Методическое пособие по формированию навыков глобального чтения у обучающихся с ОВЗ на тему «Узнаем слова и читаем»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «УЗНАЕМ СЛОВА И ЧИТАЕМ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ГЛОБАЛЬНО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Формирование навыков чтения у обучающихся, не владеющих вербальной речью, как правило, занимает длительный период времени. Рекомендуется детей, нуждающихся в средствах альтернативной и дополнительной коммуникации, начинать обучать чтению и письму как можно раньше (с самого рождения) чем детей, у которых речь развивается правильно.
Обучение чтению детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития аналитико-синтетическим методом является трудной задачей, ввиду несформированности мыслительных процессов, низкого уровня развития речи или её отсутствия, не развитых фонематический процессов. Метод глобального чтения является структурой обходных путей, которые возникают тогда, когда операция на прямом пути оказывается отрезанной.
Глобальное чтение основано на зрительном раскодировании значении. Базой глобального чтения выступает зрительная и слуховая память, без выполнения анализа и синтеза написанного слово. Этап глобального чтения является переходным и начальным для формирования навыков чтения аналитико-синтетическим методом и для развитого, быстрого чтения.
Первым этапом глобального чтения является зрительное распознавание слов и подбор подписи к картинкам. На втором этапе с картинки убирается подпись слова, ребенку необходимо соотнести написанное слово с картинкой уже без образца. При переходе на третий этап все освоенные слова разрезаются на слоги, задача ребёнка составить из данных слогов слово и прочитать его. Четвёртым этапом глобального чтения является составления изученных слов из отдельных букв.
В процессе обучения глобальному чтению проводится слуховой тренинг. Неговорящие дети не имеют возможности читать вслух – важно, на этапе обучения чтению обеспечить им слуховую поддержку – чтение вслух текста взрослым либо использования технологического устройства. Слуховой тренинг способствует усилению слуховой памяти слова, закреплению фонологического образа слова. Ранняя поддержка развития предполагает период развития фонологического сознания.