"Полезные связи"
Методическая разработка
«Полезные связи» для ценных коммуникаций, правила и способы
Наталья Борисовна Кокорина, учитель МАОУ СОШ 7,
руководитель РМО учителей Октябрьского района г. Екатеринбурга
Улыбка - она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает,
не обедняя при этом тех, кто ее дарит.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее;
и нет такого бедняка, который не стал от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и
служит паролем для друзей.
Она - вдохновение для уставших,
дневной свет для тех, кто упал духом,
солнечный луч для опечаленных, а также
лучшее противоядие от неприятностей.
И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить,
нельзя одолжить, ни украсть,
поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!
Дейл Карнеги.
Цель: Развитие профессиональной культуры учителей, посредством «Полезных связей».
«Мы всё время говорим о том, как лучше сделать для ребёнка. Как сделать так, чтобы ему было прекрасно, понятно и комфортно. Мы почти никогда не говорим о том, что нужно сделать для учителя, чтобы он ощущал себя комфортно. Как создать условия, которые помогли бы в этой среде работать?»
Марина Вайндорф-Сысоева.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Ответом на вызовы и вопросы времени могли бы стать профессиональные сообщества. Они объединяются вокруг людей, идей. Они позволяют обмениваться практикой, опытом. «Полезные связи» - социальная и профессиональная деятельность, которая направленна на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых, работающих или имеющих связи в той или иной сфере, максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи. Взаимовыгодные связи, так называемый симбиоз - это основа любой работы.
Каждому нужно помнить, что в одиночку человеку очень сложно прийти к цели. Совместными усилиями это сделать гораздо быстрее и проще. Вот тут то и начинает действовать закон синергии, ведь любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет целостности, а также максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов.
Одно из основных правил «Полезных связей» - это быть нужным и ценным для людей.
Важные принципы:
- начинать знакомство в любой ситуации
- принцип «Какая от меня польза?»
- обмен нужной, важной информацией
- принцип положительного, радостного настроя
- каждое знакомство самоценно
В деле педагога отражены эти принципы, но легко ли в реальности следовать им, особенно, если речь касается общения и взаимодействия с коллегами. В современном мире, в мире информационных и цифровых технологий, меняются образовательные стандарты, появляются различные направления и активно обсуждается роль и цель учителя (наставника), чтобы быть в курсе тенденций недостаточно посещать конференции и профессиональные слеты.
Требуется что-то более значительное, как создание личной сети контактов - сообщества, которое позволяет быть в курсе каждого направления, которое дает возможность обмениваться бесценным опытом, задавать интересующие вопросы и решать совместно, сложные педагогические задачи.
Данный формат общения, позволит учителям чувствовать себя более удобно и уверенно, ведь они будут знать, что рядом находятся люди/коллеги, готовые всегда поддержать и помочь. Кроме того, «Полезные связи» помогают выявить талантливых учителей, которые могут стать наставниками для своих коллег и поделиться знаниями и опытом.
«Полезные связи» поддерживают высокий уровень профессионализма и способствуют развитию педагогического сообщества. Благодаря им, устанавливается контакт не только с педагогами своей школы, города или области, а также всего мира.
Правила:
Заметная позиция
«Полезные связи» - это активный вид деятельности. Все участники должны быть «живыми». Энергичность/шустрость, должна проявляться как в количестве и регулярности участия в различных мероприятиях, так и во включенности и вовлеченности в процесс. В «наше время» можно найти много площадок и мероприятий для взаимодействия и общения как между собой, так и с другими «полезными» людьми.
Персональное стремление
Участникам «полезных связей» желательно еще до его начала мероприятия четко понимать, чего хочется достичь благодаря участию, какими связями пополнить свою сеть, какую пользу можно вынести из выстроенных отношений.
Симбиоз
Общение только тогда продуктивно, когда в нем заинтересованы все стороны и все стороны стремятся помогать/отдавать, а не брать/получать. Сеть полезных деловых/рабочих контактов строится так же, как и любые личные отношения между людьми. Этими кирпичиками являются: уважение, доверие, искренняя заинтересованность и участие в делах/интересах другого человека. Важно научиться слушать и слышать людей, стремиться понять, как и чем взаимодействие будет полезно им, а не только думать о личной выгоде. Залог успешного построения отношений - готовность первым сделать шаг навстречу и отдать людям больше, чем хотелось бы получить от них.
Всегда готов
К любому делу, нужно готовиться: в зависимости от целей и особенностей мероприятия, можно подготовить краткий спич о себе, и, по возможности, изучить информацию о других предполагаемых участниках - всех, с кем необходимо наладить контакт. Рассказывая о себе, важно говорить только о том, что может быть интересно и актуально собеседникам - как правило, это всё, что может быть им полезно в работе или делах. Не стоит пренебрегать и нормами этикета - второго шанса произвести первое впечатление ни у кого не бывает: опрятный и уместный внешний вид, пунктуальность, вежливое и дружелюбное общение без фамильярностей еще никому не пошли во вред.
