Доклад для аттестации «Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения»

2
0
Материал опубликован 19 August 2023

Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно).

Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и учебной нагрузке.

Для российских школ актуальны следующие документы:

ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);

ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);

ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);

Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности обновленных ФГОС начального образования

ФГОС 2022 года — это усовершенствованные версии предыдущих образовательных стандартов, в которых более детально проработаны требования к процессу и итогам учебной деятельности. Следовать им должны все школы РФ.

Новый стандарт для начальной школы, как и прежние ФГОС, представляет собой комплекс условий, которые необходимо выполнять в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Однако целью нового стандарта НОО является не только повышение качества образования, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих веяниям времени.

В новые ФГОС НОО внесли достаточно изменений по сравнению со старыми стандартами. Рассмотрим поподробнее.

Новые ФГОС общего образования: основные изменения 

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 

Вариативность.

 Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 



Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, «Паскаль», Java и С#.

Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Единство обучения и воспитания

Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован и становится понятно, что в него входит. 

Например, патриотическое воспитание​.

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Теперь понятно, что патриотизм понимается как:

интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;

ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.



Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Краткие выводы:

Проект новых ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.

Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.

Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. 

Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Требования к педагогическому персоналу

Анализ ФГОС НОО 2022 года показывает, что изменения в работе школ коснутся не только учеников и их родителей, но и педагогический персонал. Основное нововведение касается необходимости использовать в своей работе цифровые образовательные ресурсы.

Также учителя обязаны:

постоянно повышать свое мастерство и квалификацию путем прохождения онлайн-курсов;

активно использовать на уроках цифровой контент;

разрабатывать практические и лабораторные работы с использованием интерактивного электронного контента (симуляторов, виртуальных лабораторий и др.).

При том столь активное использование цифровых технологии обязательно должно быть обосновано в рабочих программах. Иными словами, все учебные методики должны быть приспособлены к IT, и это одно из главных профессиональных качеств современного педагогического работника.

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации