет почвы зависит от степени ее увлажнения, источника освещения и структурности почвы.

При полевом определении влажности почвы можно воспользоваться следующими признаками:

1) Сухой грунт - присутствие влаги в почве рукой не чувствуется, грунт пылит, не холодит руку;

2) Свежий грунт (слабо влажный) - почва слегка холодит руку, не пылит;

3) Влажный грунт - в руке ясно ощущается влага; грунт сжимается в комки; бумага, приложенная к почве, быстро делается влажной;

4) Мокрый грунт - при сжатии в руке выделяется влага.

Механический состав почвы -это ее состав по величине частиц, составляющих. В поле чаще определяется пробой на скатывание(при необходимости почва для этого немного увлажняется). Механический состав может быть:

1. Песчаный (песок) - почва не скатывается в шнур (песка 90-100%);

2. Супесчаный (супесь) - неустойчиво скатывается в шнур в процессе скатывания распадается (песка 80-90%);

3. Легкий суглинок (песка 70-80%) - почва скатывается в шнур, а при сворачивании в кольцо распадается на отдельные дольки в самом начале свертывания;

4. Средний суглинок - при сворачивании в кольцо грунтовой шнур глубоко трескается и распадается (песка 60-70%);

5. Тяжелый суглинок - при сворачивании в кольцо грунтовой шнур трескается только по поверхности (песка 50-60%);

6. Глинистый (глина) - при сворачивании в кольцо грунтовой шнур совсем не трескается (песка менее 50%).

Иногда для определения механического состава в полевых условиях применяют так называемый «сухой метод». Зерно почвы раздавливают ногтем на ладони и втирают в кожу. Чем оно тверже, прочнее и чем большая часть почвы втирается в кожу, тем тяжелее почвы по механическому составу.

Структура почвы, то есть ее способность распадаться на различные по форме и размерам частицы, хорошо прослеживается уже при копании грунтовых шурфов, когда почва, сбрасываемая с лопаты, рассыпается на части определенной величины и формы. Чаще при определении структуры ножом или лопатой с каждого горизонта принимают грудки грунта, затем разламывают легким нажимом или подкидывают на ладони, наблюдая насколько грунт прочный и на какие частицы он распадается.

Классификация структурных частиц может быть представлена ​​следующим образом: Приложение 3

Название структуры дается по преобладающим частям.

Структура почвенных горизонтов часто бывает неоднородной. В таких случаях, согласно характера структурных частиц, почвенной структуры дается двойное название: комковато-зернистая, ореховато-зернистая и т.п. При определении структуры следует помнить, что структурные частицы увеличиваются сверху вниз по почвенному профилю: для верхних горизонтов характерна зернистая, грудковато-зернистая, пылеватые и другие структуры, для низших - ореховатая, глыбовая и др.

По плотности почвы могут быть очень плотные, плотные, рыхлые и рассыпчатые.

Пористость почвенных горизонтов может быть: тонкопористый, пористый, губчатый, ячеистый и т.д.

Трещиноватость различается по ширине трещин и щелей в почвенной массе. Почвы бывают трещиноватые и плотноватые.

Новообразования - это скопление в почвенной массе хорошо выраженных различных веществ и соединений, выделившихся в процессе почвообразования (солевые корочки, налеты, конкреции и др.). Сюда же относят ходы различных землероев, заполненных грунтом - "кротовники". Все новообразования тщательно описываются: размер, глубина, плотность, вскипание с кислотой, цвет и др.

Отмечается также наличие в почве включений-предметов, чисто механически привлеченных в грунтовую массу и не связанных с процессами почвообразования. К ним относятся валуны, раковины, обломки кирпичей, кости животных и т.п.

Определяется характер перехода горизонтов, связанный с выраженностью и характером их нижней границы. По степени выраженности выделяют следуя типа перехода горизонта в горизонт:

1) Резкий - переход осуществляется в течение 1-2см;

2) Ясный - переход осуществляется в течение 2-5см;

3) Заметный - переход осуществляется в течение 5-10см;

4) Постепенный - переход осуществляется в течение более 10 см.

По своему характеру границы переходов бывают волнистые, языковые, натеки и т.д.

Весь почвенный профиль проверяется на вскипания от раствора соляной кислоты.

