12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дейнеко Светлана Викторовна16

Особенности использования технологии ТОГИС


Дейнеко Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 50 города Макеевки»


Современное общество сформулировало принципиально новые цели образования. Потребности рынка труда, высокие технологии, ноосферное сознание, доступность любой информации и общепризнанное право каждого гражданина на этот самый доступ требуют от современной школы создания условий, при которых ресурсы сети были бы абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволит изменить образовательную парадигму, отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.

Для решения этих задач необходимо использовать принципиально новые

образовательные технологии – деятельностно-ценностные. Одна из них – Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе

(ТОГИС), разработанная В. В. Гузеевым.

Технология ТОГИС применяется в следующих направлениях:

выработка навыков научного исследования, организация эффективного

поиска необходимой информации с использованием современных

компьютерных телекоммуникационных средств;

генерирование способов решения проблемной задачи;

рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде

сопоставления результата работы с достижениями общественного развития.

ТОГИС – технология деятельностно-ценностная, главный элемент учебного процесса – решение ценностно-деятельностных задач. Акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании.

Пример задачи.

Имя задачи А. Фет

Предмет Литература.

Класс 10.

Тема. Особенности творчества А. Фета.

Профиль Общеобразовательный.

Уровень Общий.

Текст задачи.

"Из стихотворений Фета прежде всего явствует, что он - поэт, отказавшийся от слова. Ни один писатель не выражает так часто, как он, своей неудовлетворенности человеческими словами. Они для него материальны и тяжелы; "людские так грубы слова" и никогда не соответствуют "неизреченным глаголам" духа, которые в минуту вдохновенья зарождаются в священной тишине. Слова только приблизительны." Согласны ли Вы с таким утверждением Ю. Айхенвальда?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 3 выпусках. Вып. 1. М., 1906 - 1910; 2-е изд. М., 1908 - 1913.

Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. — Изд. 2-е — Л., 1990.

Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. — Том 3. — Л.: Наука, 1980.

Трубачев С. Фет, Афанасий Афанасьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. — Л., 1969.

Web-сайты:

http://dugward.ru/index.html

http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=19

https://russia.tv/video/show/brand_id/37665/episode_id/218011/video_id/218011/

http://a-fet.ru/

http://www.afanasiyfet.org.ru/

Культурный образец.

http://dugward.ru/library/fet/aihenv_fet.html

Из стихотворений Фета прежде всего явствует, что он - поэт, отказавшийся от слова. Ни один писатель не выражает так часто, как он, своей неудовлетворенности человеческими словами. Они для него материальны и тяжелы; "людские так грубы слова" и никогда не соответствуют "неизреченным глаголам" духа, которые в минуту вдохновенья зарождаются в священной тишине. Слова только приблизительны. О, если бы можно было отвергнуть их неискусное посредничество! О, если б без слова сказаться душой было можно! Тишина, дыхание, вздохи; глаза, которые смотрятся в глаза другие; призыв, переданный "одним лучом из ока в око, одной улыбкой уст немых"; золотое мигание дружественных звезд - все это гораздо красноречивее нашей бледной речи; все это - понятные и чудные намеки, которые вообще для Фета более желанны, чем постылая и мнимая отчетливость слишком умного, определяющего слова…

Но без слова нельзя обойтись. Естественно только, что наш поэт употребляет их очень мало, как можно меньше, и каждое из его характерных стихотворений сжато и коротко. Фету совсем не пристало бы многословие… Ведь стихотворение - молитва, а смысл молитвы - в том, что она коротка: ей больше одного слова не нужно, и в одно слово необходимо сосредоточить ее пафос, ее глубокую душу. Вся трудность - в том, чтобы его, единственное, найти; оно и будет слово мировой загадки. И в одном стихотворении Фета мы читаем даже:

Не нами 
Бессилье изведано слов к выраженью желаний: 
Безмолвные муки сказалися людям веками; 
Но очередь наша, и кончится ряд испытаний 
Не нами.

Итак, человечество страдает тем и от того, что для своей молитвы не может найти надлежащего слова. В этом - вся трагедия и вся история; последняя - не что иное, как смена людских поколений, ищущих слова.

Его не нашел Фет и от дальнейших поисков отказался. Его любимые речи - это "речи без слов". Поэт молчания, певец неслышимого, он потому и слова подбирает не очень тщательно, не очень разборчиво и соединяет их почти как попало ("не мне связных слов преднамеренный лепет"); не безразлично ли в самом деле, какое слово произнести, когда все равно ни одно из них не отвечает мысли и чувству, когда мы обречены на вечную невысказанность и немоту души, когда - "друг мой, бессильны слова - одни поцелуи всесильны"?..

Оттого - и частая внешняя бессвязность его стихотворений, причудливый синтаксис и слова, поставленные рядом как бы случайно, без внутренней необходимости. Оттого знаменитое "шепот, робкое дыханье" - ряд подлежащих без сказуемого: ибо что сказать? Оттого он "шепчет не слова": не в словах дело; и то, что он всегда скорее шепчет, нежели говорит, - это тоже показывает его небрежность в обращении со словом, которое по природе своей громко. Фету чужды цельные и внятные предложения, ему дороже "шепот, шорох, трепет, лепет": у него стихи движутся "воздушной стопою"; они - чуть слышные, едва произнесенные; у него - звуки, самые тихие в нашей литературе, и вообще он - шепот русской поэзии.

Методический комментарий.

Анализ поэтических произведений произведений А.Фета сложен для

учащихся. Задача учителя − показать, что Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь

человека.

Литература

Гузеев, В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК // Методист. – 2007. – № 10. – С. 5-10.

Гузеев, В.В. Краткий очерк технологии ТОГИС // Педагогические технологии. - 2010. - № 3. - С. 60-76.

Практикум по образовательной технологии ТОГИС. Краткий сценарий // Современные образовательные технологии: Сборник статей и методических материалов / НОУ "Институт современного образования". - Калининград, 2007. - Ч. 1. - 163 с. - С. 113-142.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.