Отчет «Совершенствование деятельности куратора по духовно-нравственному воспитанию студентов»
Совершенствование деятельности куратора по духовно-нравственному воспитанию студентов
В ХХI веке российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, чувства, поведение.
Учитывая все проблемы, которые сложились в российском обществе и образовании, необходимо своевременно оказать молодежи содействие в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, помогающих сформировать общекультурные и профессиональные компетенции.
В настоящее время я курирую группу студентов первого курса, обучающихся по специальности: «Дошкольное образование».
Организуя воспитательную работу в своей группе, руководствуясь Уставом колледжа, выработала систему определённых правил:
Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие обучающихся.
В воспитании нравственности обучающихся не должно быть мелочей.
Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности обучающихся, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые им присущи.
Цель воспитательной деятельности: воспитать высоконравственных, образованных, творческих студентов, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, родине.
Исходя из намеченной цели воспитания, определила задачи воспитательной деятельности: также можно посмотреть на слайде.
Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждой личности.
Формирование активной гражданской позиции.
Развитие инициативы и творчества.
Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
Построение отношений дружбы и заботы друг о друге.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня воспитанности обучающихся.
Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
Сплочение коллектива группы.
Сплочение родительского коллектива.
Повышение познавательной активности обучающихся.
Планируя воспитательную работу с коллективом группы, определила те формы, руководствуясь которыми я строила свою работу: кураторские часы, экскурсии, беседы, конференции, участие в проектах, конкурсы, посещение музеев, библиотек.
Личностно-ориентированный (гуманно-личностный) подход – это мой подход! Это значит, что мы работаем рука об руку: студенты + куратор + родители!
В моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить студентов с правилами поведения.
Заинтересованной стороной образовательного процесса являются родители, поэтому развивающая и коррекционная деятельность требует непосредственного сотрудничества с родителями: анализ конфликтных ситуаций; беседы по вопросам адаптации; консультирование по вопросам обучения и воспитания.
Процесс духовно-нравственного воспитания в колледже характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на обучающихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час. С высокой результативностью и интересом для студентов группы КД1/2 были проведены классные часы по темам: «Мы против терроризма», «Твори добро, ведь имя твое – Человек», «Учитель-воспитатель-педагог», «Толерантность - путь к миру», «Вместе против коррупции».
Большую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся играет участие в общеколледжных и региональных мероприятиях, которые способствуют воспитанию личностной характеристики студентов, объединяют такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Так, например, в рамках проекта «Разговор о важном» проводятся беседы на самые важные темы в жизни человека.
Также с большим энтузиазмом студенты КД ½ курса приняли участие:
в организации и проведении мастер-классов на площадке СПО в праздновании Дня города;
в онлайн флешмобах «Дети против террора», «Мой родной язык»;
в праздновании дня учителя (оформили стенгазету);
в акции «Посылка солдату»;
в международной просветительской акции «Большой этнографический диктант»;
в онлайн конкурсе «Наша студенческая жизнь».
Неоценимую роль в стремлении к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, занимает добровольческая деятельность студентов в различных социально-значимых акциях.
Посещение театров, выставок, музеев, экскурсии по памятным местам также обогащают нравственный мир обучающихся, развивают их эстетический вкус.
В рамках празднования 163-летней годовщины со дня рождения К.Хетагурова студенты КД1/2 курса посетили музей им. К.Хетагурова, приняли участие на торжественном возложении цветов к могиле Коста. Отрадно отметить, что после посещения музея им. К.Хетагурова сотрудники пригласили нас на совместное занятие по теме: «Идейно-эстетическая концепция поэмы К. Л. Хетагурова «Се человек».Очень насыщенной, плодотворной была «Неделя Коста» в колледже, были организованы разнообразные мероприятия: выставка книг, литературная гостиная, виртуальная экскурсия, викторина, конкурс чтецов, где студенты КД1/2 курса также были активными участниками. Студентка Пишванова Валерия стала лауреатом диплома ⅠⅠⅠ степени в конкурсе чтецов «Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, вселенная – Отечество мое!...».
Эффективным ресурсом в духовно-нравственном воспитании обучающихся является взаимодействие с общественными организациями.
В 2022 году в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» при участии Министерства РСО–Алания по национальной политике и внешним связям был организован проект «Малусæг». Именно при его поддержке юные дарованиям смогут найти свое место под солнцем и в дальнейшем творчески развиваться. Свои двери для проведения ⅠⅠⅠ этапа конкурса открыл педагогический колледж. Студенты Ⅰ-го курса вместе с куратором приняли активное участие в конкурсе, как в качестве участников, так и в качестве организаторов.
Одним из путей осознания, преодоления опасности социальных вызовов является духовно-нравственное просвещение студентов в рамках их научной деятельности.
В ХX Республиканском конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку» студентка Пишванова Валерия выступила с докладом тема которого: «Интерпретация темы детства в поэзии Алексея Николаевича Плещеева и К.Л.Хетагурова», заняла ⅠⅠⅠ место.
Для формирования интереса и мотивации обучающихся к истокам национальной осетинской культуры, осетинскому быту и языку в колледже с помощью активной позиции студентов создан уголок осетинского языка и литературы, национальной культуры. В рамках акции «Подари книгу», студенты КД1/2 курса обогатили уголок книгами осетинских писателей.
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива группы, интеллектуальному, нравственному становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей.
Можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание обучающихся является одним из основных компонентов образовательного процесса в колледже, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Уверена, что деятельность куратора должна иметь систематический и планомерный характер, только тогда она будет эффективной.
Литература.
Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Щуркова Е. Н. Классное руководство: Теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Webquest. Wikipedia. Die freie Enzyklopadie. [Электронный ресурс]. — 2010.-Режим доступа: http://de.wikipedia org/wiki/Webqu
Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель / Л. К. Гейхман. — Пермь: Изд-во Пермск.ун-та, 2002–260 с. : ил.
Чеботарева Т.А. Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). -- Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. -- С. 118-121.
4