Полевое описание почвенного профиля заканчивается полным названием грунта. Определяется он на основании всех ее вышеперечисленных морфологических признаков. Полное название включает в себя ее генетический тип и подтип, механический состав (по верхнему горизонту), степень оподзолености (глинистости, засоленности, смытости), состава почвообразующих пород. Например, чернозем мощный или средний, суглинок слабо смытый на лесоподобных породах.

При окончательном определении почвы пользуются грунтовыми определителями. Но для детального и более полного ознакомления с почвами. изучаемых в поле, с почвенных разрезов можно отобрать почвенные образцы для физико-химических анализов.

Описание почвенно-растительного покрова фиксируется в полевых дневниках. Все данные фиксируются в соответствующих графах бланков, таблиц. Если явление или процесс отсутствуют, в записях это фиксируется прочерком или словами "нет", "не выражен", не наблюдалось "и т.п. Следует избегать незаполненных или пропущенных граф, что в дальнейшей обработке полевых материалов может привести к ненужным сомнений


Занятия № 10, 11. Водные ресурсы своего края.

Цель: изучить водные ресурсы своего региона.

Содержание: водные богатства края, наличие питьевой воды, загрязнение природных, водных объектов.

Методические рекомендации

Вода - один из важнейших элементов внешней среды, которую можно употреблять только в том случае, когда она имеет необходимое качество, характеризующееся ее органолептическим свойством, химическим составом и характером микрофлоры.

Органолептическое качество характеризуется комплексом таких показателей как прозрачность, цвет, запах, вкус и температура.

Отбор проб воды

Для правильной оценки качества воды в водоеме, характеристики его химико-биологического состояния, степени загрязненности и т.п., нужно выполнить два условия: удовлетворительный анализ некоторого минимума проб и их представительство. Неверный выбор пунктов, горизонтов, времени наблюдений, ошибки в организации и технике отбора проб приводят к серьезным искажением информации.

Отбор проб должен учитывать специфику водоема (морфологию, гидрологию, характер водосбора). Отделяют простые и средние пробы. Простые пробы отбираются в полном объеме в данный момент в данном пункте. Смешанные пробы представляют собой объединенную по тому или иному признаку серию простых проб, то есть такой отбор, при котором каждая проба отбирается в обозначенном (временном или пространственном) месте.

В тех случаях, когда целью исследования не является поверхностный или природный слой, пробу отбирают на глубине 20-30 см от поверхности на таком расстоянии от дна, которую предполагает прибор для отбора воды. Пробы отбирают или смешивают по глубине, или в ряде точек в поперечном сечении на стержне потока. Для малых потоков смешанная по глубине проба равна пробе, взятой в центре потока. Большие потоки, а также пробы озер и прудов требуют отбора определенных разрезов, вертикалей и горизонтов на основе гидрологической и гидрохимической рекогносцировки.

Отбор проб воды (особенно атмосферной ") следует проводить одновременно с фиксацией метеоусловий. Непосредственному отбора проб воды предшествуют замеры уровня воды, измерение температуры воздуха и воды.

Замеры уровня воды поверхностных водотоков и водоемов производится специально оборудованной водомерного вехой. Температуру воздуха измеряют сухим термометром на теневой стороне вдали от источников тепла на высоте 1,0 м от поверхности земли. Температуру воды измеряют в водотоках до отбора пробы, а в колодцах и скважинах - после замера уровня и прокачки. Прокачки продолжают до тех пор, пока из скважины (колодца) не будет поступать длительное время вода с постоянной температурой, что является подтверждением ее притоков из водоносного слоя.

Важное значение имеет частота отбора проб, которая устанавливается с учетом цели исследования и условий наблюдений. Наиболее удачным вариантом сроков гидрохимических наблюдений является период с 1 апреля до ЗО сентября.

Перед отбором пробы, посуду моют 2-3 раза исследуемой водой для того, чтобы, во-первых, уничтожить остатки пыли и другой грязи, которая может попасть в посуду, во-вторых, чтобы произошла адсорбация стенками посуды химических компонентов из воды, которая идет на анализ, но не с того объема, который предназначен для анализа,

При отборе проб, предназначенных для отправки в лабораторию, посуду следует наполнить водой так, чтобы под пробкой оставалось свободное пространство высотой 1-3 см. Проба должна быть закупоренной и так промаркирована, чтобы подпись не повредилась при транспортировке.

