Памятки для уроков русского языка
Памятки для выполнения разборов в начальной школе. (Школа России)
Сделай разбор:
Мороз1 – фонетический разбор ( звуко-буквенный)
Подсказка2 – морфемный разбор ( разбор по составу)
Наука3 – морфологический разбор ( разбор как части речи)
Светит яркое солнце.4 - синтаксический разбор ( разбор по членам предложения)
Образец фонетического разбора:
Мороз, мо-роз
м – [м] – согл., звон. непар., твер.парн.
о - [а] – глас., безуд.
р– [р] – согл., звон.непар., твер. парн.
о – [о] – глас., удар.
з – [с] – согл., глух. парн., твер.парн.
5б., 5зв.
Делают, де-ла-ют.
Д – [д,] – согл., звон.парн., мягк.парн.
е - [э] – глас., удар.
л - [л] – согл., звон.непар., твер.парн.
а – [а] – глас., безуд.
ю –[й,] – согл., звон.непар., мягк.непар. . [у] – глас., безудар
т - [т] – согл., глух.
6б., 7зв.
Запомни: буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова ( якорь), после гласной (поют), после ь и ъ ( семья). Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, если стоят после согласной.
Морфологический разбор имени существительного.
Часть речи.
Начальная форма ( им. п., ед. ч. – если есть)
Собственное или нарицательное.
Одушевлённое или неодушевлённое.
Род.
Склонение.
Число.
Падеж.
Синтаксическая роль в предложении.
Горные вершины спят во тьме ночной.
Вершины – сущ.,(что?) вершина, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., стоит во мн. ч., им. п., подл.
Во тьме – сущ., (что?) тьма, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., стоит в п. п, обст.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Часть речи.
Начальная форма ( им. п., ед. ч., м.р.)
Род ( только в ед ч.)
Число.
Падеж.
Синтаксическая роль в предложении.
Липа украшает городские улицы.
Городские ( улицы) – прил., какой? городской, стоит во мн. ч., В. п., опред.
Морфологический разбор глагола.
Часть речи.
Начальная форма(неопределённая форма – инфинитив)
Спряжение.
Время.
Лицо (в форме настоящего времени)
Число.
Род ( в форме прошедшего времени)
Синтаксическая роль в предложении.
Украшает – глаг., ( что делать?) украшать, 2 спр., наст. вр., 3 л., ед. ч., сказ.
Синтаксический разбор предложения.
Дать характеристику предложения по цели высказывания, интонации и по распространенности.
Выделить грамматическую основу.
Подчеркнуть второстепенные члены.
Подписать части речи.
Налетел с речки ветер.( повест., невоскл., распр.)
Запомни:
По цели высказывания различаются:
-повествовательные предложения,
- побудительные предложения,
- вопросительные предложения.
По интонации:
- восклицательные предложения,
- невосклицательные предложения.