Не молчи
Не задавать вопросы - это опасно, потому что тогда ты не продвигаешься в своём развитии. В эффективной коммуникации заинтересованы все участники. Никто не хочет потратить время впустую, все хотят, чтобы оно прошло максимально полезно и принесло результат. Поэтому важно проявлять активность, не стесняться, задавать уточняющие, углубляющие тему вопросы, быть открытым, пополнять свои высказывания примерами из жизни. В случае с «Полезными связями» быть излишне активным и «навязчивым» невозможно.
«Полезные связи» с коллегами из разных городов, уголков нашей необъятной страны и целого мира, дает ещё один важный эффект - социализацию в профессиональной среде. Любое сообщество - это такое воздушное облако, которое позволяет учителю жить сегодня, понимать, что он не один, найти всегда своего друга, коллегу, который поможет в самой трудной ситуации, подскажет, что делать, получит от такого общения наслаждение.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Мастер - класс: «Ларец самородков»
Н.Б. Кокорина, учитель МАОУ СОШ 7,
руководитель РМО учителей Октябрьского района г. Екатеринбурга
«Изменения начинают с нас самих, и вдохновение, которое мы можем передать другим,
может создать цепную реакцию.
Когда мы работаем над собой, развиваем свои навыки и ценности,
это может влиять на людей вокруг нас и, побуждать их следовать нашему примеру.
Важно помнить, что даже маленькие шаги могут привести
к значительным изменениям в обществе».
Форма проведения: формат «Полезные связи»
Место проведения: актовый зал/кабинет
Цель: организовать и провести мастер-класс для ценных коммуникаций педагогов.
Задачи:
- создать уютную, дружескую обстановку для педагогов;
- познакомить участников мероприятия между собой;
- создать условия для обмена полезными контактами, полезным опытом.
Необходимые материалы:
- Самородок с окрашенными гранями (по одному участника);
- Ручка, маркер на каждого участника;
- 6 ларцов разного цвета:
Родонит - красный цвет; Златолит - желтый цвет; Малахит - зеленый цвет; Горный хрусталь - белый цвет;
азурит - синий цвет; Ильменит - черный цвет.
- Список вопросов.
Предварительная работа:
Необходимо развесить на стены или разложить самородки разного цвета на столы в актовом зале/кабинете. Каждый участник получает один самородок, с окрашенными гранями.
Ход работы:
Добрый день, Уважаемые участники!
Каменный пояс, Рифейские или Гиперборейские горы, так раньше называли Уральские горы, в пределах которых мы живем. Павла Бажова называют символом Урала, или Волшебником Уральских гор. Именно Бажов открыл миру всю красоту Урала, его природу и историю, людей и их уральские характеры, верования и самобытный язык, а также богатства, которые скрыты в недрах гор. Эти богатства - полудрагоценные минералы, а каждый человек на Земле - это кладезь ценностей, которые он несет в этот прекрасный мир! Ценности – это те идеи, обоснования и убеждения, которые мы рассматриваем наиболее важными и значимыми в жизни. Они формируют наше видение мира, поведение, решения и отношения с окружающими.
Эффективные практики образовательных организаций.
1. Я предлагаю ответить Вас на главный вопрос:
- Что для Вас ЦЕННО?; - Какие у Вас есть ЦЕННОСТИ?
Запишите, заполните грани самородка Вашими ценностями.
2. Посмотрите на Вашу работу и пронумеруйте их от 1 до 6, расставляя, по значимости для Вас.
3. Обратите внимание на ценность, которую Вы поставили на первое место и подойти к тому ларцу, цвет которого, соответствует фону на самородке.
4. В образовавшейся группе, начинаем представляться и озвучивать свою ценность, начиная с человека, который имеет самый светлый цвет глаз, далее по часовой стрелке (можно работать в паре). Обсудите в группе/паре, почему эту ценность Вы поставили на первое место?
5. После того, как участники обсудили, просим обратить внимание на ценность под номером два и перейти к следующему ларцу-группе.
6. Алгоритм работы группы, а затем пары тот же самый, но при этом задается новый вопрос, на который и нужно ответить каждому участнику в группе.
Список вопросов:
Почему именно эта ценность была поставлена на первое место?
Как эта ценность помогает Вам в профессиональной деятельности?
В чем польза этой ценности для достижения Ваших личных целей?
Имеет ли данная ценность влияние на Вашу способность принимать важные решения?
Способствует ли эта ценность восстанавливать Ваши силы?
Как эта ценность отражается на Вашем состоянии счастья?
Итог:
Благодарю Вас за участие, а также за откровенность и честность. Надеюсь, что эта работа поможет нам лучше понять себя и других, а также поможет Вам найти общие точки соприкосновения - ведь это ЦЕННО! Личность как носитель уникальных знаний, профессиональных умений и таланта будет востребована Спасибо за участие!
«Обучать - значит вдвойне учиться»
Жозеф Жубер.
Список литературы:
1. Кейт Феррацци - «Никогда не ешьте в одиночку»
2. Дарси Резак - «Связи решают все»
3. Дебора Зак - «Нетворкинг для интровертов»
4. Максим Чернов - «Из связей в князи»
5. Алексей Бабушкин - «101 совет про нетворкинг»
Приложение (внешний вид самородка).