Анализ воды.

І Общие замечания

1. Анализ воды следует делать сразу же после отбора пробы, так как при стоянии воды изменяется содержание ряда компонентов.

2. Учитывая скорость изменения физических свойств и химического состава воды, осуществляют такой порядок определений:

мутность, цвет, запах, рН, плотность, вкус.

3. Мутную воду перед анализом фильтруют: не фильтруют воду только при определении мутности, рН. газового состава и иона аммония.

ІІ Определение физических свойств

Мутность. Для определения степени мутности обычную пробирку наполняют исследуемой водой почти до верха, выставляют ее на черную бумагу и глядя сверху, отмечают результаты наблюдений.

Различают следующие степени мутности:

прозрачная, слабо опалесцирующая, опалесцирующая, слабо мутная, мутная, очень мутная.

Цвет определяют только в прозрачной воде Обычную пробирку белого стекла наполняют водой вверх, ставят на белую бумагу и, глядя сверху, определяют цвет. Для ориентировочной оценки цвета в градусах, можно пользоваться таблицей: Приложение 4


Простое приспособление для определения цвета и прозрачности воды представляет собой закрашеный белой масляной краской круг из жести диаметром 20 см, который закреплен на трех подвесках к шнуру. Шнур размечают на дециметры. А чтобы диск легко погружался в воду, к нему подвешивают груз. Глядя сквозь слой воды на диск, определяют окраску. Глубина погружения при этом должна всегда быть одинаковой, такой, чтобы диск хорошо видно даже в мутной воде. Для определения прозрачности (мутности) диск погружают до тех пор, пока его видно. Глубину погружения (а эта величина пропорциональна прозрачности) измеряют по разметке шнура.

Запах. Для определения запаха пробирку наполняют водой примерно на 3/4 объема, плотно закрывают пробкой, несколько раз взбалтывают, затем вынимают пробку и сразу нюхают.

Различают характер и интенсивность запаха, без запаха, землистый, слабо затхлый, сильно болотный, сероводородный и т.п.

Для ориентировочной оценки запаха в баллах можно пользоваться таблицей: Приложение 5

Вкус воды определяют при условии отсутствия подозрения на ее загрязненность. Определение проводят при температуре 20-25 ° С и 50-60 ° С. При определении вкуса, воду набирают в рот небольшими порциями и не глотают. Отмечают не только вкус воды (соленый, горький, кислый и др.), но и привкусы (железистый, вяжущее и проч.).

Плотность - это отношение массы вещества к ее объему. Относительную плотность принято определять по отношению к плотности дистиллированной воды. Относительная плотность является постоянной величиной для каждого химически однородной вещества и для растворов при данной температуре. Поэтому по величине относительной плотности во многих случаях можно судить о концентрации вещества в растворе.

Для быстрого определения относительной плотности жидкости применяют ареометры. Это стеклянная трубка, которая расширяется к низу и имеет. на конце стеклянный резервуар, заполненный дробью или специальной массой. В верхней узкой части - шкала с делениями. Иногда ареометры имеют термометры.

Воду, которая дослеживается, вливают в цилиндр достаточной высоты (в зависимости от ареометра). Относительная плотность зависит от температуры, при которой ее определяют (с увеличением температуры - уменьшается, с понижением ее - увеличивается). Поэтому всегда указывают температуру, при которой проводилось исследование

Занятие № 12,13 Растительный и животный мир своей местности.

Содержание: лес – ценный дар природы. Растительный и животный мир

своей местности. Исчезающие растения и животные,

занесенные в Красную книгу. Лекарственные растения.

Цель: познакомиться с растительным и животным миром своего региона.

Методические рекомендации

Описание растительности проводится преимущественно на ботанических площадках, которые закладываются в пределах природного комплекса, который изучается. Для полного учета растений в травянистых фитоценозах (в степных районах) ботанический площадка должна иметь размеры не менее 100 м2. В рамках древесных фитоценозов (в лесных, балочных районах) - не менее 400м2. Важно, чтобы ботаническая площадка располагалась в пределах одной, наиболее типичной для данного природного комплекса, растительного ассоциации. Выбирая месторасположение площадки, следует учитывать рельеф местности, характер почвенного покрова и увлажнение. Для выбранной площадки уточняется список растений, отмечается высота, обилие, проективное покрытие, фенологическое состояние (фенофаза).

При составлении списка растений, сначала перечисляются злаки, затем осоки, бобовые и разнотравье.

Высота указывается средняя для всех растений данного вида и определяется в сантиметрах.

Обилие чаще определяется по шкале А. Друде:

Очень часто растения сплошь закрывают почву; Часто - растений много; Достаточно часто - растений значительно меньше;

Рассеянно, в небольшом числе - растения приходится искать;

Единичные - растения оказываются лишь при тщательном осмотре площадки;

Единственный экземпляр - на всей площади обнаружено лишь одно растение данного вида.

Проективное покрытие определяется на глаз и отмечается в процентах с точностью до 10%. Различают общее проективное покрытие травостоя и проективное покрытие отдельных видов.

Фенофаза отмечается значками или буквенными индексами: пр - растение прорастает; вег-период вегетации; б - бутонизация; Ц1- расцвет; Ц2 - полное цветение; Цз - отцветания; Пт плоды (семена) незрелые; П2 - плоды (семена) зрелые; П3 - опадение плодов (семян); Отр - отрастание после плодоношения.

Видовой состав древесной (лесной *) растительности описывается по ярусам.

Для каждого вида указывается обилие по 10-балльной системе (например, дуб черешчатый - 8, клен татарский - 2). Отмечаются также средняя высота, средний диаметр ствола на высоте 1,3 м,

После описания всех ярусов древостоя в соответствующие графы заносятся данные о кустарниковых и травянисто-кустарниковых ярусах (название видов, обилие, высота, фенофаза, характер распределения), мохово - лишайниковый покров (мощность, название видов, распростронинии).

Как общий вывод в характеристике естественной растительности дается название растительной ассоциации по предпочтительным видам и группам растений. Это название может быть двух - и трехчленным. Пример сводной таблицы. Приложение 6
Для исследования выбирается участок леса размером 100*100.

1. Время наблюдения - 17 мая2024 года.

2. Тип растительности – лес на пойме.

3. Географическое положение - ЛНР, Славяносербский район, южная часть берега Беляевского озера.

4. Положение в рельефе – пойма р.Северский Донец.

5. Микрорельеф ровнинная часть берега озера.

Занятия №14,15 Исторические памятники, памятники природы

Цель: более детально познакомиться с историческими или природними памятниками своей местности. Установить историю их создания.

Содержание: пешеходная экскурсия. Ознакомление с историческими или природними памятниками своей местности. Установление истории их создания.


План изучения исторических памятников, памятников природы.

1. Местонахождение - область, район, город, село, урочище, положение памятника.

2. Характер памятника: место его сооружения, связанное с выдающимися событиями, революционными, времен гражданской и Великой Отечественной войн, социалистического строительства; мемориальные памятники, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся государственных деятелей, народных героев, деятелей культуры и искусства, памятники архитектуры -древние стены, дворцы, культовые сооружения (часовни, храмы), мосты, надгробные памятники, археологические (следы стоянок первобытных людей, поселений, городищ, курганов, каменных баб и др.)

3. Основные данные о памятнике: рельеф, форма, размеры, стройматериалы.

4. Схема или план расположения памятника, степень сохранности.

5. Исторические сведения о памятнике

6. Современное понимание памятника местным населением (важно их мнение).

7. Легенды, предания о памятнике, фотографии (общий вид, отдельные его части, зарисовки).


Занятие №16 Этнографические исследования своїй местности.

Цель: изучить оссобенности этнографии свого края, его культурные

наследия и традиции.

Содержание: историческое заселение земель, численность населения,

традиции, культура, историческое прошлое.


Главным итогом краеведческой работы должно стать знание учащихся своего края, замечательных земляков, в нем живших и живущих, а значит любовь к малой своей родине, без которой невозможна любовь к единой Родине, ко всем ее населяющим людям, потому что убеждены - любишь в полную силу лишь то, что знаешь умом, и сердцем.

Приступая к работе, важно иметь представление о местности, занятиях людей, исторических событиях на этой территории, ориентироваться в исследуемой области.

При работе с вопросником большое значения имеет выбор информатора. Следует искать человека старшего возраста, который родился в данной местности, имеет хорошую память, наблюдательный (таких, как правило, рекомендуют односельчане). Очень важно также, чтобы информатор сохранял местный говор. Обязательно следует заполнять анкету информатора. Расспрашивая, лучше придерживаться неофициального тона, вести себя тактично.

Чтобы более детально выяснить все вопросы, связанные с отраслью народной культуры, нужно записать нескольких информаторов из села, а при исследовании этого явления на большей территории - в пределах района, области, региона.

Устную информацию целесообразнее записывать на магнитофонную пленку. Особенно это касается фольклора. Записывая фольклор, можно прибегать, в частности, к ассоциативному методу - когда яркое слово вызывает у информатора воспоминание.

Следует записывать варианты слов и мелодий одних и тех же песен, ведь большое количество вариантов свидетельствует о популярности и актуальности песни. Записывая слова от руки или расшифровывая их с кассеты, нельзя сокращать строк, выбрасывать возгласы, иначе текст не будет соответствовать мелодии. Если так же мало слов или их забыли, стоит спросить в соседнем селе может, кто-то помнит.

Когда нет возможности записать фольклорное произведение на магнитофон, можно записать от руки: сказку или устный рассказ следует записывать, сохраняя говор, стилистические особенности языка и произношение рассказчика. Прерывать рассказ или песню нежелательно - ведь при этом нарушается целостность произведения. Если это песня, надо записать слова и, хотя бы схематично, мелодию, чтобы потом вернуться к ней, или порекомендовать кому-то это сделать.

Предметы народного быта, здания, интерьеры лучше фотографировать или зарисовывать. Большую ценность представляют древние фото, на которых представлена местная этнографическая одежда и антропологические типы. Если есть возможность записать в живом воспроизведении целый обряд, идеальным вариантом, конечно, было бы кино- или видеосъемка. В противном случае следует описать каждое действие обряда, последовательность действий и песенное сопровождение.

Очень ценными являются также записи народных терминов и названий (впоследствии можно укладывать отраслевые словари), записи сведений о технике и технологии изготовления изделий народными мастерами (например, изделий бондаря, стельмаха, гончара, кузнеца; ткачества разного рода полотна и т.п.).

Следует заметить, что записывателы, которые постоянно проживают в селе, имеют большие преимущества - ведь они знакомы с жизнью села, им легче сориентироваться в выборе информаторов, вследствие чего они имеют лучшие условия для обстоятельного исследования любой области народной культуры, которая существовала или существует в данной местности. Многие выдающиеся этнографы конца XIX - начала XX в., имели сети корреспондентов-записывателей, которые, живя в небольших местностях, записывали обряды, песни, диалектные слова и направляли их для обработки ученым. Целесообразно было бы энтузиастам изучения народной культуры воспользоваться этим опытом сегодня. Сделанные записи требуют дополнительной проработки и соответствующего оформления. В частности, обязательно нужно указать дату, когда сделана запись, и фамилия, имя и отчество того, кто записал.

Монографические записи сведений из народной культуры представляют большую ценность для истории, в частности для одного из основных ее разделов - народоведения.

Анкета информатора. Приложение 3

Классификация методов сбора этнографической информации.

В этнографии существует два главных класса методов сбора социологической информации: количественные и качественные. Вопрос об использовании и возможности этих двух групп методов связано с пониманием самого предмета этнографии. На практике же сегодня в рамках одного исследовательского проекта очень часто применяют оба класса методов сбора, взаимодополняющих друг друга.

Среди количественных методов выделяют три главных:

1.Метод наблюдения - общенаучный метод эмпирического исследования, который применяется преимущественно для сбора и простейшего обобщения информации. Единицами информации здесь являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения. Различают включенное и невключенные наблюдения, то есть когда наблюдаемые знают или не знают о нем.

2. Метод опроса - получение сведений об исследуемом объекте путем ведения диалога (коммуникации) между исследователем и респондентом с помощью формализованных вопросов и ответов на них.

3.Экспериментальные методики и тесты.



Среди качественных методов выделяют следующие:

1. Исследования отдельного сообщества - изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Всего объектом анализа является один случай. Спецификой является глубинное исследование своеобразия объекта, выводы носят локальный, прикладной характер.

2.Этнографическое исследование - имеет описательный характер, представляет собой всесторонний анализ повседневной практики определенного сообщества с точки зрения ее культуры.

3. Исторические исследования - устная история, исследуется субъективный опыт переживания определенных исторических событий. В зависимости от характера исследовательских задач:

4. Фундаментальное: анализ социальных закономерностей, тенденций;

5.Прикладное: разработка путей совершенствования конкретных социальных объектов;

6. Комплексное: сочетает в себе фундаментальные и прикладные задачи.

В зависимости от типа логической задачи:

Поисковое: поиск исследовательских проблем;

Пилотажное: апробация методик, инструментария;

Описательное: описание структурных элементов объекта;

Экспериментальное: выявление причинно-следственных связей.

В зависимости от отношения к объекту исследования:

Монографическое: объект исследуется как представитель класса подобных объектов;

Сравнительное: сравнение различных объектов или тех же в разное время.

Каждый из методов имеет свою специфику и, соответственно, недостатки и преимущества. Для определения в конкретном исследовании, какой из методов сбора социологической информации является наиболее эффективным, надо учитывать, в первую очередь, познавательные возможности того или иного метода. Так, главной особенностью метода наблюдения является непосредственная связь исследователя с объектом. Это позволяет воспринимать поведение людей в реальных условиях и реальном времени. Очень высокая оперативность получения информации. Главным недостатком является локальность, ограниченность наблюдаемых явлений, невозможность повторения. Наблюдаются только те события, которые происходят в период проведения исследования. При опросе этнолог получает информацию в процессе общения с лицами, которые принимают участие в процессах, которые исследуются. Это наиболее универсальный метод. Он дает возможность получения разнообразной информации про объективные и субъективные характеристики объекта в прошлом, настоящем и будущем, о различных сферах деятельности, в которые включен респондент. Главным недостатком метода являются трудности с оценкой объективности содержания информации, ее достоверности, надежность
















БИБЛИОГРАФИЯ

1.География и экономика в современной школе [Электронный ресурс] ,https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/07/12/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-geografii-i-ekonomiki

2. Метод проектов в географическом краеведении [Электронный ресурс] ,https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2017/05/25/uchebnoe-posobie-metod-proektov-v-realizatsii-regionalnogo

3. Методика организации и проведения групповой внеклассной работы по географии [Электронный ресурс] ,https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/10/13/organizatsiya-vneklassnoy-raboty-po-geografii

4. Организация внеклассной работы по географии как способе формирования экологической культуры школьников [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/10/13/organizatsiya-vneklassnoy-raboty-po-geografii

5.Технология интерактивного обучения [Электронный ресурс] ,https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2023/01/11/interaktivnoe-obuchenie-tehnologiya

6. Экология и охрана окружающей природной среды [Электронный ресурс], https://dl.booksee.org/genesis/791000/efc27236ebef549a60d78bcb2a5342ed/_as/[V.V._Bolyatko.,_V.M._Demin,_V.V._Evlanov,_A.I._Ks(BookSee.org).pdf

7. Школьное краеведение [Электронный ресурс] ,https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2019/10/15/shkolnoe-kraevedenie-i-kraevedcheskiy-printsip-v-obuchenie






























ПРИЛОЖЕНИЯ №1

Обнажение №2

Правьй берег р. Айдара, 2 км западнее от с. Осиновое, в глубоком каньонообразном овраге обнажаются сверху вниз:

А. Почва. Мощность- 0,3 м

Б.Зеленовато-серые, местами уплотненные мелко зернистые пески, содержащие мелкую гальку кремния и кварца, с многочисленными остатками растений и ходами зарывающихся организмов.

Мощность -1,8 м.

В. Ожелезненные песчаники с содержанием обильных растительных остатков (отпечатки листьев, окремнелая древесина, плоды и семена растений,остатки водорослей и т.п.), многочисленныее ходы червей, моллюски и т. д. Мощность- З,7 м.

Г .Гравийно-галечниковый сильно ожелезненный горизонт.

Мощность - 0,6 м.

Д. Мергель белый, очень ожелезненньїй, трещиноватый.

Видимая мощность - 4,2 м

Пример карточки

Обнажение №______ Образец №______

Слой №__________________________________

(название минерала или горной породы)

(место сбора)

Число__________ Подпись


Приложение 2

Таблица3.1

Характеристика типов почв

Механи

ческий состав

Определение на ощупь при растирании

Поверхность среза ножом

Состояние

Проба на раскатывание пальцами

сухое

влажное

Глинистая

Мажется, песчинок не ощущается

Гладкая, блестящая

Грудочки плохо растираются

Вязкая, пластичная

Скачивается в шнур и сгибается в кольцо

Суглинок

Мажется, чувствуются песчинки

Ровная, немного шероховатая

Плотное, но менее твердые грудочки

пластичная

При сгибе в кольцо ломается

Супесчаная

Чувствуются песчинки с примесью глины

Неровная, выступают песчинки

Грудочки ломкие

Слабо-пластичная

Лепится только в шарики, но не сворачивается в шнур

Песчаная

Ощущается только песок

Срез не получается

сыпучий

Не пластичный

Шарики не лепятся


Приложение 3

Таблица 3.2

Формы структуры почвы

Формы структуры почвы

Виды структуры почвы

Поперечник, мм

Грани и ребра структурных частиц выражены плохо:

Глыбовая – не правильная форма и не ровная поверхность

1. Крупноглыбовая

2. Мелкоглыбовая

более 100

100-50

Комковатая – не правильная форма, округлая и ​​шероховатая поверхность.

3. Крупнокомковатая

4.Комковатая 5.Мелкокомковатая

50—30

30—10

10-0,5

Пылеватая

6. Пылеватые.

менее 0,5м



Грани и ребра структурных частиц выражены хорошо:

Ореховатая -более-менее правильная форма; поверхность граней сравнительно ровная, ребра острые.

7 Крупноореховатая

8. Ореховатая

9. Мелкоореховатая

t1758048026aa.gif10.Крупнозернистая

11. Зернистая

12.Мелкозерниста

Более 10

10-7

7-5

Зернистая - более - менее правильная форма, иногда округлая, с гранями шероховатыми или матовыми, то гладкими и блестящими

5-3

3-1

1-0,5

Приложение 4

Таблица 3.3

Определение физических свойств воды


Окраска

Примерный окрас

в градусах по платано-

кобальтовой шкале меньше

Нет окраски

Едва заметное,

слабо-желтоватое

Совсем слабое,

Желтоватое

Желтоватый, светло-желтый

Желтый, интенсивно-желтый

Меньше 10

10

20

40

80

150

300

Приложение 5

Таблица 3.4

Оценка запаха воды в балах

Бал

Интенсивность

Описательное определение

0

1

Нет

Очень слабый

Отсутствие какого-либо запаха

Запах конечно незаметен, но определяется опытным наблюдателем

2

Слабый

Запах, когда на него обратит внимание потребитель

3

Заметный

Запах легко определяется и может вызвать негативную оценку воды

4

Выразительный

Запах привлекает к себе внимание

5

Очень сильный

Запах настолько сильный, что делает воду не пригодной к употреблению

Приложение 6.

Таблица 3.5

Описание сводной таблицы растительности

Растения

Растительность



Деревья

Кустарники

Травянистый покров


ярус

Средняя высота, м

диаметр

Количество

Средняя высота, м

Фенофаза

Степень покрытия в %

Количество

Высота в, см

Фенофаза

Степень покрытия в %

Дуб

68%

14м

1,5м



t1758048026ab.gif

цветение




цветение


Тополь

6%

12м

1,2м











Верба

8%











Сосна

10%

0,8м











Клен

3%

0,7м











Осина

2%

0,8м


t1758048026ac.gif





t1758048026ad.gif




Береза

3%

0,8м











Ясень

1,5%

0,6м











Глёд




9

4,5м



0,25%






Шиповник




8

2,5м



0,25%






Разнотравъе(в сухом виде)









3,8кг

0,6м



30%












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.